Как безопасно продать квартиру и получить деньги: опыт пользователей Банки.ру и советы экспертов

Дата публикации: 27.04.2023 18:00
17 734
Время прочтения: 7 минут
Как безопасно продать квартиру и получить деньги: опыт пользователей Банки.ру и советы экспертов
Иллюстрация
DPA/TASS
Источник
Banki.ru
Темы

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Из-за высоких цен на новостройки и борьбы ЦБ с околонулевой ипотекой покупатели уходят на вторичный рынок. Там ставки по ипотеке выше, но цены существенно ниже, говорят эксперты IRN.RU. Как сейчас проходят сделки на вторичке и с какими проблемами сталкиваются участники? Мы попросили форумчан Банки.ру рассказать, как они продавали или покупали квартиры в 2023 году. Они поделились своим опытом и поспорили о том, как безопасно провести сделку и какие документы для этого нужны.

«Мог бы быть с деньгами уже вчера, но не буду даже завтра»

Пользователь с именем TZK на форуме Банки.ру рассказал, что продал недвижимость в начале апреля 2023 года в Санкт-Петербурге. Сделку оформлял нотариус, регистрация прошла за один день в Росреестре. Расчеты были через аккредитив Сбера, вся процедура открытия заняла 30–40 минут с очередью.

Для раскрытия вписали три документа: новую выписку из Росреестра (на третий рабочий день после ДКП ее занесли сами покупатели), акт приема-передачи и Ф9 пустую.

«Как ни странно, мог бы быть с деньгами уже вчера, но, скорее всего, не буду даже завтра… из-за этой формы. Снятие с регистрационного учета (прописка) проходит через "Госуслуги" за 1–2 рабочих дня, приглашают в ближайшее отделение и ставят штампик в паспорт. А за карточками учетными паспортистки из паспортных столов ходят ногами — и вот из-за их графика и бумажного оборота набрасываются дня три, — написал TZK. — А пресловутую форму 9 шлепают только в паспортном столе. Поэтому при открытии аккредитива, если прописаны 1–2 человека и нужно получить крупную сумму без проволочек, рекомендовал бы вместо Ф9 вписывать предъявление паспортов с отметкой о снятии с регистрационного учета».

По словам форумчанина, от начальной цены объекта (выставлен в середине ноября 2022 года по средней цене аналогов на «Авито») общее снижение к моменту продажи составило примерно 21%.

Еще один пользователь, plover, поделился опытом сделки в Санкт-Петербурге.

«Со стороны продавца — частный риелтор, покупатель — сам. Квартира найдена на "Циане", цена вполне по рынку, зато с мебелью и в очень приличном состоянии. Один собственник более 10 лет, — написал plover. — Оформляли на Восстания, 6: договор аренды ячейки (расходы 50 на 50%), пересчет денег в арендованной комнате (100% продавец). Договор купли-продажи в простой письменной форме, 100% покупатель, хотя обычно тоже 50 на 50, но так уж получилось. Подача была через МФЦ на Невском по предварительной записи».

Стороны обговорили условия для получения денег из ячейки: зарегистрированная выписка из ЕГРН и акт приема-передачи квартиры и ключей. Договор в Росреестре зарегистрировали за четыре дня.

Подобрать ипотеку

«"Справки" — это финансовый суицид!»

Один из пользователей, прочитав историю TZK, посоветовал не устанавливать в сделке никаких дополнительных условий, кроме выписки из Росреестра о регистрации перехода права собственности.

«Остальные "справки" — это финансовый суицид! Проводил сделку через эскроу-счет Сбера. Деньги переходят автоматом без всяких Ф», — написал M☆rshal.

«В "идеальном мире" (90-х) расчеты шли в ароматных парадных и прямо в кабинете у нотариусов. Есть традиции делового оборота. И со своими фантазиями о "финансовом суициде" вы можете продавать не полгода, а год и два», — ответил ему TZK.

О необходимости дополнительных документов написала и пользователь N@dya. По ее словам, для подготовки договора купли-продажи еще нужны, например, медицинские справки (судя по всему, речь о справках из психоневрологических и наркологических диспансеров — прим. ред.).

«Если одна из сторон сделки — возрастные люди, какая-никакая подстраховка в виде медсправок все равно нужна на всякий случай. Покупала в марте квартиру у дамы 72 лет. Притом что ее и ее семью лет 30 знает моя риелтор, которую я, в свою очередь, тоже знаю много лет и оснований ей не доверять у меня нет, именно она (риелтор) настояла, чтоб справочки все же предоставили».

А вот пользователь Sergey7 рассказал, что просто отказался предоставлять справки из ПНД и НД во время продажи своей квартиры:

«Мои покупатели потребовали с меня справки из ПНД и из НД. Были жестко и почти грубо посланы, умылись и забыли про это требование. Но мы с женой не сильно возрастные. А были бы возрастные, послали бы их матом, — написал Sergey7. — В моем случае с момента появления объявы в интернете до согласования основных условий сделки с покупателем прошло не более 12 часов. При этом я не считаю, что продешевил. Видимо, повезло».

Нужны ли медицинские справки при сделке? И зачем?

Справка о дееспособности — это документ, который подтверждает, что человек не состоит на учете в психоневрологическом диспансере и не обращался туда за медицинской помощью. Она необязательна при заключении договора, но гарантирует, что участник сделки вменяем и может самостоятельно принимать решения.

Сделку купли-продажи квартиры могут признать недействительной, если выяснится, что продавец не мог принимать осознанные решения из-за психического расстройства. Поэтому эксперты по недвижимости рекомендуют такую справку подготовить.

«Продавец не обязан предоставлять документы, свидетельствующие о его дееспособности, — говорит Руслан Сырцов, управляющий директор компании "Метриум". — Но если его состояние здоровья и поведение вызывают у покупателя опасения, следует вежливо попросить эти справки оформить, предложив оплату за свой счет. Это поможет избежать дальнейших коллизий».

«Лучше запросить справку из психоневрологического и наркологического диспансеров, что продавец не состоит на учете. Это точно снижает риски, — говорит Виктор Зубик, основатель управляющей компании Smarent. — Также я рекомендую проверить наличие коммунальных задолженностей. Но самый важный момент для проверки — это отсутствие процесса (состояния) банкротства для любого лица в сделке, так как из-за этого точно могут признать сделку недействительной».

Гарантия адекватности: зачем нужна справка о дееспособности в сделках с недвижимостью

Аккредитив или ячейка?

Несколько пользователей, прочитав историю plover, раскритиковали ячейку как способ расчета за квартиру.

TZK: «Ячейки вообще не понимаю: дороже в 2 раза аккредитива плюс мешок денег не только пересчитывать, но и проверять на подлинность. А это уже в 2 раза дороже самой ячейки».

M☆rshal: «Ячейка — это уже извращение. Любой затык, и просрочка срока на изъятие по любой причине лишит вас возможности получить свои деньги. Не говорю о проверке купюр и надежности сохранности "котлеты"».

Банковская ячейка представляет собой сейф, где хранятся наличные деньги покупателя недвижимости, говорит Руслан Сырцов:

«Продавец получает к ним доступ при предоставлении выписки из ЕГРН о переходе права собственности. Однако банк не несет ответственности за средства, хранящиеся в ячейке. Поэтому права продавца, по сути, не защищены, и не исключено, что открытый им сейф окажется пустым. Обычно процедура аренды ячейки детально прописана в договоре сторон, но даже это не гарантирует полную безопасность сделки».

Преимущество ячеек заключается в том, что при банкротстве финансовой организации их содержимое по-прежнему принадлежит арендаторам, говорит Сырцов.

«Впрочем, для клиентов ведущих банков это обстоятельство, по сути, неактуально. Также некоторые граждане предпочитают расчеты в иностранной валюте, а аккредитивы в России — это всегда рублевые счета».

Основатель управляющей компании Smarent Виктор Зубик согласен: использовать ячейку рискованно.

«Аккредитив — самое удобное и дешевое решение для сделки. Также не забывайте, что нужно платить процент за пересчет наличных денег во время сделки через ячейки, в случае с аккредитивом вы только платите за сделку, и все».

При использовании аккредитива деньги находятся под защитой банка и блокируются до предоставления продавцом документов, подтверждающих сделку.

«Схожая система практикуется с эскроу-счетами. Однако аккредитивы дают клиентам больше возможностей. В частности, при их открытии можно применять векселя — ценные бумаги, подтверждающие обязанность должника выплатить их владельцу указанную в документе сумму через определенный срок, — говорит Роман Сырцов. — Кроме того, деньги с аккредитива, кроме самого продавца, может получить указанное им третье лицо. Данное условие особенно удобно в случае отъезда собственника за рубеж. Некоторые продавцы опасаются, что аккредитивы могут быть в любой момент заблокированы плательщиком. Но это положение касается только отзывных счетов, которые сегодня практически не используются».

Счет эскроу: как c его помощью купить квартиру у застройщика и почему это надежно

Как безопасно передать деньги при сделке

По словам Романа Сырцова, безопасная передача денег может происходить только после регистрации сделки купли-продажи. Для встречи сторон желательно выбрать отделение банка — охраняемое место, где можно спокойно проверить документы, перечитать договор, также в нем удобно рассчитываться.

«Продавец недвижимости еще перед заключением сделки должен предоставить паспорт, выписку из ЕГРН, правоустанавливающие документы, справку, подтверждающую отсутствие задолженностей, техпаспорт, нотариально заверенное согласие супруга (если состоит в браке). Желательно, но необязательно подготовить выписку из домовой книги и справку из ПНД. В то же время непосредственно в момент передачи денег достаточно иметь на руках паспорт, договор купли-продажи и справку о переходе права собственности», — советует эксперт.

Самые популярные предложения на ипотеку для вторичного рынка

Выбор пользователей Банки.ру
Название Мин. ставка
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме