По оценкам ГИБДД, на конец 2021 года на российских дорогах было около 64 млн ТС, из них больше 50 млн — легковые машины. Полис ОСАГО нужен каждому автомобилисту. С какими проблемами чаще всего сталкиваются автовладельцы при оформлении полисов и обращении в страховые компании за компенсациями? Мы изучили отзывы пользователей в «Народном рейтинге страховых компаний» и разобрали их вместе с product owner страховых продуктов Банки.ру Юлией Корнеевой.
Не удается оформить или оплатить полис ОСАГО онлайн
Одна из самых частых проблем — трудности с оформлением и оплатой онлайн электронного полиса ОСАГО. Многие клиенты сталкиваются с тем, что после ввода данных ТС и автомобилиста, перед переходом к оплате, система выдает ошибку.
Один из пользователь рассказал, что безуспешно пытался многократно оформить ОСАГО на сайте страховой компании: «Пытаюсь оформить страховку через сайт. Ввожу все данные по машине, водителей, запрашивает сканы то паспорта, то водительского удостоверения. Прикладываю, идет проверка и по завершении выдает: "Приложенные документы не прошли проверку". Попытки оформить полис производились с разных компьютеров, с разными браузерами и даже с разных интернет-провайдеров. Всего было сделано БОЛЕЕ 100 попыток оформить электронный полис в течение трех дней».
Что делать?
В ответ на отзыв страховая компания проверила сайт на работоспособность, подтвердила отсутствие технических неисправностей и предложила направить скриншоты с ошибками в свою техподдержку с указанием номера отзыва в «Народном рейтинге страховых компаний» Banki.ru. После этого пользователь смог успешно оформить полис.
Product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева подтверждает, что любая страховая компания, которая имеет лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должна исполнять требования законодательства, поэтому отказ в заключении договора ОСАГО не допускается.
«Периодически технические проблемы могут возникать из-за ошибок в работе сайта РСА: страховая компания запрашивает данные водителей из базы РСА, чтобы рассчитать стоимость страховки, далее перед оплатой бронируют в РСА свободный номер ОСАГО, если возникает ошибка при этих обращениях, то с оформлением полиса придется немного подождать», — поясняет эксперт.
Страховая компания навязывает дополнительные услуги при оформлении ОСАГО
Клиенты, желающие оформить полис ОСАГО, нередко сталкиваются с тем, что страховые компании уговаривают их приобретать другие услуги в дополнение к страховке.
Другой пользователь столкнулся с тем, что ему отказали в оформлении полиса без приобретения дополнительной страховки «безопасная поездка».
«При оформлении ОСАГО навязывают оформление второго договора "безопасная поездка", мол без второго договора не оформят страховку, при этом цена возрастает в два раза, например, у меня было 6 тыс. р., стало 10 тыс. р., на вопрос оформить только один договор ОСАГО отказали в услуге», — пишет он.
Что делать?
Принуждать к оформлению дополнительных услуг страховая компания не имеет права, поэтому сотрудник страховой компании попросил пользователя составить заявление с указанием Ф. И. О. и времени обращения в офис СК, чтобы разобраться в ситуации.
Юлия Корнеева объясняет, что для страховой компании ОСАГО — высоко убыточный продукт. Предлагая купить дополнительно другой продукт с низким уровнем выплат, страховщики пытаются регулировать убыточность.
«При этом клиент имеет полное право пожаловаться на действия менеджеров страховой компании в Центробанк или может оформить ОСАГО с дополнительной страховкой, а затем расторгнуть «навязанный» полис в течение 14 дней с момента оформления полиса с полным возвратом стоимости дополнительного полиса. Чтобы исключить любые трудности при оформлении ОСАГО, стоит оформить полис онлайн — воспользоваться калькулятором ОСАГО Банки.ру, позволяющим рассчитать цену и оформить полис в одной из 16 страховых компаний с выгодой до 74%», — комментирует Юлия Корнеева.
Страховая компания и СТОА затягивают сроки ремонта
Еще одна распространенная проблема — затягивание сроков ремонта ТС по ОСАГО.
Еще один автомобилист в конце июля 2022 года рассказывал о том, что попал в ДТП 11 мая, но его автомобиль так и не начали ремонтировать.
«Прошу разобраться в ситуации, в которой мне по прошествии 2,5 месяца после обращения в СК еще даже не начали ремонтировать ТС, выполнить ремонт моего ТС либо назначить адекватную компенсацию в кратчайшие сроки», — пишет он.
Что делать?
Страховая компания разъясняет, что такие заминки могут возникать из-за сложностей в процессе согласования стоимости ремонта и запчастей со СТОА.
«Мы получили от вас полный комплект документов. Рассмотрели их в установленный законом срок (20 календарных дней) и приняли решение об организации ремонта, 26.05.2022 выдали направление на станцию. Поясним, после выдачи направления в сервис мы согласовываем ремонт с партнером. Этот процесс является неотъемлемой частью осуществления страховой выплаты и по нему по закону сроков не установлено. В процессе согласования ремонта станция сообщила об отсутствии запчастей и возможности выполнить ремонт в установленные законом сроки. Поэтому мы пересмотрели решение на выплату деньгами. Мы уже составили акт о страховом случае и отправили его на оплату. Когда деньги поступят на ваши реквизиты, подтвердите, пожалуйста, решение вопроса в комментариях», — ответили сотрудники страховой компании.
Юлия Корнеева напоминает, что страховые принимают решение и выдают направление в сервис в течение 20 дней с даты, когда подано заявление. А если СТО не из списка страховой компании, срок увеличивается до 30 дней.
«При несоблюдении сроков автовладелец вправе рассчитывать на компенсацию: 1% от суммы возмещения за каждый день просрочки. Из-за санкций перебои с поставками компонентов, дефицит полупроводников, восстановительный ремонт стоит значительно дороже для страховщиков, автодилеры отмечают отсутствие деталей на складе, поэтому для страховых становится приоритетнее делать выплату деньгами», — говорит эксперт.
Страховая компания не дает досрочно расторгнуть договор ОСАГО
Иногда у автомобилистов возникают проблемы при необходимости досрочно расторгнуть договор страхования.
Пользователь Zavgorodnaya1 делится историей о том, как при попытке вернуть полис ОСАГО страховая отказывает в расторжении договора из-за того, что при заполнении полиса были внесены неверные личные данные: «По ошибке в поле страхователя и собственника подтянулись Ф. И. О. водителя, паспортные данные и прописка указаны верно собственника авто, он же и должен быть страхователем. Игнорируют факт ошибочного внесения данных. Не идут навстречу».
Что делать?
Для решения проблемы нужно обратиться напрямую в страховую компанию и предоставить необходимую информацию о страхователе.
«Компания не отказывает в расторжении договора страхования по факту поступления от страхователя по договору заявления на расторжение с указанием его реквизитов. Страховая компания готова произвести возврат страховой премии. Также на основании заявления страхователя компания может внести изменения в данные о собственнике по договору ОСАГО», — отвечают сотрудники СК.
Юлия Корнеева напоминает, что для расторжения договора ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию. Страховщик вернет часть страховой премии, точная сумма возврата рассчитывается пропорционально количеству дней, оставшихся до окончания срока страхования. От суммы, подлежащей возврату, удерживается 23%. В случае возврата части страховой премии срок возврата составляет 14 календарных дней.
«В действующий полис ОСАГО также можно внести изменения: добавить нового водителя или внести исправления в полис, если в нем обнаружены ошибки в данных водителей или самого автомобиля. Некоторые данные изменению не подлежат, например, нельзя изменить страхователя и транспортное средство, а также срок действия договора. В перечисленных случаях нужно сначала оформить расторжение старого договора, после чего оформить новый полис ОСАГО», — поясняет эксперт.
Если у вас возникли сложности с полисом ОСАГО, оставьте отзыв или расскажите о своих проблемах в «Народном рейтинге страховых компаний» на Банки.ру. Кроме того, можно почитать отзывы других пользователей, которые помогут принять правильное решение в трудной ситуации.