На протяжении всего 2022 года рынок труда почувствовал на себе все изменения — это и отъезд сотрудников за границу, и сокращения из международных компаний, и, наконец, мобилизация. При этом Росстат фиксирует рекордно низкий уровень безработицы.
Основательница проектов «Лаборатория карьеры Алены Владимирской» и Facancy.ru Алена Владимирская и гендиректор платформы Rocketwork.ru Анастасия Ускова рассказали Банки.ру, почему не стоит откладывать поиск новой работы, какие специалисты станут востребованными и что бизнес будет делать с удаленщиками.
Зарплата становится больше номиналом, но это не станет трендом
Зарплата — основной источник доходов россиян. В сентябре 2022 года в номинальном выражении она составила 61,9 тыс. рублей и выросла на 12,1% к сентябрю 2021 года. В среднем за III квартал 2022 года номинальная зарплата составила 61,4 тыс. рублей (+12,2% к аналогичному периоду 2021 года), а в целом за период январь — сентябрь выросла на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, составив 61,8 тыс. рублей.
В декабре 2022 года и в январе-феврале следующего года следует ожидать еще один скачок. Он будет связан с выплатами премий и бонусов, объясняет в годовом финансовом исследовании аналитический центр Банки.ру.
«Однако реальная заработная плата с января по август уходящего года снизилась на 1,5%. Сильнее всего падение доходов работники заметили в апреле — минус 5% к тому же месяцу 2021 года».
Такая динамика — следствие инфляции. Ее всплеск неизбежно отразился на доходах россиян. Работодатели пытались смягчить положение сотрудников. Так, к примеру, в марте средняя зарплата в России подскочила сразу на 20%, с 57,3 тыс. в феврале до 66,8 тыс. рублей в марте. Это рекордный рост за последние 13 лет. В том же месяце реальная зарплата в 2023 году тоже выросла на 3,6%.
В будущем году стоит ожидать, что средняя зарплата белых воротничков расти перестанет, а для новых сотрудников и вовсе упадет примерно на 20–30%, считает основательница проектов «Лаборатория карьеры Алены Владимирской» и Facancy.ru Алена Владимирская. «Рынок упрощается, кандидатов много, поэтому и компании уменьшат уровень предложенных зарплат. Действующих сотрудников, которые получают исключительно оклад, это не коснется, но премии, бонусы и так далее уменьшатся».
Стоит ли сейчас менять работу и на что обращать внимание при выборе вакансий
Запросов, как изменить карьерный путь, стало значительно меньше, замечает Владимирская: «В турбулентные времена работу не меняют. В 2022 году сложились две истории. Первая: людей сокращали. И вторая: людей хантили. То есть те компании, которым были нужны люди, приходили к работающим людям и, собственно, нанимали их».
В то же время сокращенные из международных компаний не торопятся искать новую работу. Они получили компенсации в размере от трех до 12 месячных окладов, плюс многие из них накопили финансовые подушки: «И эти специалисты сейчас смотрят, что будет дальше. Они не хотят прогадать так, чтобы, выйдя на работу, оказаться снова сокращенными. Мне кажется, это ошибочная стратегия. По тем планам, которые я вижу, в январе-феврале следующего года нужно максимально быстро выходить на новую работу. Предложений лучше, чем есть сейчас, в будущем может уже и не быть», — предупреждает Алена Владимирская.
«Работодателю эмоционально и юридически проще уволить новичка, поэтому лучше держаться крепко за свое место», — говорит она. Если же человеку поступают другие предложения или он все-таки решился сменить работу, лучшим решением будет обратиться к карьерным консультантам, чтобы оценить не только свои шансы, но и способность компании выжить.
Анастасия Ускова, гендиректор HR-платформы rocketwork.ru, замечает, что спрос на рабочие профессии увеличивается, поэтому для синих воротничков это шанс сменить работодателя.
«В сфере белых воротничков складывается рынок работодателя — наем замедляется, новую работу теперь найти быстро может и не получиться. А вот в сфере предложений для синих воротничков, наоборот, спрос превышает предложение, и представители рабочих профессий, линейный персонал, без работы долго сидеть не будут. Гарантированно спрос будет расти на логистов, грузчиков, курьеров, водителей и складских работников, учитывая спрос на электронную коммерцию. Учтите это перед решением искать новую работу», — предупреждает Ускова.
Среди отраслей, в которых будут активно искать новых сотрудников, Владимирская также отмечает агропромышленность, военно-промышленный комплекс, госсектор, кибербезопасность: «Это все отрасли, куда активно вкладывается государство. Там нужны будут менеджеры, которые могут быстро принести деньги, при этом потратив маленький бюджет».
Удаленной работы станет меньше, фрилансерам будет тяжелее
Крупный бизнес постепенно полностью откажется от удаленной работы. Это связано с давлением государства, которое четко выражает свое недовольство тем, что сотрудники на удаленке уехали за границу, считает Владимирская: «Компании уже пересматривают стратегии удаленной работы — например, вводят графики, когда 1–2 дня сотрудник обязательно работает из офиса».
Что делает государство для ограничения удаленной работы?
С ноября представители как Госдумы, так и Совфеда анонсируют разработку законопроектов в этой сфере. Накануне в нижнюю палату парламента внесли на рассмотрение поправки, которые запретят работодателям заключать трудовые договоры с налоговыми нерезидентами. Ограничение коснется только некоторых отраслей, перечень которых пока не раскрывается. В качестве примера один из авторов инициативы, депутат Андрей Исаев, привел банковскую сферу и кибербезопасность.Падение оборотов малого и среднего бизнеса вместе с фактором ухудшения условий удаленной работы сожмет рынок для фрилансеров. Часть запросов попросту стала неактуальной, объясняет Владимирская. По этой причине компании сконцентрируется на внутренних командах.
Анастасия Ускова же считает, что в сложившихся условиях, наоборот, бизнес пересмотрит подход к найму. Срочные и разовые проекты будут отдаваться на аутсорс. Это вынужденное решение, чтобы сохранить мобильность и деньги: «Компании переупакуют компетенции и перераспределят их между внутренними и внешними командами. Малый и средний бизнес будут больше полагаться на фрилансеров, чтобы сократить издержки на фонд оплаты труда, а крупный бизнес и госсектор сохранят инвестиции в кадры».
Также на этом рынке останутся те, кому важнее сохранить не автономность, а стабильность. Конкуренция возрастает, но растет и объем рынка: российский рынок фриланса в 2020 году составил $41 млрд, а уже по итогам этого года подберется к отметке в $47 млрд, объясняет она.
Образование остается ценностью
В России складывается особая ситуация: демографическая яма накладывается на яму квалификационную. Поэтому повышение квалификации и инвестиции в себя — всегда хорошее решение, считает Анастасия Ускова. Технологии и подходы, да и реалии рынков меняются слишком быстро, поэтому тренд на постоянное обучение и переобучение останется.
Алена Владимирская же считает, что стоит сконцентрироваться на навыках своей профессии. Это дает вариативность и повышает шансы на карьерный рост. А вот с переквалификацией, когда хочется сменить специальность, Владимирская советует повременить: «Вы должны понимать, что джуниор-вакансий для новичков в сфере крайне мало. На них очень большой конкурс, получить предложение очень сложно. Соответственно, и зарплаты там сейчас стали очень маленькие. Если вы все-таки решили сменить специальность, приготовьте финансовую подушку на год-полтора жизни — этого времени как раз хватит, чтобы дорасти с джуниора до мидла».