Из-за высоких цен на новостройки и борьбы ЦБ с околонулевой ипотекой покупатели уходят на вторичный рынок. Там ставки по ипотеке выше, но цены существенно ниже, говорят эксперты IRN.RU. Как сейчас проходят сделки на вторичке и с какими проблемами сталкиваются участники? Мы попросили форумчан Банки.ру рассказать, как они продавали или покупали квартиры в 2023 году. Они поделились своим опытом и поспорили о том, как безопасно провести сделку и какие документы для этого нужны.
«Мог бы быть с деньгами уже вчера, но не буду даже завтра»
Пользователь с именем TZK на форуме Банки.ру рассказал, что продал недвижимость в начале апреля 2023 года в Санкт-Петербурге. Сделку оформлял нотариус, регистрация прошла за один день в Росреестре. Расчеты были через аккредитив Сбера, вся процедура открытия заняла 30–40 минут с очередью.
Для раскрытия вписали три документа: новую выписку из Росреестра (на третий рабочий день после ДКП ее занесли сами покупатели), акт приема-передачи и Ф9 пустую.
«Как ни странно, мог бы быть с деньгами уже вчера, но, скорее всего, не буду даже завтра… из-за этой формы. Снятие с регистрационного учета (прописка) проходит через "Госуслуги" за 1–2 рабочих дня, приглашают в ближайшее отделение и ставят штампик в паспорт. А за карточками учетными паспортистки из паспортных столов ходят ногами — и вот из-за их графика и бумажного оборота набрасываются дня три, — написал TZK. — А пресловутую форму 9 шлепают только в паспортном столе. Поэтому при открытии аккредитива, если прописаны 1–2 человека и нужно получить крупную сумму без проволочек, рекомендовал бы вместо Ф9 вписывать предъявление паспортов с отметкой о снятии с регистрационного учета».
По словам форумчанина, от начальной цены объекта (выставлен в середине ноября 2022 года по средней цене аналогов на «Авито») общее снижение к моменту продажи составило примерно 21%.
Еще один пользователь, plover, поделился опытом сделки в Санкт-Петербурге.
«Со стороны продавца — частный риелтор, покупатель — сам. Квартира найдена на "Циане", цена вполне по рынку, зато с мебелью и в очень приличном состоянии. Один собственник более 10 лет, — написал plover. — Оформляли на Восстания, 6: договор аренды ячейки (расходы 50 на 50%), пересчет денег в арендованной комнате (100% продавец). Договор купли-продажи в простой письменной форме, 100% покупатель, хотя обычно тоже 50 на 50, но так уж получилось. Подача была через МФЦ на Невском по предварительной записи».
Стороны обговорили условия для получения денег из ячейки: зарегистрированная выписка из ЕГРН и акт приема-передачи квартиры и ключей. Договор в Росреестре зарегистрировали за четыре дня.
«"Справки" — это финансовый суицид!»
Один из пользователей, прочитав историю TZK, посоветовал не устанавливать в сделке никаких дополнительных условий, кроме выписки из Росреестра о регистрации перехода права собственности.
«Остальные "справки" — это финансовый суицид! Проводил сделку через эскроу-счет Сбера. Деньги переходят автоматом без всяких Ф», — написал M☆rshal.
«В "идеальном мире" (90-х) расчеты шли в ароматных парадных и прямо в кабинете у нотариусов. Есть традиции делового оборота. И со своими фантазиями о "финансовом суициде" вы можете продавать не полгода, а год и два», — ответил ему TZK.
О необходимости дополнительных документов написала и пользователь N@dya. По ее словам, для подготовки договора купли-продажи еще нужны, например, медицинские справки (судя по всему, речь о справках из психоневрологических и наркологических диспансеров — прим. ред.).
«Если одна из сторон сделки — возрастные люди, какая-никакая подстраховка в виде медсправок все равно нужна на всякий случай. Покупала в марте квартиру у дамы 72 лет. Притом что ее и ее семью лет 30 знает моя риелтор, которую я, в свою очередь, тоже знаю много лет и оснований ей не доверять у меня нет, именно она (риелтор) настояла, чтоб справочки все же предоставили».
А вот пользователь Sergey7 рассказал, что просто отказался предоставлять справки из ПНД и НД во время продажи своей квартиры:
«Мои покупатели потребовали с меня справки из ПНД и из НД. Были жестко и почти грубо посланы, умылись и забыли про это требование. Но мы с женой не сильно возрастные. А были бы возрастные, послали бы их матом, — написал Sergey7. — В моем случае с момента появления объявы в интернете до согласования основных условий сделки с покупателем прошло не более 12 часов. При этом я не считаю, что продешевил. Видимо, повезло».
Нужны ли медицинские справки при сделке? И зачем?
Справка о дееспособности — это документ, который подтверждает, что человек не состоит на учете в психоневрологическом диспансере и не обращался туда за медицинской помощью. Она необязательна при заключении договора, но гарантирует, что участник сделки вменяем и может самостоятельно принимать решения.
Сделку купли-продажи квартиры могут признать недействительной, если выяснится, что продавец не мог принимать осознанные решения из-за психического расстройства. Поэтому эксперты по недвижимости рекомендуют такую справку подготовить.
«Продавец не обязан предоставлять документы, свидетельствующие о его дееспособности, — говорит Руслан Сырцов, управляющий директор компании "Метриум". — Но если его состояние здоровья и поведение вызывают у покупателя опасения, следует вежливо попросить эти справки оформить, предложив оплату за свой счет. Это поможет избежать дальнейших коллизий».
«Лучше запросить справку из психоневрологического и наркологического диспансеров, что продавец не состоит на учете. Это точно снижает риски, — говорит Виктор Зубик, основатель управляющей компании Smarent. — Также я рекомендую проверить наличие коммунальных задолженностей. Но самый важный момент для проверки — это отсутствие процесса (состояния) банкротства для любого лица в сделке, так как из-за этого точно могут признать сделку недействительной».
Аккредитив или ячейка?
Несколько пользователей, прочитав историю plover, раскритиковали ячейку как способ расчета за квартиру.
TZK: «Ячейки вообще не понимаю: дороже в 2 раза аккредитива плюс мешок денег не только пересчитывать, но и проверять на подлинность. А это уже в 2 раза дороже самой ячейки».
M☆rshal: «Ячейка — это уже извращение. Любой затык, и просрочка срока на изъятие по любой причине лишит вас возможности получить свои деньги. Не говорю о проверке купюр и надежности сохранности "котлеты"».
Банковская ячейка представляет собой сейф, где хранятся наличные деньги покупателя недвижимости, говорит Руслан Сырцов:
«Продавец получает к ним доступ при предоставлении выписки из ЕГРН о переходе права собственности. Однако банк не несет ответственности за средства, хранящиеся в ячейке. Поэтому права продавца, по сути, не защищены, и не исключено, что открытый им сейф окажется пустым. Обычно процедура аренды ячейки детально прописана в договоре сторон, но даже это не гарантирует полную безопасность сделки».
Преимущество ячеек заключается в том, что при банкротстве финансовой организации их содержимое по-прежнему принадлежит арендаторам, говорит Сырцов.
«Впрочем, для клиентов ведущих банков это обстоятельство, по сути, неактуально. Также некоторые граждане предпочитают расчеты в иностранной валюте, а аккредитивы в России — это всегда рублевые счета».
Основатель управляющей компании Smarent Виктор Зубик согласен: использовать ячейку рискованно.
«Аккредитив — самое удобное и дешевое решение для сделки. Также не забывайте, что нужно платить процент за пересчет наличных денег во время сделки через ячейки, в случае с аккредитивом вы только платите за сделку, и все».
При использовании аккредитива деньги находятся под защитой банка и блокируются до предоставления продавцом документов, подтверждающих сделку.
«Схожая система практикуется с эскроу-счетами. Однако аккредитивы дают клиентам больше возможностей. В частности, при их открытии можно применять векселя — ценные бумаги, подтверждающие обязанность должника выплатить их владельцу указанную в документе сумму через определенный срок, — говорит Роман Сырцов. — Кроме того, деньги с аккредитива, кроме самого продавца, может получить указанное им третье лицо. Данное условие особенно удобно в случае отъезда собственника за рубеж. Некоторые продавцы опасаются, что аккредитивы могут быть в любой момент заблокированы плательщиком. Но это положение касается только отзывных счетов, которые сегодня практически не используются».
Как безопасно передать деньги при сделке
По словам Романа Сырцова, безопасная передача денег может происходить только после регистрации сделки купли-продажи. Для встречи сторон желательно выбрать отделение банка — охраняемое место, где можно спокойно проверить документы, перечитать договор, также в нем удобно рассчитываться.
«Продавец недвижимости еще перед заключением сделки должен предоставить паспорт, выписку из ЕГРН, правоустанавливающие документы, справку, подтверждающую отсутствие задолженностей, техпаспорт, нотариально заверенное согласие супруга (если состоит в браке). Желательно, но необязательно подготовить выписку из домовой книги и справку из ПНД. В то же время непосредственно в момент передачи денег достаточно иметь на руках паспорт, договор купли-продажи и справку о переходе права собственности», — советует эксперт.
Самые популярные предложения на ипотеку для вторичного рынка
Название | Мин. ставка |
---|