Разбираемся, насколько газ дешевле бензина, влияет ли газовое оборудование на стоимость ОСАГО и в каком случае менять топливо не стоит.
Что дешевле — газ или бензин
Сопоставим цены на топливо для машины с мощностью двигателя 123 лошадиных силы с автоматической коробкой передач — такой, например, стоит на популярном в России автомобиле Kia Rio.
Вид топлива | Цена за литр | Стоимость топлива на 100 км (двигатель 123 л. с.) |
АИ-92 | от 43,9 до 48,81 рубля | от 320,47 до 356,31 рубля (7,3 литра) |
АИ-95 | от 49,4 до 55,89 рубля | от 326,04 до 368,87 рубля (6,6 литра) |
Газ | от 17,5 до 20,99 рубля | от 183,75 до 220,4 рубля (10,5 литра) |
Расход на 100 километров дан по спецификации производителя. На деле же на расход топлива влияет множество показателей:
- время года;
- загруженность автомобиля;
- стиль вождения;
- качество дороги;
- давление в шинах и так далее.
Расход газа больше примерно на 3–4 литра, при этом цена за литр меньше в 2,5 раза, поэтому этот вид топлива получается выгоднее.
Однако есть один важный нюанс — первоначальные вложения в переоборудование автомобиля на газомоторное топливо. Средняя стоимость услуги — 35–95 тыс. руб. для легкового автомобиля массой до 1,8 тонн в зависимости от выбранного газа. Для грузовых машин и автобусов стоимость может дойти и вовсе до 500 тыс. рублей.
Перевод автомобиля на газомоторное топливо окупится в течение 5 лет, если годовой пробег составит порядка 25 тысяч километров, при этом в среднем в крупных городах автомобилисты ездят примерно по 22–26 тыс. километров в год. Расходы на топливо при этом снизятся на 25%, а у коммерческого транспорта экономия составит до 40%.
Как сэкономить на автомобиле
Чтобы экономить на топливе и других расходниках для автомобилей, оплачивайте услуги картами с кэшбэком за такие покупки. Вот три такие карты:
Tinkoff Drive: 10% на АЗС, 5% в категории «Автоуслуги», 5% за оплату штрафов и парковок.
В России сейчас действует программа субсидирования, по которой можно получить скидку до 90%. Если воспользоваться субсидией, перевод на метан окупится за 1,5–2 года.
Если в год вы проезжаете меньше 15–20 тыс. километров, особой выгоды от перехода на газ не будет. Стоимость переоборудования окупится нескоро.
Второй нюанс: при установке газового оборудования можно лишиться гарантии от дилера и производителя. Особенно это касается тех автомобилистов, которые из-за желания сэкономить обращаются в неаккредитованные сервисы. В этом случае дилер вправе отказать в ремонте по гарантии. Если же вы установили сертифицированное оборудование по всем правилам, ни производитель, ни дилер не могут снять с машины гарантию. Об этом же свидетельствует судебная практика.
Влияет ли переоборудование на стоимость ОСАГО?
Нет, не влияет. После установки газового оборудования и перерегистрации ПТС не забудьте уведомить об этом страховую, чтобы не возникло проблем с компенсацией после ДТП.
Какие плюсы и минусы у газового двигателя
Помимо низкой цены на газомоторное топливо у переоборудования есть такие плюсы:
- меньший износ двигателя. Газ не оставляет копоти, поэтому масло приходится менять реже;
- безопасность. Системы газовых двигателей сконструированы с расчетом всех рисков. Автомобили на газу называют «бомбами на дорогах», но это неоправданное опасение. Краш-тесты показывают, что газовые баллоны не увеличивают вероятность взрыва в ДТП;
- экологичность.
А вот такие минусы:
- дорогостоящий ремонт. Это связано с тем, что станций по обслуживанию газобаллонного оборудования немного, как и специалистов;
- сложности с заправкой. Во-первых, заправка газомоторным топливом длится дольше. Во-вторых, газовых заправок значительно меньше, чем АЗС с бензином;
- большой объем и вес оборудования. Баллоны с газом занимают до трети багажника и увеличивают вес автомобиля примерно на 50–60 килограммов;
- уменьшается мощность двигателя. Она падает на 10–15%;
- риск утечки газа. Чтобы этого избежать, достаточно следить за герметичностью баллонов и давлением в них, а также проходить техосмотр.
Как перевести свою машину на газ: пошаговая инструкция
Шаг первый. Подготовьте следующие документы:
- ПТС;
- паспорт;
- право собственности на автомобиль;
- СТС;
- сертификаты соответствия оборудования — их копии выдаст продавец;
- заявление о разрешении на установку оборудования.
Шаг второй. Получите заключение предварительной технической экспертизы автомобиля для возможности установки газобаллонного оборудования. Для этого отправьте заказным письмом либо принесите лично документы в организацию, получившую аккредитацию на техническую экспертную деятельность — они есть в списке Национальной системы аккредитации.
Заявку рассмотрят в течение нескольких дней, затем организация выдаст заключение о предварительной технической экспертизе конструкции ТС.
Стоимость оформления экспертизы — 2 тыс. рублей.
Шаг третий. Теперь нужно получить разрешение на установку оборудования в МРЭО ГИБДД. Вам нужно предоставить копии документов на автомобиль и результаты предварительной экспертизы.
Шаг четвертый. Выберите авторизированный сервис для переоборудования. Их можно найти на сайте «Газпрома». Лучше выбрать партнера корпорации, чтобы в будущем воспользоваться субсидией. Однако эту услугу предоставляют и другие сервисные центры. Главное требование — выбирать только тех, у кого есть сертификаты на переоборудование.
Самостоятельная установка газобаллонного оборудования запрещена.
Процедура занимает от нескольких часов до пары дней в зависимости от мощности машины и сложности. Сервис должен дать годовую гарантию и в дальнейшем проводить техническое обслуживание.
После установки вам должны выдать вот эти документы:
- декларацию обо всех проведенных работах. В ней обязательно должна быть указана новая снаряженная масса машины;
- копию сертификата соответствия на ГБО, подтверждение возможности установить его на вашу машину, а также приложение о составе комплекта оборудования;
- два экземпляра заверенного свидетельства о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности;
- два экземпляра свидетельства о проведении периодических испытаний ГБО, которое стоит на машине.
Шаг пятый. Со всеми документами на машину и бумагами от сервиса нужно ехать на техосмотр. Вам выдадут диагностическую карту, в которой инспектор должен поставить отметку о том, что у вас автомобиль на газомоторном топливе.
Шаг шестой. Отправьте заказным письмом или принесите лично копии всех бумаг от сервисного центра и диагностическую карту в организацию, которая выдала предварительное заключение технической экспертизы. В течение пары дней вам выдадут финальное заключение.
Шаг седьмой. Теперь нужно исправить данные в ПТС и перерегистрировать автомобиль в ГИБДД. Сделать это можно лично либо через «Госуслуги». Для последнего варианта нужно перейти в раздел «Транспорт», далее «Регистрация транспортного средства», далее выбрать услугу «Изменение регистрационных данных транспортного средства, связанное с внесением в конструкцию транспортного средства».
Ехать в автоинспекцию все равно придется, чтобы поставить отметку в ПТС. Госпошлина обойдется в 800 рублей.
После этого вы можете пользоваться машиной на законных основаниях.
Нужно ли платить транспортный налог за машину с ГБО?
По Налоговому кодексу владельцы авто на газу не освобождены от транспортного налога. Однако региональные власти могут устанавливать свои льготы. В Самарской области, к примеру, водители машин с ГБО освобождены от уплаты транспортного налога, в Нижегородской области владельцы платят в два раза меньше. Узнать о региональных льготах можно в налоговом калькуляторе на сайте ФНС.Как переоборудовать машину со скидкой 90%
В России действует программа субсидирования переоборудования двигателя на газомоторное оборудование. Вот какие лимиты действуют по всей стране:
Тип транспорта | Стандартные лимиты, рубли | Повышенные лимиты для физических лиц, малого и среднего бизнеса, рубли |
Легковой автомобиль с максимальной разрешенной массой до 1 800 килограмм | 24 300 | 36 450 |
Легковой автомобиль с максимальной разрешенной массой от 1 801 килограмм до 2 499 килограмм | 30 600 | 45 900 |
Легковой автомобиль с максимальной разрешенной массой 2 500 килограмм и выше | 37 800 | 56 700 |
Легкий грузовой транспорт (транспортные средства категория N1) | 43 200 | 64 800 |
Автобус до 8 метров | 56 700 | 85 050 |
Автобус свыше 8 метров | 99 900 | 149 850 |
Грузовой автомобиль, кроме легкого грузового транспорта и магистрального тягача (перевод в газовый и битопливный, в том числе газодизельный цикл) | 102 600 | 153 900 |
Грузовой автомобиль, кроме легкого грузового транспорта и магистрального тягача (перевод в газовый цикл — ремоторизация с установкой двигателя, предназначенного для работы на природном газе) | 180 000 | 270 000 |
Магистральный тягач | 132 300 | 198 500 |
Учитывая стоимость переоборудования, федеральная компенсация составляет порядка 60%. Еще до 30% субсидии можно получить по региональным программам. Такие действуют в 24 регионах:
- Адыгея
- Башкортостан
- Белгородская область
- Владимирская область
- Волгоградская область
- Воронежская область
- Краснодарский край
- Курская область
- Ленинградская область
- Липецкая область
- Нижегородская область
- Орловская область
- Пермский край
- Ростовская область
- Санкт-Петербург
- Саратовская область
- Ставропольский край
- Татарстан
- Тверская область
- Тульская область
- Удмуртия
- Ульяновская область
- Челябинская область
- Чувашия
У программы есть существенное ограничение: переоборудовать авто со скидкой можно только на газовый двигатель, который работает на природном газе — метане. Переоборудование на этот вид топлива дороже в 2 раза, чем на пропан. Во-вторых, хранить природный газ сложнее, поэтому баллоны громоздкие — они займут ощутимую часть багажника.
К тому же метановые заправки встречаются реже пропановых — на всю Россию их насчитывается не больше 700. Тогда как пропан-бутановых — 4,5 тыс., а обычных АЗС с пропановыми колонками еще 27 тыс.
Чтобы воспользоваться субсидией, нужно обратиться в аккредитованный пункт переоборудования авто на газ после получения всех разрешений. Вам предоставят скидку в размере субсидии. Компенсации за услуги технической экспертизы, техосмотр и госпошлины за перерегистрацию автомобиля нет.
Кроме того, вы получите топливную карту EcoGas с балансом до 48 тыс. баллов. Этими бонусами можно оплачивать до половины стоимости топлива на заправках «Газпрома» по курсу 1 бонус = 1 рубль.
Стоит ли переводить машину на газ: кратко
- Расход газа на 100 километров выше, чем у бензина, на 2–4 литра. При этом стоимость метана и пропан-бутана в 2 раза дешевле.
- Вначале придется значительно вложиться. Переоборудование стоит дорого: от 45 до 100 тыс. рублей для легковых машин, а для грузовиков и спецтехники — до 500 тыс. рублей.
- Установка ГБО окупается за 5–6 лет, но только в том случае, если вы за год проезжаете больше 15 тыс. километров. Если воспользоваться субсидией, то окупить вложение можно значительно быстрее — за 1,5–2 года.
- Программа субсидирования действует только на оборудование для метана. Можно сэкономить до 90%, но этот вариант подойдет не для всех. ГБО для природного газа значительно уменьшит размер багажника, а заправки есть не во всех регионах.
- ГБО не влияет на стоимость ОСАГО. Однако после установки газового оборудования не забудьте уведомить страховую об изменениях в документах на машину.
- А вот платить транспортный налог вы станете меньше, если в вашем регионе предоставляют такую льготу. В Самарской области за машину на метане не нужно уплачивать налог вовсе, а в Нижегородской области предоставляют скидку в 50%.