Зарубежные автопроизводители один за другим закрывают производство в России и приостанавливают поставки автомобилей и запчастей. Ремонт дорожает. Спросили у экспертов, как это отразится на стоимости ОСАГО.
По информации Росстата, за неделю с 26 февраля по 4 марта из непродовольственных товаров больше всего подорожали новые легковые отечественные автомобили (на 17,1%) и новые иномарки (на 15,2%). На рынке начинается дефицит запчастей для ремонта, и, как следствие, они тоже растут в цене. Расходы же на ремонт — один из главных факторов, влияющих на стоимость автострахования. Логично предположить, что полисы тоже будут дорожать.
Стоимость полисов пока не меняется
Как заверили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), пока стоимость ОСАГО остается неизменной и, скорее всего, сохранится на этом уровне еще несколько месяцев. Так что имеет смысл продлить полис заранее (это можно сделать за 60 дней до завершения срока его действия), не дожидаясь, пока он подорожает.
«Средняя цена полиса 5,6 тысячи рублей держится уже на протяжении трех лет, но из-за скачка цен, который сейчас произошел, и дефицита запчастей поднять людям страховую премию и сказать, что нужно платить больше по ОСАГО, мне кажется, не совсем верно, — говорит вице-президент РСА Евгений Уфимцев. — Частотность ДТП — 5%, то есть увеличение выплат коснется этих 5%, а если поднять стоимость полисов, это затронет все 100% автовладельцев».
Хотя ситуация для самих страховщиков не очень приятная: продают ОСАГО они исходя из старой стоимости ремонта, а ремонтировать нужно по новой. «Возросшие цены приведут к росту убыточности, которую надо будет компенсировать увеличением страховой премии, а значит, страховщики уже сейчас должны думать о том, как адекватно это отразить в размерах премий для сохранения своей финансовой устойчивости», — говорит руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.
Подорожание ОСАГО неизбежно будет, но, как заверяют в РСА, не резкое. На сколько, эксперты пока ответить затрудняются. «Сейчас непонятно, каким будет рост цен на запчасти, — говорит Уфимцев. — Нужно несколько недель, чтобы понять, что происходит на рынке автозапчастей, кто ушел, кто продолжает работать через какие-то свои схемы — а такое мы тоже наблюдаем, что автомобили перестают продавать, но запчасти продолжают поставлять». По словам президента ВСС и РСА Игоря Юргенса, помимо того, как будет определяться ситуация со стоимостью запчастей, потребуется расширение тарифного коридора ОСАГО. Для этого были внесены законодательные коррективы и Банк России получил полномочия менять тарифы чаще чем раз в год, как это было ранее.
Цены на запчасти новые, а компенсация расходов на ремонт старая
Для автовладельцев, которые компенсацию после ДТП предпочитают получать деньгами (а таких немного), сейчас ситуация не слишком приятная. Размеры денежной выплаты по ОСАГО, для расчета которых страховщики используют справочники запчастей и ремонтных работ, останутся на прежнем уровне. Обновленная версия справочников вступит в силу 19 марта и будет актуальной в течение трех месяцев. Но она не учитывает нынешний рост цен на запчасти. То есть в ближайшие три месяца, несмотря на рост стоимости ремонта, ждать увеличения размера страховых выплат не приходится. Автомобилисты оказываются перед непростым выбором: ждать ремонта от страховой компании, который из-за дефицита запчастей может затянуться, или получить выплату деньгами сразу. Но из-за того, что справочники обновляют раз в квартал, выплата может и не соответствовать реальной стоимости ремонта. «Я бы предпочел ремонт, — говорит Игорь Юргенс. — Сроки его проведения законодательно прописаны». А если страховая компания их нарушает, можно обжаловать это в суде.
Оригинальные запчасти при ремонте заменят на качественные
«В нынешней версии справочников расчет базируется на ценах официальных автопроизводителей, которых сейчас просто нет, они уходят из России, — говорит Евгений Уфимцев. — Поэтому сейчас мы совместно с Банком России отрабатываем изменения, которые позволят правильно отреагировать на уход определенных производителей, перестроить рынок из-за ухода с него дорогих запчастей».
В следующей версии справочников запчастей и ремонта расчет будет проводиться иначе, исходя не из цен на импортные оригинальные детали, которые стоят дороже из-за известной марки и сейчас в дефиците, а из их аналогов. Например, более дешевых деталей менее известных производителей из России и Китая. Для этого Банк России должен внести изменения в утвержденную в прошлом году методику подготовки справочников, заменив понятие «оригинальные детали» для ремонта на «качественные».
Сейчас в России главным критерием определения качества запчастей является цена — она должна быть не меньше 30% стоимости оригинальной запчасти. Например, если оригинал стоит 10 тыс. рублей, то все запчасти дешевле 3 тыс. рублей — некачественные. Но поскольку теперь нет оригинальных деталей, не известно, от чего отсчитывать 30% стоимости.
По словам Евгения Уфимцева, РСА прорабатывает варианты, как будет определяться качество. Не исключено, что главным критерием станет завод-изготовитель, продукция которого будет считаться качественной. «За рубежом сертификационные организации покупают выборочно продукцию производителя, смотрят ее качество и если выдают сертификат, то страховые компании имеют право детали этого производителя использовать в ремонте», — рассказал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов.
«Однако даже неоригинальные комплектующие нужно как-то доставить до станций технического обслуживания и кузовных цехов, — говорит директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева. — И тут встает вопрос нарушения цепочек поставок. Огромная неопределенность, возникшая на рынке, вынуждает иностранные компании остановить свою деятельность для более точной оценки рисков и определения дальнейших направлений своих действий. Ситуация все еще находится в развитии. А пока существуют вполне физические нарушения в цепочках поставок — когда автомобили или комплектующие не могут быть ввезены в Россию».
Вероятно, по этой причине рассматривается возможность использования в ремонте б/у запчастей. Например, на не самые популярные марки авто. Для некоторых машин это может стать единственной возможностью провести ремонт.
Полисы возвращаются на бумагу
Цифровые полисы по-прежнему остаются самым удобным способом оформления, однако ускоренная цифровизация продаж и урегулирования убытков, характерная для периода пандемии, теперь может затормозиться из-за санкций. «В пандемию мы стояли за то, чтобы часть полисов осталась на бумаге, — говорит Евгений Уфимцев. — И это оказалось правильно. Сейчас цифровые продажи работают, но если будут какие-то сбои с оформлением в электронном виде, есть возможность оформить бумажный полис. У страховщиков большие запасы бланков для этого».
Аналогично работают параллельно как электронное урегулирование страховых случаев, так и возможность оформить страховой случай на бумаге.
Узнавать КБМ придется в Банке России
Еще одна новость: автовладельцам по всем спорным ситуациям, например если обнулился КБМ, скоро нужно будет обращаться в Банк России, а не в РСА, как было ранее. Страховщики передают регулятору свою автоматизированную систему АИС ОСАГО. Эта инициатива принадлежит Банку России и обсуждалась еще с середины прошлого года. «В связи с состоянием дел на IT-рынке сейчас мы, естественно, согласились, что АИС ОСАГО берет на себя Банк России, — говорит Игорь Юргенс. — Поддержание ее работы в том виде, в котором хочет ее видеть регулятор, в настоящее время нашими силами и за наши средства практически нереально».
Информацию о КБМ и страхователе в Банке России будут получать не только автовладельцы, но и страховые компании. Можно, конечно, как раньше, оставить свою жалобу и на сайте РСА, но чтобы ответить на нее, потребуется время на запрос сведений у Банка России.