Мы изучили отзывы пользователей в Народном рейтинге банков и разобрали их вместе с ведущим экспертом отдела анализа банковских услуг Банки.ру Инной Солдатенковой.
Банк навязывает свою страховку
Пользователь с ником User8589223 на странице Народного рейтинга рассказала, что при оформлении заявки на сельскую ипотеку менеджер банка не уточнил у нее, включать ли страховку. Она вошла автоматически.
«На мой вопрос "По сумме займа в 3 млн сколько будет стоить страховка?" ответили: 70–80 тысяч рублей!! (Здесь, как объяснили, все включено, что только можно: и жизни, и здоровья, и имущества, и еще всяких допов). Я позвонила в страховку банка (а никакую другую выбрать нельзя, со слов менеджера). Они вообще знать не знают про такие расчеты, что конкретно за программа страхования применяется к такой ипотеке. Сказали общаться с менеджером по ипотеке. Я промониторила другие страховые компании, да что уж говорить, у меня есть [еще одна] одобренная заявка на покупку недвижимости. Но там вообще сумма в 10 раз меньше — около 9 тысяч на одного созаемщика!»
Что делать?
После размещения отзыва банк связался с клиентом: «Возможно оформить страхование в аккредитованной банком компании, список размещен на сайте».
Ипотечное страхование состоит из страхования жизни и утраты трудоспособности заемщика, страхования недвижимости от ущерба, а также страхования имущественных прав (титула собственности). Если наступает страховой случай, банку выплачивают сумму в размере непогашенного остатка по ипотеке. Стоимость годовой страховки, как правило, зависит от возраста и состояния здоровья заемщика, а также от объекта недвижимости.
«Заемщик вправе выбрать любую страховую компанию, но банки могут прописывать в условиях кредитования, что если страховка будет оформлена в неаккредитованной организации, то ставку повысят, — говорит аналитик Банки.ру Инна Солдатенкова. — Поэтому лучше все же выбирать из числа аккредитованных. Если слишком дорого, то обратиться в другой банк или вообще отказаться от страховки. По закону "Об ипотеке" обязательно только имущественное. Но тогда надо посчитать, что выгоднее в плане переплаты — купить страховку или отказаться от нее».
Банк использовал маткапитал для досрочного погашения ипотеки. Но не так, как собирался сделать заемщик
Пользователь user1317744 написала, что получила разрешение от ПФР на распоряжение средствами маткапитала в качестве досрочного погашения ипотеки. Она планировала уменьшить срок кредитования, что предусмотрено договором.
«В договоре не указано, в какой именно момент должно быть подано заявление. Банк не уведомил о факте поступления средств от ПФР в размере 693 144, 00 руб. на ипотечный счет, поэтому у меня не было возможности подать заявление. После чего банк самостоятельно, без моего разрешения, осуществил досрочное погашение кредита за счет уменьшения ежемесячного платежа. Связавшись с контактным центром, получила информацию, что изменить уже ничего нельзя и что заявление должно было быть подано заранее».
Что делать?
В данном случае банк провел проверку и ответил на отзыв: «Мы пересчитали график погашения договора с изменением срока кредитования».
Заемщики вправе использовать маткапитал на первоначальный взнос по ипотеке, погашение основного долга или уплату процентов по кредиту на покупку и строительство жилья.
«Однако в договоре ипотеки не всегда указывают, в какой момент может быть подано заявление. Как правило, эта информация есть в приложении или на сайте банка. Часто банки дают памятки о досрочном погашении», — говорит Инна Солдатенкова.
Банк не подтверждает пролонгацию страхового договора
Пользователь Оксана рассказала, что банк не подтвердил факт пролонгации страхового договора. Все подтверждающие документы, включая платежку, она выслала на почту кредитора дважды, это сделал и менеджер страховой компании.
«На текущий момент (спустя более 2 месяца) информация о пролонгации так и не появилась в личном кабинете, а автоматический прозвон от банка каждый день уведомляет о нарушениях условия кредитования. По третьему уведомлению банка мне была предоставлена информация о том, что вопрос снова будет решаться 5 дней!»
Что делать?
После размещения отзыва в Народном рейтинге банк ответил, что рассмотрел обращение. Заемщик подтвердила: договор появился в личном кабинете, но автоматические звонки продолжались еще два дня.
«Клиенты часто сталкиваются с такой проблемой. Если после звонка в банк ничего не меняется, можно сходить в отделение, — говорит Инна Солдатенкова. — Если есть подтверждающие документы, факт отправки письма, но при этом банк поднимает ставку, можно жаловаться в ЦБ или обратиться за консультацией на горячую линию Банки.ру».
Как написать отзыв в Народный рейтинг
Народный рейтинг строится на основе проверенных отзывов посетителей Банки.ру об уровне обслуживания и качестве услуг банков. Почитать комментарии пользователей и ответы на них, а также изучить сам рейтинг можно по ссылке. Если вы столкнулись с проблемой и не получается решить ее через поддержку банка, поделитесь ситуацией, чтобы рассказать о своем опыте и решить ее. Также можно поделиться положительным опытом работы с банком и помочь другим пользователям сделать выбор.