С 1 октября 2023 года в России начнет действовать минимальный размер страховой выплаты по банковским картам. При наступлении страхового случая клиент банка получит компенсацию в размере не менее 100 тыс. рублей. Такое требование установил Банк России.
Разбираем, на какие риски распространяются нововведения и что еще нужно знать о страховании карт.
Обязательно ли страховать банковскую карту
Нет. Закон обязывает клиента банка страховать только предмет залога, например, недвижимость, купленную в ипотеку. Страхование дебетовой или кредитной карты является добровольным.
Если при получении карты вы оформили страховку, но позже решили, что она не нужна, от полиса можно отказаться. В течение 14 календарных дней следует подать в страховую компанию заявление и приложить документы (договор о страховании, квитанцию об оплате, копию паспорта). Страховая компания вернет полную стоимость полиса.
От полиса можно отказаться и по истечении 14 дней, но в этом случае страховщик не вернет уже списанную плату за страховку.
Что изменится с 1 октября
В настоящее время страхование карт распространяется на хищения, которые банки и так должны компенсировать клиенту. Согласно указанию ЦБ, страховой полис не должен включать риски, когда по закону (независимо от наличия полиса) банки обязаны возвратить похищенные деньги:
если клиент уведомил банк об утрате карты, после чего с его счета были списаны средства,
если банк не уведомил клиента о списании денег, которое оказалось несанкционированным.
Под действие страхования также попадают такие риски, как утрата и повреждение «пластика». Согласно указанию ЦБ, страховые полисы также должны включать кражи денег мошенниками — те, на которые не распространяется закон «О национальной платежной системе».
«Возмещение может быть обеспечено по таким причинам, как ограбление у банкомата, кража денежных средств при наличии доказательств, что действовали мошенники, использование поддельных сайтов, взлом и кража данных через незащищенную сеть», — перечисляет доцент департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета Светлана Зубкова.
По ее словам, страховка от кражи средств мошенниками будет действовать при соблюдении следующих условий:
- клиент не нарушал правила безопасного использования карты;
- доказана вина банка в необеспечении безопасности счетов и переводов;
- банк допустил техническую ошибку;
- доказана незаконность операции.
Обратите внимание! Если клиент скомпрометировал свою карту (передавал ее или называл конфиденциальные данные третьим лицам), в компенсации даже при наличии страхового полиса будет отказано.
Что нужно сделать для получения компенсации
При наступлении страхового случая необходимо в течение 24 часов уведомить банк (при необходимости заблокировать карту), а также страховщика (обычно на это дается срок до трех дней, уточняйте эту информацию в договоре).
В страховую компанию необходимо направить заявление, а также документы, подтверждающие несанкционированную операцию. Страховая компания выплатит возмещение в течение 30 дней.
Сколько стоит страховка карты
Зависит от банка и суммы страхования. Как правило, плата за полис списывается ежемесячно — оплата списывается автоматически перед началом страхового периода.
В банке «Открытие» цены начинаются от 145 рублей в месяц, по картам Альфа-Банка — от 200 рублей в месяц, по картам Тинькофф Банка — 99 рублей в месяц.
Как подключить страхование карты
Обычно банки предлагают оформить страхование карты при выдаче, клиент должен подписать соответствующее заявление. Также страховку можно подключить в любое время самостоятельно в интернет-банке или мобильном приложении.