С момента появления понятия самозанятости популярность такой формы ведения бизнеса постоянно растет. Разбираемся, как стать самозанятым и какими инструментами придется обзавестись.
Что такое самозанятость
Самозанятость — это введенный в 2019 году специальный налоговый режим, также известный как налог на профессиональный доход, которым, по данным ФНС, успели воспользоваться более 4 млн человек. По сведениям налоговиков, за первые три месяца года к ним присоединились еще 300 тыс. человек. «ИП меняют форму организации при слишком малых оборотах, а все остальные просто ищут новые источники заработка после сокращения или в дополнение к основной работе, ведь самозанятость можно совмещать с основной работой», — поясняет генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова.
Для кого это подходит
Самозанятыми могут стать граждане РФ и стран ЕАЭС, чтобы легально заниматься профессиональной деятельностью, такой как удаленная работа на фрилансе, фотография, обучение, сдача квартиры, услуги ремонта или перевозки. В режиме самозанятого также можно продавать продукцию собственного производства, но нельзя заниматься перепродажей и нельзя нанимать работников. Всего за год можно получить не более 2,4 млн рублей дохода, но и налогов нужно платить минимум: 4% с услуг физическим лицам и 6% — юридическим.
Регистрация
Для начала нужно зарегистрировать статус самозанятого — это можно сделать в официальном приложении «Мой налог», на сайте ФНС, а также в приложениях ряда банков. Также помочь зарегистрироваться готовы многочисленные биржи, где самозанятые ищут заказчиков. При подаче заявления предстоит выбрать регион присутствия, а также планируемые виды деятельности — их список весьма широк, а выбирать можно до пяти одновременно. Налоговая какое-то время может рассматривать заявление, а затем пришлет результат по СМС.
В приложении «Мой налог» также можно сняться с учета, если вы больше не занимаетесь этой деятельностью или решили стать госслужащим.
Договоры
Став самозанятым и выбрав вид деятельности, логично озаботиться юридической защитой своей работы. Во-первых, стоит набрать в поисковике «договор с самозанятым», прибавив вид деятельности, и просмотреть несколько шаблонов. Важно помнить, что заказчик может заключать с самозанятым только такой договор, в котором прописан конкретный объем работы и срок ее исполнения. Если в договоре будет прописан только круг обязанностей без конкретного объема, это уже будет похоже на трудовой договор, что может быть сочтено попыткой компании уклониться от уплаты налогов. Договоры обязательны для любой задачи, стоимость выполнения которой превышает 10 тысяч рублей.
Кроме того, договоры потребуется подписывать удаленно. Тут есть небольшой нюанс — различие между квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью. Для первой нужно личное посещение одного из удостоверяющих центров и уплата сбора в размере 1–3 тысяч рублей — и так каждый год. Неквалифицированная проще: для нее достаточно загрузить в одном из приложений скан паспорта и селфи. Увы, ее недостаточно. «Для подписания договора в электронном виде самозанятый должен иметь возможность обмениваться электронными документами. А на данный момент такой функции для физических лиц и самозанятых у таких систем пока нет. НЭП самозанятый может использовать для запросов в Росреестр и участия в торгах и различного рода и конкурсах и т. п.», — поясняет Светлана Краснянская, руководитель HR службы Юридической группы «Яковлев и Партнеры».
Чеки
Став самозанятым, вы можете принимать оплату наличными, переводом на карту или банковским перечислением. Заводить специальный счет не нужно — можно использовать уже имеющийся в любом банке. К каждому поступлению денег самозанятый обязан выбивать кассовый чек. Физическая касса для этого не нужна — достаточно зарегистрировать продажу в приложении «Мой налог», указав сумму, название товара/услуги и тип клиента: физическое или юридическое лицо. Там же впоследствии можно отменить продажу, если деньги пришлось вернуть. Чек сформируется в электронном виде, и отправить его можно любым способом: по СМС, в мессенджере или электронным письмом. Важно помнить, что за наличный расчет и перечисление на карту чек нужно выбивать сразу, а за банковский перевод — не позднее 9 числа следующего месяца. За нарушение этого правила налоговая может оштрафовать на 20% от суммы платежа.
Сторонние ресурсы
Для упрощения процедур стоит задуматься о привлечении сторонней помощи. Все крупнейшие банки уже сделали бесплатные сервисы для самозанятых, которые помогают зарегистрировать статус, выбить чек и заплатить налог внутри привычного приложения. В некоторых доступны дополнительные услуги, такие как база с шаблонами договоров. В приложении «Мой налог» можно поменять банк, из которого будет вестись учет — для этого нужно перейти в раздел «Прочее» → «Партнеры».
Более продвинутую помощь — например, выбор заданий, выпуск электронной подписи, гарантию исполнения договоров, авансовые платежи или помощь в работе с иностранными заказчиками, можно получить на биржах самозанятых, которые несложно найти в любом интернет-поисковике. Комиссии на них обычно составляют 1–2% от суммы заказа.
Антон НЕХАЕНКО, Banki.ru
Комментарии
<p></p>
<p>Буквально на днях прочитал статью вот <a href="https://topdeneg.ru/professii/professiya-ekonomist#i-9" target="_self">здесь</a> про профессию экономист и там автор написал, что этот специалист может работать на фрилансе. Тогда встречный вопрос, а может ли он быть самозанятым. </p>