С появлением электронных трудовых книжек действует новый порядок записей, который несколько облегчает работу кадровиков. Однако ошибок не избежать, к тому же некоторым сотрудникам теперь необходимо следить за корректностью данных сразу в двух версиях документа — бумажной и электронной. Объясняем, что делать, если вы нашли ошибку, из-за каких опечаток документ признают недействительным и почему исправить информацию сложнее, если у вас только электронный документ.
Почему важно исправлять ошибки в трудовой книжке
Любые изменения и исправления в трудовую книжку строго регламентированы статьей 66 Трудового кодекса. С 2021 года, когда ввели правило о переводе на электронную версию документа для впервые трудоустроившихся, Минтруд выпустил приказ, в котором разъяснил правила работы с разными версиями трудовой. В объяснениях также уточнили правила, как корректировать данные.
Сотрудникам рекомендуется требовать исправления, если допущена любая ошибка — орфографическая, фактическая, грамматическая. В дальнейшем при учете вредного стажа и назначении пенсии, декретных выплат, страховых компенсаций, это дорого обойдется владельцу трудовой. Сотрудники Социального фонда могут придраться даже к незначительной опечатке, из-за чего придется доказывать свою правоту в судебном порядке.
Судебная практика
В 2012 году в Белгородской области бывший кузнец ручной ковки пытался через суд добиться у Пенсионного фонда досрочного выхода на пенсию. Истец считал, что его стаж позволяет получать страховую пенсию раньше остальных, однако ПФР ему отказывало в этом праве — так как документально истец не мог подтвердить 2 года вредного стажа. В трудовой книжке мужчины спорный период не обозначали должным образом. Не помогли и показания свидетелей: по мнению суда, они не могли объективно оценить, были ли условия вредными.Не нужно исправлять ошибки и опечатки, которые никак не влияют на подтверждение стажа работы и специальности.
Общее правило осталось прежним: кто допустил опечатку или неточность в данных, тот и исправляет информацию. Однако если компания или ИП уже ликвидированы, изменить запись может нынешний работодатель или организация-правопреемник. Кроме того, поправить данные может действующий работодатель сотрудника, если прошлое юрлицо или ИП выдаст документ об ошибке.
А вот форма самой корректировки зависит от того, в какой части трудовой книжки сделана ошибка.
Нужно ли следить за записями после 2020 года
С 1 января 2020 года все работодатели сдают на всех сотрудников форму СЗВ-ТД — «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица». Всю информацию о работе государство теперь хранит в электронном виде. Однако если у вас все еще сохраняется бумажная форма документа, следите сразу за отметками и в электронной базе, и в трудовой книжке. Как минимум за тем, чтобы записи совпадали.
Как вносить изменения в трудовую книжку
Титульный лист
На первой странице содержатся личные данные — Ф. И. О. сотрудника, дата рождения, информация об образовании, его квалификация и специальность. Ошибки в этой части — самые критичные. Если эта информация не совпадает с паспортом, то СФР наверняка откажет в учете стажа и назначении выплат, так как формально трудовая не принадлежит этому человеку.
Если записей в трудовой еще нет, то достаточно просто уничтожить документ и взять новый бланк. В других случаях ошибку придется исправлять.
Неправильные личные данные на титульном листе зачеркивают одной чертой, верные записывают в той же строке. Если в ней не осталось места, то исправленный вариант вписывают сверху.
После этого обязательно на внутренней стороне обложки трудовой книжки указывается название и реквизиты документа, на основании которого вносится изменение. Например, это может быть паспорт, свидетельство о рождении, регистрации или расторжении брака. Помимо этого нужно указать ведомство, которое его выдало.
Зачеркивать неправильные данные в сведениях об образовании и специальности нельзя. Чтобы их исправить, достаточно вписать верную информацию в свободной строке. А если все графы заполнены, то правильные данные нужно указать через запятую.
Сведения о работе и награждении
Общее правило — в разделах о работе и награждения нельзя ничего зачеркивать. В этом случае документ сразу признается недействительным. Поэтому все исправления вносятся через записи. Разберем наиболее часто встречаемые ошибки:
- ошибка в названии организации. Достаточно в третьей графе записи «в названии организации допущена ошибка», а далее — верное написание;
- ошибка с печатью. Запись: «Оттиск штампа "Наименование организации" считать недействительным»;
- ошибка в записи об увольнении, приеме или переводе — неверная дата или номер приказа. В этом случае под ошибочной записью необходимо указание, что «запись за номером N недействительна, восстановлен на прежней работе» с указанием номера приказа;
- несколько ошибок. Исправить необходимо каждую из них, можно одной записью, но только если ошибки идут подряд. В остальных случаях придется вносить сведения отдельными записями;
- перепутаны сведения. Наиболее часто встречающаяся ошибка — записи о награждении внесены в раздел о работе. Такая запись считается недействительной, а механизм исправления тот же.
Вкладыш
Если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, делают вкладыш, который работодатель оформляет и ведет в том же порядке, что и саму книжку. Вкладыш без трудовой недействителен.
При выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке необходимо поставить штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указать его серию и номер на титульном листе. Если на титульном листе трудовой нет места, штамп ставят на титульном листе первого вкладыша.
Специфическая ошибка во вкладыше — начало нумерации записей с «1». Нумерация в трудовой книжке и во вкладыше должна быть сквозной и непрерывной. Поэтому если нумерацию во вкладыше начали с «1», то ее надо исправить.
В разделе «Сведения о работе» вкладыша ответственный сотрудник делает запись под следующим порядковым номером и вносит, например, формулировку: «Ошибочно пронумерованные записи во вкладыше под номерами 1 и 2 считать соответственно записями под номерами 30 и 31».
В остальном изменения в записях во вкладыше вносятся по тем же правилам, что и в основных разделах.
В каких случаях придется заводить дубликат трудовой книжки
- утеря документа по вине любой из сторон;
- запись об увольнении или переводе на другую работу признали недействительной;
- трудовая пришла в негодность — страницы испачканы, порваны, обгорели, набухли из-за жидкости и так далее;
- изменения внесены некорректно — например, в разделах сведения о работе или награждениях записи перечеркнуты.
Дубликат оформляют по письменному заявлению сотрудника. В верхней части титульного листа документа вписывают фразу «Дубликат».
Кто может исправить ошибку в трудовой книжке
Записи о корректировке данных вносит сотрудник, который по должностным обязанностям занимается хранением, учетом и ведением трудовых книжек — например, специалист отдела кадров или бухгалтер. Кроме того, изменения может вносить руководитель юрлица или ИП.
Исправлять записи должна та организация, которая допустила ошибку. Но исправить неточность может и другая компания. Это допустимо в трех случаях:
- Если организация реорганизована. Но тогда запись исправляет правопреемник.
- Если организация ликвидирована.
- Если ИП прекратил деятельность.
Сделать это можно только в том случае, если у нынешнего работодателя есть документальные сведения с действительными данными — заверенная копия приказов, справки и так далее. Перечень таких документов не определен.
Если сотрудник совмещают работу в разных компаниях, записи в трудовой книжке исправляет тот работодатель, который вносил запись о работе по совместительству. По желанию сотрудника запись о совместительстве вносят по месту основной работы — тогда и исправляют записи там же.
Как исправить данные в электронной трудовой книжке
Сложность возникает, если у вас только электронная трудовая. При всем желании действующего работодателя, механизмов, по которым он может исправить информацию за другую компанию, нет.
Если бывший работодатель еще ведет деятельность, то за корректировкой придется обращаться к нему. Если юрлицо или ИП ликвидировано, то изменить информацию можно только через суд.
Поэтому при любых кадровых изменениях стоит запрашивать выписку и проверять, все ли там в порядке. Тем более что получать документ можно бесплатно на «Госуслугах». Если ошибку не исправить вовремя, маленькая опечатка отдела кадров легко превратится в большую проблему с выяснением отношений и судами.
Действующему работодателю достаточно направить корректирующий отчет до 25-го числа месяца, в котором с заявлением об изменениях обратился сотрудник.
Если сохранилась трудовая книжка, а есть неточности в выписке СЗВ-ТД, то можно обратиться в отделение СФР или подать заявление на «Госуслугах». В заявлении нужно будет заполнить сведения о периодах работы и приложить подтверждающие документы — трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности, которые выдавал работодатель.
Решение принимают за десять рабочих дней. После этого в личный кабинет на сайте СФР или «Госуслугах» приходит уведомление о корректировке.
Какое наказание ждет за ошибку в трудовой книжке
Должностные лица за ошибки в документе получают предупреждение либо штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а юрлица — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
За подделку записей или всей трудовой книжки наступает уголовная ответственность, так как это приравнивается к мошенничеству или хищению имущества. Наказывается штрафом до 80 тыс. рублей либо принудительными работами до двух лет. Тяжесть наказания зависит от того, какой ущерб вы нанесли подделкой документа.
Как исправить ошибки в трудовой книжке: главное
- Вносить корректировки в трудовую книжку можно. Исправляются только те ошибки, которые влияют на учет стажа.
- Сотрудникам рекомендуется требовать исправления, если допущена любая ошибка — орфографическая, фактическая, грамматическая. В дальнейшем при учете вредного стажа и назначении пенсии, декретных выплат, страховых компенсаций, это дорого обойдется владельцу трудовой.
- По общему правилу, исправляет тот, кто допустил ошибки. Однако если компания или ИП уже ликвидированы, изменить запись может нынешний работодатель или организация-правопреемник. Это касается только бумажных трудовых книжек.
- В случае с выписками из СФР и электронными версиями все сложнее. Действующий работодатель не может внести изменения в отчетность другого юрлица или ИП. Поэтому придется самостоятельно обращаться к прошлому работодателю с заявлением о корректирующей отчетности. Если компания или ИП уже не ведет деятельность, придется идти в суд.
- Если сохранилась трудовая книжка, а есть неточности в выписке СЗВ-ТД, то можно обратиться в отделение СФР или подать заявление на «Госуслугах». В заявлении нужно будет заполнить сведения о периодах работы и приложить подтверждающие документы — трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности, которые выдавал работодатель.
Комментарии