Вы рассчитываете на одни расходы при оформлении кредита или ипотеки, но после подписания договора получаете другие — на несколько тысяч больше. Оказывается, банк подключил дополнительные услуги, которые вам не были нужны. Можно ли от них отказаться и вернуть деньги?
В такой ситуации оказалась одна из пользователей Банки.ру, она рассказала о проблеме в Народном рейтинге банков:
«При выдаче кредита подключили услугу "Все под контролем" за 5 499 [рублей]. При разговоре не было о ней ни слова, но согласие на нее взяли в виде СМС, не говоря, для чего и т. д. Якобы "заходим в приложение". А также почему-то включили в сумму кредита под видом страховки — по факту страховка меньше. Если бы я действительно хотела эту услугу, оплатила бы наличными. Почему я должна платить проценты??? Прошу вернуть средства, потому что услугой не пользовалась, только онлайн-информирование (автоматически началось) — 2 месяца».
Банк ответил, что перед подписанием договора сообщил о дополнительных услугах клиенту.
«Информационный лист был подписан вами собственноручно, что подтверждает, что вы ознакомились с условиями и согласились с ними. Далее, сам договор подписывался с помощью простой электронной подписи, для чего вам было направлено СМС-сообщение с кодом подтверждения для оформления кредитного договора. Данный код также содержал в себе информацию о сумме кредита, сроке кредитования и процентной ставке», — ответили в банке.
Что делать
Даже если сотрудник банка не рассказал о подключении дополнительных услуг, это должно быть прописано в договоре. От них можно отказаться — обязательно лишь страхование имущества при ипотеке. Другие услуги вы подключаете по собственному желанию, но отказ от них может повлиять на ставку по кредиту.
Внимательно изучите договор.
«Посмотрите полную стоимость кредита со всеми процентами и платежами, в том числе за дополнительные услуги. Эта информация есть на первой странице в правом верхнем углу, — рассказывала экономист Банка России Александра Львова. — В кредитном договоре также могут быть пункты с согласием на юридические услуги, техпомощь на дорогах и телемедицину (онлайн-консультации с врачами) — от всего этого можно отказаться».
В страховании есть период охлаждения — не менее 30 дней. За это время можно отказаться от полиса и вернуть деньги, если не произошел страховой случай. С 30 декабря 2021 года это правило действует и на другие дополнительные услуги.
Как отказаться от дополнительных услуг
Для отказа нужно написать заявление в банк или в организацию, которая предоставляет услугу.
«Обращаться с заявлением о возврате нужно к компании, услуга которой была оплачена вместе с кредитом или займом. В течение 7 рабочих дней она должна перечислить деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг, — рассказали в пресс-службе Банка России. — Если компания уклоняется от этой обязанности, то следует подать заявление о возврате уже в банк или микрофинансовую организацию. У них, в свою очередь, также есть 7 рабочих дней на то, чтобы вернуть клиенту деньги».
При досрочном погашении кредита заемщик может вернуть часть страховой премии пропорционально прошедшему сроку кредита.
Если вы столкнулись с трудностями в общении с банком, хотите рассказать свою историю или решить проблему, напишите в Народный рейтинг. Банки изучают обращения и отвечают на них.