В «Народный рейтинг» Банки.ру поступило несколько жалоб от клиентов на то, что банки некорректно рассчитывают и начисляют проценты по накопительным счетам, а иногда могут даже взять комиссию.
Рассказываем, почему банк может не выплатить часть дохода, что делать в таком случае и как минимизировать вероятность такой ситуации.
Проблема 1. Применили ставку меньше, чем обещали
После повышения ключевой ставки ЦБ банк клиента, как и многие другие, поднял ставки по вкладам и накопительным счетам. «По накопительному счету «Моя копилка» [ставка] – до 10,5%. Не самая высокая на рынке, но тоже вменяемая. У меня уже был такой накопительный счет, поэтому новый открывать не стал…. По итогу начислили 5%. Я обратился в поддержку с вопросом: почему? Мне ответили, что так и должно быть», – жалуется клиент. По его мнению, банк его обманул.
Почему так произошло
Клиент увидел предложение банка в мобильном приложении, где была указана повышенная ставка, и завел деньги на счет, который у него был открыт ранее. Однако он не уточнил все условия.
Согласно действующим тарифам, по этим накопительным счетам, открытым до 16 июля 2023 года (включительно), процентная ставка составляет 5% годовых, отмечает банк. Кроме того, так как проценты начисляются на минимальный остаток, он должен быть свыше 100 рублей.
Формально банк в этой ситуации действовал корректно. Документом, который фиксирует условия по договору, является положение о тарифах. Именно в тарифах все условия указаны подробно.
В приложении или на сайте банк может формировать рекламные баннеры с самыми привлекательными опциями, при этом не указывать обязательные условия, которые необходимо соблюсти, чтобы эти опции получить.
Проблема 2. Не начислили проценты
Мнения, что банк обманывает, придерживается клиентка другого банка: у нее произошел похожий случай. Она увидела, что банк предлагает повышенную ставку на накопительный счет в размере 12% новым клиентам. В отделении ей открыли накопительный счет 28 августа.
«Консультант сказала, чтобы я пополнила счет не в августе, а в сентябре, именно так будет действовать повышенная ставка. Я пополнила счет 02.09. Спустя месяц обнаруживаю, что мой минимальный остаток 0 рублей. Деньги пролежали все это время просто так и никаких процентов мне не выплатят. Консультант нагло ввела меня в заблуждение, и я лишилась солидной суммы, на которую рассчитывала. Зря только связалась», – жалуется клиентка.
Почему так произошло
В данном случае клиентка действовала корректно и соблюла условия по счету, которые позволяют получить указанную ставку.
Недоработка произошла по вине банка, который после обращения клиентки на Банки.ру решил вопрос в ее пользу.
Проблема 3. Начисление комиссии
Клиентка открыла накопительный счет 30 сентября, и при подписании договора банк списал комиссию в размере 5 445 рублей с дебетовой карты. Затем при попытке перевести деньги с дебетовой карты на накопительный счет банк затребовал комиссию в размере 17 850 рублей, рассказывает клиентка.
«В итоге я не смогла пополнить накопительный счет. В течение 1.10.23 вела переговоры по чату с операторами банка по поводу минимального остатка, как дальше быть. Кто-то предлагал внести деньги и что это засчитается в мин. остаток, кто-то не гарантировал… Так толкового ответа и не дождалась. В итоге заказала деньги на полное снятие в банке на 03.10.23», – делится она.
В этот же день клиентка сняла с карты в банкомате 150 тыс. рублей, за что банк снял комиссию в размере 9 440 рублей. «Не пойму, банк решил нажиться на мне? Или со всеми клиентами он так? Получается, вместо обещанных 13,5% банк заработал на мне с лихвой», – возмущается она.
Почему так произошло
Для получения повышенного процента по данному накопительному счету необходимо открыть дебетовую карту. Через банкомат на нее нужно положить деньги, а затем в мобильном приложении перевести их с карточного счета на накопительный счет.
Все операции в этой цепочке должны быть бесплатными, однако на стороне банка произошли технические неполадки в момент перевода. Поэтому банк некорректно рассчитал комиссию. Ее вернули в полном объеме после обращения клиентки на Банки.ру.
Что делать, чтобы получать обещанные проценты
- Прежде всего, необходимо внимательно читать условия договора. Если вы не можете найти документ с тарифами, где будет все подробно указано, обратитесь в поддержку банка и попросите либо прислать его, либо указать, как его найти.
- Зачастую повышенные ставки банки предлагают не действующим, а новым клиентам. Поэтому если видите привлекательное предложение в приложении банка или личном кабинете на сайте, сначала уточните в чате, распространяется ли оно на текущих клиентов и при каких условиях.
- Имейте в виду, что ставка по накопительному счету может меняться с течением времени. Например, в первые два-три месяца будет применяться повышенная ставка в размере 12% годовых, а затем базовая – в размере 7%.
- Учитывайте, что расчет процентов происходит ежедневно. Это значит, что в зависимости от того, сколько дней в месяце – например, 30 или 31 день, – доход будет чуть больше или чуть меньше.
- Помните, что хотя расчет происходит ежедневно, начисление процентов может происходить только один раз в месяц в установленный день. И если деньги снять раньше этой даты, проценты банк не начислит.
- Узнавайте дополнительные условия и опции. Если по счету предусмотрена капитализация, то с каждым месяцем доход будет увеличиваться.
Если вам кажется, что вы не до конца поняли все условия, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы в поддержке банка или на горячей линии Банки.ру.
Если же вы считаете, что выполнили все условия, но банк повел себя некорректно, оставьте свое обращение в «Народном рейтинге» Банки.ру.
Также с помощью сервисов Банки.ру вы можете найти подходящую дебетовую или кредитную карты, подобрать вклад или накопительный счет, больше изучить тему инвестиций, выбрать брокера, а также узнать ситуацию на рынке металлов, валюты и недвижимости.
Еще по теме: