Частота убытков, связанных с мошенническими действиями с банковскими картами, за десять месяцев этого года выросла на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, показало исследование СК «АльфаСтрахование». После небольшого спада в начале года количество страховых случаев, связанных с хищением средств с банковских карт, пошло вверх. Рассказываем, как не стать жертвой мошенников и о чем важно помнить при использовании пластиковых карт.
Мошенничество в виде хищения денег с банковских карт (кардинг) каждый год эволюционирует, пополняясь новыми схемами и приемами социальной инженерии. По статистике ЦБ РФ, до 80% таких хищений происходит путем психологического убеждения, обмана или запугивания клиентов банков по телефону или в соцсетях.
Всем известен телефонный фишинг, когда злоумышленники звонят людям, представляясь работниками банка, службой финансового мониторинга ЦБ РФ, сотрудниками полиции или Пенсионного фонда, и просят назвать данные карты, код-пароль или перевести деньги на специальный счет, чтобы «обезопасить» себя. Такие разговоры могут начинаться с фраз, что «с вашей карты только что совершили крупную покупку», «пытаются снять деньги», «была замечена подозрительная активность», «был утерян ваш индивидуальный идентификационный номер» и т. п.
В соцсетях мошенники действуют со взломанных аккаунтов друзей с просьбой «выручить деньгами и перевести небольшую сумму на карту».
Несмотря на всеобщую осведомленность, такие схемы по-прежнему работают — особенно успешно в моменты ожидания поступления каких-то выплат, эмоциональные кризисы и во времена нестабильности, когда человек действует машинально и у него нет времени перепроверять и сомневаться.
Среди самых распространенных причин потери денег с банковских карт входят:
- Оплата товаров и услуг через сайты-клоны, которые имитируют известные магазины или компании, но по факту лишь списывают деньги. От настоящих сервисов сайты-клоны могут отличаться лишь одним символом в названии.
- Хранение паролей рядом с карточками или в заметках на телефоне. Так данные становятся легкой добычей для злоумышленников.
Также следует быть крайне бдительными при заказе товаров или услуг в соцсетях: есть большой риск остаться и без заказа, и без денег. Как правило, продавцы просят перевести деньги заранее по номеру карточки, после чего они обещают отправить посылку с курьером по указанному адресу.
Как обезопасить свои деньги
Самое главное правило — не называйте данные своей карты неизвестным лицам. В отличие от настоящей службы безопасности банка мошенники всегда будут пытаться выведать у вас конфиденциальные сведения:
- коды из СМС и пуш-уведомлений;
- данные карты: номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны;
- ПИН-код;
- кодовое слово;
- номер договора;
- контрольные вопросы;
- паспортные данные.
Мошенники обычно всегда торопят и говорят, что нельзя вешать трубку. Их разговор всегда приводит к просьбам что-то сделать: перевести деньги на «защищенный счет» или назвать личные данные.
Еще несколько полезных советов:
- Любые просьбы в соцсетях или мессенджерах от своих друзей и знакомых перепроверяйте обратным звонком человеку. Если разговор невозможен — задайте ему вопрос, ответ на который можете знать только вы и ваш друг.
- Подходите ответственно к покупкам в Интернете и пользуйтесь услугами только известных магазинов и маркетплейсов.
- Контролируйте все операции по счету с помощью СМС и не храните большие суммы денег на картах, которые постоянно используете на популярных сайтах доставки.
- Установите в своем банке дневной лимит расходов по карте, если знаете, что больше определенной суммы в день вы вряд ли потратите.
- Не храните рядом с картами пароли от них. Защищайте паролем заметки в телефонах, в которых указана конфиденциальная информация.
- Внимательно осматривайте банкомат перед тем, как им воспользоваться: на картоприемнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься.
- Не извлекайте забытые карты из банкоматов, так как вы можете стать участником схемы, в результате которой вас обвинят в снятии денег с найденной карты.
Как защитить банковскую карту с помощью страховки
Как правило, защиту карт активно предлагают своим клиентам банки, выступающие агентами страховых компаний, причем с небольшой помесячной оплатой (начиная от 100 рублей в месяц). Такие полисы покрывают риски кражи денег в результате разбоя или грабежа, оплаты товаров на поддельных сайтах, а также если кто-то обманом получит реквизиты вашей карты, например с помощью технических устройств на банкомате и т. д.
Банк России недавно обратил внимание на высокую долю отказов страховщиков в выплатах в этом сегменте. Регулятор планирует в ближайшее время выпустить ключевой информационный документ (КИД), в котором будет регламентирован срок на выплату возмещения, а также прописан список популярных рисков, которые должны покрывать полисы страхования банковских карт.
«Перечень страховых случаев зависит от конкретного страховщика, поэтому стоит внимательно читать условия договора прежде, чем подписаться на страховку. Даже имея на руках полис, вы можете остаться без выплаты, если ваш случай попадет в список исключений из страхового покрытия или вы нарушите условия страхования. Например, будете хранить пароль рядом с картой или сообщите о страховом случае позже, чем предусмотрено в условиях договора», — рекомендует product-owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.