Что делать, если коллекторы оскорбляют и угрожают? Как вести себя, когда они названивают днем и ночью, стучатся в дверь и караулят у подъезда? Разбираемся, что разрешено и запрещено коллекторским агентствам по закону и куда на них можно пожаловаться.
«Исписали всю дверь, оскорбляли мою дочь»
Заемщики и поручители часто сталкиваются с грубостью и угрозами коллекторов. Вот несколько отзывов из Народного рейтинга Банки.ру:
«Позвонили коллекторы и начали меня обзывать по-всякому и угрожать мне физической расправой. Исписали всю дверь, наклеили бумагу, где оскорбляли мою дочь. Сломали мне замки, я не могла попасть домой», — писала Sveta1968.
«Звонят каждый час, даже в позднее время, около полуночи. Диалог состоит из ругательств, оскорблений. Называют меня больной и просят лечиться. Я их просила прекратить мне звонить, так как я не поручитель. Бесполезно. В ответ мне говорят, что меня замучают, что я сама пойду платить», — писала Amocredovivo72.
«Мой телефон звонит не переставая. Угрожают расправой, оскорбляют. Звонят моим знакомым и родственникам», — писала Наталья Н..
Как регулируют деятельность коллекторов
Закон РФ № 230-ФЗ, который был принят в 2016 году, признал право кредитора на внесудебный возврат долга, в том числе и с привлечением третьего лица — профессионального взыскателя (коллектора), говорит Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству.
Согласно этому закону, коллекторы и кредиторы могут требовать погасить долг при личной встрече, по телефону, через текстовые и голосовые сообщения, а также по почте. Делать это они должны «добросовестно и разумно», соблюдая следующие правила:
- в очном порядке встречаться с должником не чаще 1 раза в неделю;
- вести телефонные переговоры не чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц;
- отправлять текстовые и голосовые сообщения посредством различных средств по рабочим дням с 8 до 22 часов, по выходным и праздникам с 9 до 20 часов до 2 раз в сутки, до 4 раз в неделю и до 16 раз в месяц; почтовые отправления — без ограничений.
«Коллекторы не вправе каким-либо образом угрожать должнику, тем более применять к нему насилие, причинять вред его имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение, а также применять методы взаимодействия, опасные для жизни и здоровья людей», — говорит Владимир Кузнецов.
Как вести себя с коллекторами: инструкция
Узнайте, кто вам звонит
Если коллекторы звонят и угрожают, сохраняйте спокойствие, советует Владимир Кузнецов. Первым делом выясните:
- информацию о конкретном сотруднике, который совершил звонок;
- адресе коллекторского агентства.
«Выясните, по какой причине звонок поступил именно вам. Если вы являетесь созаемщиком или поручителем по просроченному кредиту, то поддержать разговор и содействовать в решении проблемы придется в любом случае, так как вы такой же участник сделки, как и основной заемщик, — говорит эксперт отдела анализа банковских услуг Банки.ру Ольга Станчак. — От разговора можно отказаться, если ваши имя и номер были указаны в качестве дополнительных контактов или вообще не были указаны при оформлении займа».
Проверьте, существует ли это агентство
Убедитесь, что это реальные коллекторы, а не мошенники. Сведения о коллекторах, которые прошли определенную процедуру проверки на соответствие требованиям 230-ФЗ, включены в государственный реестр юридических лиц, имеющих право заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности, говорит Владимир Кузнецов. Этот реестр есть на сайте ФССП.
Запишите разговор
«Если вы все-таки ответили на звонок и начали общение, используйте диктофон или хотя бы просто сообщите о том, что записываете данный разговор, — говорит Владимир Налимов, адвокат палаты адвокатов Москвы. — Так звонящий поймет, что ему придется нести ответственность за незаконные действия, которые вы сможете доказать».
Налимов также советует не удалять SMS с угрозами и сохранять все номера, с которых вам звонили коллекторы.
Не угрожайте в ответ
Не пытайтесь угрожать коллекторам, кричать на них, оскорблять их, говорит Владимир Кузнецов:
«Если есть такая возможность, переадресуйте коллектора к своему юристу, то есть дайте ему соответствующий номер телефона и попросите общаться с юридическим представителем».
Идите в полицию
Если же коллектор угрожает, портит имущество, оскорбляет — он нарушает закон, и это дает вам право на обращение в полицию и прокуратуру.
«При перегибах со стороны коллекторов вы вправе обратиться в СРО, регулирующую деятельность коллекторских агентств — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств», — говорит Владимир Кузнецов.
«Если коллекторы звонят вам в дверь — не открывайте. А если уже открыли — закрывайте без разговоров, — говорит Владимир Налимов. — Если вам не дают закрыть дверь и ломятся, вызывайте полицию. Это, согласно ст.139 УК РФ, является незаконным проникновением в жилище».