При оформлении кредита банк может включить в договор, например, страховку или опцию, гарантирующую минимальную ставку. Что делать, если эти услуги не нужны? Как от них отказаться? И можно ли вернуть деньги, если уже оплатил их, но передумал? Разбираемся на примере отзыва из Народного рейтинга Банки.ру.
«Накрутили 327 тысяч рублей»
Пользователь Банки.ру Анна рассказала, что ее маме-пенсионерке навязали дополнительные услуги в банке при оформлении потребительского кредита.
«Пишу, чтобы, возможно, оградить родителей и просто людей, кто не может сходу и детально разобраться во всех впариваниях, — написала Анна в Народном рейтинге Банки.ру. — Моей маме сверху накрутили 327 тысяч рублей! Без стыда и совести люди работают! Когда до меня дошло это дело и я вмешалась, то в день оформления кредита удалось "отбить" комиссию(!) за низкую ставку в размере 180 тысяч. Я была ошарашена, что в таком размере бывает комиссия…»
По ее словам, маме подключили и услугу страхования: сотрудники утверждали, что это обязательно.
«Через неделю пришли с жалобой, оформленной юристом и на президента банка, с требованием отказа от страховки. И тут, о чудо, вернули без вопросов!»
Что ответил на это банк
После публикации отзыва в Народном рейтинге банк объяснил, что подключил две услуги: «Гарантию минимальной ставки» и страхование.
«При оформлении были презентованы услуги, с которыми вы совместно с мамой ознакомились и подписали договор. Позднее, при детальном изучении договора, приняли решение отказаться от дополнительных программ, — ответил Анне представитель банка. — Сотрудниками заявление было принято и обработано в срок, сумма комиссии уже возвращена на счет кредитного договора. В телефонном разговоре с вашей мамой обсудили все варианты дальнейшей оплаты кредита, приняли решение оформить частичное погашение для того, чтобы совершить перерасчет договора и уменьшить итоговую переплату процентов».
По словам представителей банка, комиссия за подключение услуги «Гарантия низкой ставки» является обязательной для получения минимальной ставки.
Как действовать в таких случаях
Все дополнительные услуги, на которые согласится заемщик, будут прописаны в договоре. Нужно внимательно изучить его перед подписанием.
«Обязательным является только имущественное страхование, — говорит Инна Солдатенкова, ведущий эксперт отдела анализа банковских услуг Банки.ру. — По кредиту оно может потребоваться, если деньги берутся под залог недвижимости. Все остальные услуги являются дополнительными, и заемщик имеет право отказаться от них».
Правда, при отказе от некоторых банк, скорее всего, повысит ставку. Речь чаще всего идет об опциях «личное страхование» и «оплата услуги снижения ставки по кредиту».
«Для отказа надо написать заявление в банк, — говорит Инна Солдатенкова. — При этом от добровольных услуг можно отказаться уже после оформления кредита. Кроме того, при досрочном погашении кредита заемщик в дальнейшем может вернуть часть страховой премии пропорционально прошедшему сроку кредита».
По словам эксперта, если отказываться от дополнительных услуг в момент оформления кредита, банк может в ответ отказать в одобрении без объяснения причин.
Какой в итоге план действий
- Выберите кредитную организацию и проверьте ее в реестре Банка России.
- Выберите подходящий кредитный продукт.
- Задайте вопросы сотруднику банка, уточните детали.
- Возьмите паузу на изучение документов.
- Внимательно читайте кредитный договор перед подписанием.
- Если вам навязали дополнительную услугу, придите в банк, объясните ситуацию и напишите заявление об отмене.
- Если банк отказывается, напишите жалобу в ЦБ и в Народный рейтинг Банки.ру.