Зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин сообщил, что регулятор готов рассмотреть возможность повышения ключевой ставки рефинансирования в следующем году в случае реализации проинфляционных рисков.
В пресс-релизе, выпущенном по итогам декабрьского заседания, Банк России не обозначил четких сигналов о том, какова будет траектория ставок, лишь указав на то, что она будет зависеть от реального ценового давления. К проинфляционным рискам регулятор отнес в первую очередь повышенные инфляционные ожидания населения, увеличение бюджетного дефицита, нехватку трудовых ресурсов в отдельных отраслях, логистические сложности и ограничения на импорт.
В частности, инфляционные ожидания населения на год вперед в декабре снизились на 0,1% м/м, до 12,1%, а наблюдаемые потребителями темпы роста цен уменьшились на 1,3% м/м, до 16,3%. Риск увеличения дефицита бюджета тоже пока слабеет, так как декабре многие товары, экспортируемые из РФ (например, нефть и цветные металлы), заметно подрожали. Если принять во внимание два этих важнейших фактора, можно сделать вывод о том, что ставка рефинансирования в 2023 году повышаться не будет.
Однако стоит также учитывать возможность усиления инфляции и ослабления рубля. В следующем году пара USD/RUB может подняться в диапазон 72–85 за счет работы нового бюджетного правила и на фоне продолжающегося усиления внешнего давления на экономику РФ. В этом случае дефицит бюджета начнет сокращаться, но инфляционные ожидания значительно возрастут, так как при падении стоимости нацвалюты автоматически увеличивается стоимость всех импортных товаров. При этом ранее в 2022 году Банк России уже продемонстрировал свою решимость в борьбе с инфляцией, удерживая ставки на двузначном уровне. Как следствие, в 2023 году российский регулятор, возможно, также примет жесткие меры, если темпы роста цен начнут значительно опережать прогнозы.
Однако нужно учесть, что подъем ставок не только помогает снизить инфляцию, но и способствует укреплению нацвалюты. Это приводит к конфликту интересов, поскольку экспортерам, которые наполняют бюджет, выгоднее более слабый рубль. Как Банк России сможет балансировать между необходимостью сдерживать инфляцию и потребностью в высоких рублевых доходах бюджета?
На наш взгляд, при высокой стоимости экспортных товаров РФ на мировых рынках, регулятор может поднять ставку на 50–100 б. п. в том случае, если инфляционные ожидания населения значительно усилятся. Если же котировки экспортных товаров РФ или объемы их продаж заметно упадут (что очень вероятно из-за эмбарго, санкций для третьих стран и мировой рецессии), то Банк России воздержится от подъема ставок, опасаясь чрезмерного укрепления рубля и увеличения бюджетного дефицита.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global
Настоящее сообщение содержит мнение специалиста инвестиционной компании или банка, полученное Банки.ру. Такое мнение предоставляется исключительно для целей ознакомления и не является рекомендацией для покупки, продажи ценных бумаг, принятия (или непринятия) каких-либо коммерческих или иных решений. За содержание сообщения и последствия его использования Банки.ру ответственности не несут.