В конце 2022 года Росбанк приобрел микрокредитную компанию — «Польза-Финанс». Кроме него МФО уже купили Альфа-Банк, Совкомбанк, TCS Group Holding (владеет Тинькофф Банком), OTP Bank, Банк Синара, «Уралсиб» и Экспобанк.
Зачем крупным российским кредиторам нужны МФО? Как эти сделки повлияют на условия по кредитам и микрозаймам? И что изменится для клиентов? Отвечают финансовые аналитики.
Для чего банки покупают МФО
Выходя на рынок мелкого кредита, банки таким образом расширяют свой бизнес, говорит аналитик Банки.ру Инна Солдатенкова.
«В потребительском кредитовании именно МФО — ключевые конкуренты для банков. Поэтому, привлекая в свои структуры таких игроков, банки усиливают свои доли в этом сегменте и, следовательно, в целом на рынке розничного кредитования».
Покупка МФО позволит банкам сохранить базу заемщиков, к которым они ужесточили требования в 2022 году из-за мобилизации и новых правил ЦБ в части необеспеченных кредитов.
«В банковской продуктовой сетке может появиться много новых кредитных предложений, рассчитанных на финансово безграмотную часть населения — по типу договоров цессии (передача права требования задолженности. — Прим. ред.), рефинансирования кредитов и пр.», — говорит Андрей Плотников, международный финансовый аналитик.
Что изменится для клиентов МФО
Процедура оформления микрозаймов для клиентов останется прежней, говорит Инна Солдатенкова:
«Измениться могут только ценовые условия предоставления займов — ставка, срок, сумма. Это будет зависеть от стратегии в части кредитования и политики лояльности для клиентов головного банка, в структуру которого входит МФО. Поэтому условия предоставления займов могут даже улучшиться».
Что изменится для клиентов банков
Банки и дальше будут ужесточать политику в части высокорискованных необеспеченных кредитов — прежде всего по процентным ставкам. Но связано это не с покупкой МФО, а с общей неопределенностью на рынке из-за геополитической обстановки и с ужесточением регуляторных норм.
«За счет микрофинансовой организации банк, напротив, сможет не отказывать заемщикам, а просто перенаправлять их в свою МФО», — говорит Инна Солдатенкова.
«Действия ЦБ, а также геополитическая ситуация постепенно ведут к снижению уровня одобрения в потребительском кредитовании. Банки оперативно реагируют на изменения рынка и стремятся охватить часть рынка МФО, — говорит руководитель направления кредитования Банки.ру Никита Егоров. — Изменения затронут клиентов с кредитным рейтингом ниже среднего и с высоким показателем долговой нагрузки. Такие клиенты смогут получать кредитные продукты, но суммы и ставки будут близки к микрозаймам».
Что будет дальше
В ближайшее время усилится консолидация на рынке потребительского кредитования, считают эксперты.
«Предпосылок для этого несколько. Во-первых, продуктовые линейки банков и МФО сближаются. Во-вторых, некоторые микрофинансовые организации собираются ввести околобанковские продукты: например, предоставлять лимиты на оплату покупок через маркетплейсы для юридических лиц (что является аналогом банковского овердрафта), эмитировать кредитные карты и т. д.», — говорит Инна Солдатенкова.
Финансовый аналитик Андрей Плотников считает, что покупка МФО — это выгодный ход для банков, и вскоре оставшиеся крупные кредиторы также приобретут микрофинансовые организации:
«Мы сможем увидеть значительное сужение рынка МФО, вплоть до полного исчезновения».
Аналитики Банки.ру считают, что все же сильного влияния на рынок МФО эти сделки не окажут, поскольку игроков на нем много, а приобретенные банками компании не имеют существенной доли.
«В то же время к МФО могут вырасти требования со стороны ЦБ из-за появления в их линейках околобанковских продуктов. Тогда им будет даже выгодно присоединяться к банкам», — говорит Инна Солдатенкова.