Тарифы на связь по итогам 2023 года увеличатся на 12–15%, считают аналитики. К сентябрю «большая четверка» операторов уже подняла цены — в среднем на 20–60 рублей, но и это не предел. До конца года ожидается подорожание еще на 5%, а в 2024 году рост может составить и вовсе 20%. Разбираемся, могут ли операторы связи менять тарифы и их стоимость без согласия клиента, почему сопротивление росту цен на связь зачастую бесполезно и какие ограничения по росту стоимости ввела ФАС.
Как мобильные операторы должны менять тариф: позиция Минцифры
Минцифры России ссылается на постановление правительства 2014 года «О порядке оказания услуг телефонной связи». Как указано в 24 пункте, тарифы на услуги устанавливаются и изменяются оператором самостоятельно. Это значит, что если односторонний порядок изменения цен не противоречит договору, оператор может повысить стоимость услуг. Правда, есть важный нюанс.
Компания должна не менее чем за десять дней уведомить абонентов об изменении тарифа. Оператору достаточно выпустить анонс на своем сайте. Как правило, дополнительно он отправляет сообщение со ссылкой на подробности об изменениях. Активного согласия от клиента не требуется, то есть если после уведомления человек ничего не предпринял, то считается, что он согласился со всеми изменениями.
Если клиент не согласен с изменением тарифного плана, то оставить прежние условия, к сожалению, не получится. В этом случае вы вправе выбрать любой другой тариф у действующей компании либо перейти к другому оператору связи с сохранением номера.
Что говорят в Роспотребнадзоре
Роспотребнадзор согласен с позицией Минцифры, но уточняет, что в одностороннем порядке изменяются лишь ценовые параметры тарифа, а вот остальные условия только с заключением дополнительного соглашения с абонентом. Это значит, что по своему усмотрению оператор не может отключить, например, безлимитный Интернет, если его условия указаны в договоре. Компания может лишь повышать стоимость этих услуг, уведомив об этом клиентов за десять дней до этого. Однако у роста стоимости услуг есть ограничения.
С апреля 2022 года антимонопольная служба разработала новые рекомендации, по которым операторы могут повышать цены без проверок со стороны государства.
Роспотребнадзор рекомендует обращаться с письменной претензией к компании, если клиент считает, что оператор связи нарушает правила. Обращение должны рассмотреть в течение 30 дней. Если оператор не удовлетворяет требования, далее следует обращаться в Роспотребнадзор и в суд.
Какие ограничения ввела ФАС
В апреле 2022 года Федеральная антимонопольная служба разработала рекомендации, в соответствии с которыми мобильные операторы могут без проведения проверок и расследований повышать тарифы на услуги связи на величину накопленной с начала года инфляции. При этом операторы должны сообщить об изменении в ФАС за 14 дней до планируемого изменения цен. Если антимонопольщиков не устроит указанные изменения, они начнут расследование.
Годовая инфляция по итогам сентября составила 6,6%. Это значит, что сотовые операторы без дополнительных проверок могут повысить тарифы на это значение. Нужно больше — придется переходить на поэтапное повышение цен, что, в общем, и наблюдается.
Как сэкономить на мобильной связи
- Отключите ненужные услуги. Подключенные опции можно изучить в личном кабинете в приложении или в личном кабинете на сайте мобильного оператора.
- Смените мобильного оператора с сохранением номера. В этом случае почти наверняка ваш действующий оператор предложит вам тарифы по сниженным ценам на 3–6 месяцев. Соглашаться на такое или нет – решать вам.
- Проанализируйте трафик. Некоторые приложения тратят объемы трафика даже в фоновом режиме. Как результат, в конце месяца вам приходится покупать дополнительный пакет интернета.
Комментарии