С июля количество вопросов для тестирования неквалифицированных инвесторов может быть удвоено. Выясняем, зачем нужны эти изменения.
Инициатива профсообщества
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) совместно с Национальной фондовой ассоциацией (НФА) направила в Банк России предложения по усовершенствованию тестирования неквалифицированных инвесторов.
У организаций две основные инициативы:
- расширить список обязательных вопросов с четырех до восьми по каждой категории финансовых инструментов;
- добавить еще четыре категории финансовых инструментов, доступ к которым неквалифицированный инвестор может получить только после проверки знаний.
С 1 октября 2021 года брокеры, форекс-дилеры и управляющие компании проводят тестирование частных инвесторов на право предоставления доступа к 11 категориям инструментов:
- Маржинальная торговля;
- Производные финансовые инструменты;
- Договоры РЕПО;
- Структурные облигации;
- Закрытые паевые фонды (ЗПИФ)
- Высокодоходные облигации (ВДО)
- Еврооблигации;
- Облигации со структурным доходом;
- Акции, не включенные в котировальные списки (то есть не допущенные к торгам на бирже);
- Иностранные акции без листинга в России;
- Паи иностранных ETF.
Без дополнительной проверки «неквалам» доступны:
- акции, включенные в котировальные списки;
- ОФЗ, ипотечные облигации и облигации российских эмитентов с хорошим уровнем кредитного рейтинга;
- инвестиционные паи биржевых, открытых и интервальных паевых фондов;
- иностранные ценные бумаги с определенным уровнем листинга и хорошей ликвидностью.
Про тест
Чтобы купить бумагу, доступ к которой ограничен, или воспользоваться кредитом от брокера, инвестор должен будет пройти тест. Вопросы разбиты на две части:
1) Как инвестор оценивает свои знания о фондовом рынке.
2) Оценка знаний инвестора о соответствующей категории инвестиционных инструментов.
Зачем нужен тест?
Брокеры выделили несколько важных причин введения тестирования для их клиентов:
- клиенты без статуса «квала» проверят свои знания, прежде чем инвестировать в сложные финансовые продукты;
- клиенты будут больше внимания уделять обучению (хотя бы для того, чтобы пройти тест);
- число спонтанных эмоциональных сделок с высокорискованными инструментами сократится, а все состоявшиеся сделки будут совершаться более осознанно.
Если инвестор сдавал тест сто раз и не сдал его или ему просто не хочется ничего сдавать, он может попросить у брокера продать запретный инструмент без экзамена. Объем сделки будет ограничен суммой в 100 тыс. рублей. Брокер возьмет с клиента заявление о том, что тот принимает риски, которые последуют за этой сделкой.
Зачем надо больше вопросов?
Речь не идет об изменении количества вопросов на знания об инвестинструменте в самом тесте — для неквалифицированного инвестора их по-прежнему останется четыре. Но по инициативе Банка России, как пояснили Банки.ру в пресс-службе НАУФОР, будет расширен перечень самих вопросов по каждой из категорий инструментов, которые будут попадать в тест методом случайной выборки.
Вице-президент НАУФОР Кирилл Зверев объяснял эту идею регулятора «Интерфаксу» тем, что мера позволит «предотвратить списывание».
В самой ассоциации ранее предлагали не делать фиксированного списка вопросов, а только установить требования к ним, по которым брокеры сами бы формулировали тест.
Увеличение количества вопросов сделает тест для «неквалов» более эффективным, считает Михаил Апанасенко, начальник отдела риск-менеджмента «Фридом Финанс». «Клиентам придется изучить большее количество вопросов и ответов на них. В итоге это должно способствовать повышению их финансовой грамотности», — рассуждает он.
Инвесторам, которые заранее уже изучили суть инвестиционного инструмента, его характеристики и риски, не стоит опасаться добавления новых вопросов в тестировании, утверждает Андрей Салащенко, заместитель генерального директора «Открытие Инвестиции» по взаимодействию с органами власти и общественными организациями.
А вот в отношении неквалифицированных инвесторов, которые не хотели вникать в детали, эффективность теста повысится.
Новые категории биржевых инструментов для теста
Увеличение количества финансовых инструментов, требующих тестирования, в профессиональном сообществе воспринимают с опаской.
«Расширение категорий вопросов приведет к более сложной структуре самого тестирования, запутыванию инвесторов и усложнению систем тестирования брокеров», — говорит Игорь Пимонов, руководитель департамента интернет-брокер «БКС Мир инвестиций».
С коллегой солидарен во взглядах Дмитрий Леснов, руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам». Добавленными категориями инвестиционных инструментов интересуется не более 5% всех неквалифицированных инвесторов, оценивает он. Речь идет о следующих инструментах:
- Паи/акции неспонсируемых иностранных биржевых инвестиционных фондов (ETF).
- Конвертируемые облигации.
- Облигации российских эмитентов, соответствующих требованиям к кредитным рейтингам, но не соответствующих требованиям к применимому праву.
- Облигации иностранных эмитентов, соответствующих требованиям к кредитным рейтингам, но не соответствующих требованиям к приемлемой юрисдикции эмитента.
«Достаточно добавить в действующие тесты отдельные вопросы, затрагивающие эти дополнительные аспекты», — поясняет Леснов.
Нельзя исключать, что у инвесторов «сформируется лучшее понимание инструментов от такой разбивки по категориям», замечает Михаил Апанасенко из «Фридом Финанс». Он утверждает, что добавленные инструменты обладают определенной спецификой и несут в себе риски, несколько отличающиеся от рисков инструментов других категорий.
Правда, в настоящий момент эти четыре новые категории, по словам Апанасенко, не очень востребованы, ведь «предыдущие 11 категорий уже охватывали самые востребованные инструменты».
Паи/акции неспонсируемых ETF
Речь идет об иностранных фондах, которые допущены к организованным торгам на российских биржах при отсутствии договора у биржи (организатора торгов) с лицом, обязанным по ним — чаще с провайдером.
Здесь получается, что НАУФОР и НФА предлагают все ETF разделить на спонсируемые и неспонсируемые и для каждого типа сделать свой тест.
Есть сомнения, насколько он будет востребован у «неквалов» теперь.
«До введения разных ограничений можно было говорить о значительном интересе инвесторов что к одной, что к другой категории ETF, — отмечает Андрей Салащенко из "Открытие Инвестиций". — Сегодня же интерес во многом зависит от дальнейшего развития ситуации с заблокированными активами».
Конвертируемые облигации
Появление других отдельных категорий по облигациям Салащенко связывает «с формулировками закона, нежели с каким-либо интересом со стороны инвесторов к таким инструментам». По его мнению, эти категории вряд ли будут сильно востребованы у инвесторов из-за «фактического отсутствия либо малого количества таких инструментов».
Конвертируемая облигация
— это ценная бумага, которая обеспечивает инвестору регулярный доход в виде купонных выплат (если они предусмотрены условиями эмиссии) с возможностью конвертировать данный актив в определенное количество акций эмитента.Выделение таких облигаций в отдельную категорию связано с тем, что они по сути являются гибридными финансовыми инструментами. Кроме традиционной характеристики долгового актива, в них еще зашито свойство обмена на акцию эмитента. Функционально оно напоминает опцион-колл, то есть контракт с правом на приобретение при определенных условиях. В случае с облигацией у держателя есть право обмена долгового на долевой актив.
Облигации российских эмитентов, соответствующих требованиям к кредитным рейтингам, но не соответствующих требованиям к применимому праву
Эта категория появилась из-за уточнений в Федеральном законе №39-ФЗ. «Есть ряд эмитентов, которые выпускают ценные бумаги в соответствии с необщепринятыми (российским, английским) нормами права. Из-за этого они подразумевают повышенные риски, и, видимо, законодатель решил выделить их в отдельную категорию, подчеркнув возможное наличие рисков, отсутствующих в российском и английском праве», — конкретизирует Дмитрий Леснов из «Финама».
Облигации, отвечающие требованиям к применимому праву
— долговые ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации или правом иностранного государства, являющегося членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или членом Европейского союза (ЕС), либо в соответствии с правом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии при условии, что между таким иностранным государством и Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения.Игорь Пимонов из «БКС Мир инвестиций» отмечает, что эта категория ранее относилась к группе теста по ВДО, но теперь она отделена.
Облигации иностранных эмитентов, соответствующих требованиям к кредитным рейтингам, но не соответствующих требованиям к приемлемой юрисдикции эмитента
Принцип появления этой категории аналогичен предыдущему. «Некоторые инструменты выпущены в юрисдикциях, предполагающих повышенные риски по сравнению с общепринятыми. Чтобы инвестор это отчетливо понимал, принято решение выделить их в отдельную категорию», — комментирует Леснов из «Финама».
Несоответствие требованиям к юрисдикции эмитента
Облигации этой категории выпустило иностранное государство или иностранная организация, учрежденная в иностранном государстве, являющимся членом ЕАЭС или членом ЕС, либо учрежденная в Великобритании и Северной Ирландии при условии, что между таким иностранным государством и Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения. И одновременно должно соблюдаться второе условие: обязательства по этим облигациям обеспечивает или осуществляет юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, у которого есть кредитный рейтинг не ниже уровня, установленного советом директоров Банка России.Михаил Апанасенко из «Фридом Финанс» резюмирует, что речь идет о долговых бумагах иностранных эмитентов, не попадающих в перечисленные юрисдикции. «Ранее считалось, что это наиболее надежные для инвестирования ценные бумаги. Сейчас все сильно поменялось», — добавляет он.
Елена СМИРНОВА, Banki.ru