Как составить досудебную претензию в страховую компанию, если вы не согласны с выплатой по ОСАГО

Дата публикации: 31.10.2023 12:01 Обновлено: 27.02.2024 11:22
29 499
Время прочтения: 7 минут
Как составить досудебную претензию в страховую компанию, если вы не согласны с выплатой по ОСАГО

Недостаточная выплата по ОСАГО — это не редкость. Рассчитанный объем выплаты страховой компанией часто является не окончательным решением. Его можно обжаловать через суд. Но до этого нужно написать досудебную претензию в страховую компанию. Выяснили, что это за документ, как его составлять и каких результатов можно ждать после его подачи в СК.

Что такое досудебная претензия в страховую по ОСАГО

Досудебная претензия в страховую компанию — это письменное обращение страхователя к страховщику, в котором он указывает свое несогласие с принятым решением по ОСАГО, в том числе в части страховой выплаты. В этом документе указывается, какой именно объем выплаты страхователь считает справедливым.

Досудебная претензия нужна в случае, если водитель не согласен с размером компенсации по ОСАГО, который рассчитала страховая компания, и хочет обратиться в суд. Но перед тем как составлять исковое заявление, он обязан попытаться урегулировать спор своими силами, а именно, направить страховщику претензию и обратиться к финансовому уполномоченному. Впоследствии один из этих документов будет доказательством направления претензии в суде. Однако часто вопрос удается решить уже на этом этапе. Например, решение финансового уполномоченного приравнивается к решению суда.

Зачем писать досудебную претензию по ОСАГО

По закону досудебную претензию для урегулирования споров по ОСАГО нужно направлять обязательно — это техническая процедура. Если сразу обратиться в суд, то иск рассматривать не будут. Страхователь имеет право обратиться с претензией к страховщику, если компания нарушила закон и условия договора страхования.

Страховая занижает стоимость компенсации

По закону об ОСАГО страховая компания обязана провести независимую экспертизу, чтобы рассчитать сумму выплаты в рамках автогражданки. Однако эта экспертиза часто не учитывает скрытые повреждения автомобиля, утрату товарной стоимости машины или рыночную стоимость запчастей, поэтому страхователь в итоге получает сумму меньше, чем это необходимо для качественного ремонта. При этом клиент имеет право обратиться за проведением экспертизы в другую компанию. Если вторая экспертиза покажет, что ранее рассчитанная сумма компенсации была занижена, то стоит обратиться с претензией к страховщику и взыскать недостающую разницу.

Независимая экспертиза по ОСАГО: как и когда можно оспорить размер компенсации

Страховая отказывает в выплате

Причины отказа страховщика в выплате по полису ОСАГО четко регламентированы законом. Чаще всего в возмещении могут отказать, потому что виновник ДТП не определен и спор находится на рассмотрении суда. В таком случае автовладельцу нужно дождаться судебного решения, а после обращаться с претензией к отказу в выплате возмещения.

Причиной отказа в выплате по полису также является умысел потерпевшего, включая фальсификацию факта дорожной аварии. Это также можно оспорить в рамках досудебной претензии.

При этом при отсутствии каких-либо документов страховая компания может только отсрочить возмещение ущерба, но никак не отменить его. Поэтому если в письменном отказе не фигурирует какая-либо веская причина, автовладелец выиграет спор у омбудсмена или в судебном процессе.

Нарушаются сроки выплаты

Страховая компания должна рассмотреть заявление страхователя на возмещение или ремонт автомобиля, который пострадал в аварии, в рамках полиса ОСАГО в течение 20 дней. Компания должна предложить автовладельцу выплатить ущерб денежными средствами, отремонтировать машину на одной из СТОА либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате. Если по истечении 20 дней ответа от страховой не последовало, то можно смело подавать досудебную претензию за нарушение сроков выплаты возмещения.

Ремонт по ОСАГО выполнен некачественно

Досудебная претензия может быть вынесена и за выполнение некачественного ремонта, так как по закону страховая компания отвечает за качество работы, выполненное СТОА, куда был направлен автомобиль. Для этого можно провести дополнительную экспертизу и доказать, что ремонт нанес еще больший вред автомобилю. В этом случае автовладелец может получить компенсацию за брак деталей или их некачественную установку.

Сроки ремонта затягиваются

Максимальный срок ремонта машины в рамках полиса автогражданки — 45 рабочих дней, отсчет которых начинается с момента передачи поврежденного транспортного средства на СТОА или представителю страховщика при необходимости транспортировки авто к месту ремонта. При нарушении этого срока также можно написать претензию страховщику. К тому же при нарушении обязательств по сроку выдачи направления на СТОА страховая компания выплачивает потерпевшему за каждый день просрочки неустойку, составляющую один процент от суммы страхового возмещения.

Какие компенсации можно требовать в досудебной претензии

В досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО можно требовать оплаты расходов на ремонт автомобиля или в связи с утратой его товарной стоимости, а также расходов на вызов эвакуатора, на услуги хранения поврежденной машины, на доставку пострадавших в больницу и даже на оплату экспертизы.

Задержка исполнения обязательств по договору ОСАГО страховой компанией компенсируется неустойкой в размере 1% от суммы положенной выплаты или же 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Как правильно написать досудебную претензию по ОСАГО

Претензия выступает основанием для урегулирования спора со страховой в досудебном порядке. От правильного ее составления зависит и дальнейшая работа по защите прав автовладельца в суде.

Какие документы необходимо приложить

Вместе с претензией по досудебному урегулированию для направления страховщику необходимо предоставить копии:

  • паспорта заявителя;
  • страхового полиса ОСАГО;
  • извещения об аварии;
  • выводов независимой экспертизы;
  • выписки по счету с суммой выплат;
  • свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) или паспорта транспортного средства (ПТС).

Содержание досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО

В претензии прописываются:

  • полное название страховой компании;
  • общие сведения о пострадавшем и контактные данные (ФИО, место жительства);
  • обстоятельства дорожной аварии;
  • требования заявителя к страховой компании с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии, со ссылками на нормативно-правовые акты;
  • сумма выплат, назначенная страховщиком после его экспертизы;
  • размер компенсации, определенный независимым экспертом, которую заказывал уже сам страхователь;
  • банковские реквизиты, на которые человек готов получить страховую выплату, если обращение содержит требование о страховой выплате;
  • формат получения заключения (лично или в электронном виде).

Как и куда направить досудебную претензию

Претензию нужно подать в страховую компанию таким образом, чтобы можно было подтвердить факт ее отправки в случае судебного разбирательства.

  • Легче всего это можно сделать, лично обратившись в страховую. Для этого лучше оформить два пакета документов. Один экземпляр вместе со всеми прилагаемыми документами останется у страховщика, а второй с отметкой о вручении и датой получения — у заявителя. После принятия претензии потерпевшему должны выдать справку с отметкой о ее принятии.
  • Претензию можно отправить по почте. Но лучше это сделать заказным письмом с уведомлением о вручении Почтой России. Квитанцию об отправке следует сохранить, чтобы отследить получение.
  • Претензию можно направить по email, если такая возможность прописана в договоре ОСАГО. При этом также нужно добиться подтверждения получения электронного письма страховой компанией.

Срок рассмотрения досудебной претензии в страховую по ОСАГО

По закону страховщик должен рассматривать досудебную претензию в срок до 10 рабочих дней с момента ее получения. В течение этого периода СК обязана удовлетворить требование или направить мотивированный отказ. Отказ в удовлетворении претензии направляется страховщиком по адресу, указанному потерпевшим в претензии.

Если 10 дней прошло, а выплата так и не поступила на счет, то нужно обращаться в суд с иском. Далее спор будет решаться в судебном порядке.

Почему могут отказать в досудебной претензии

Страховая компания может отказать в досудебной претензии в нескольких случаях.

  • Во-первых, если лицо, которое написало заявление, не является потерпевшим. Или лицо не подтвердило свои полномочия, например, нотариально заверенной доверенностью.
  • Во-вторых, если человек предъявил неполный пакет документов, который доказывает требования потерпевшего. Либо если он неверно заполнил данные о себе или допустил ошибку в каком-либо приложении.
  • Наконец, если в претензии не указаны банковские реквизиты, по которым может быть выплачено возмещение.

Как подать в суд на страховую компанию

  • Убедитесь, что все возможности договориться со страховой компанией исчерпаны и сделать это вне суда не получится.
  • Напишите досудебную претензию страховщику. Для этого нужно соблюсти сроки, сделать повторную экспертизу и собрать необходимые документы для подачи заявления.
  • В досудебной претензии необходимо кратко рассказать о случившейся аварии, указать требования заявителя к страховой компании, а также сообщить информацию о страховой выплате, которую страховщик на самом деле должен выплатить. Это нужно доказать справкой о проведении дополнительной экспертизы.
  • Подождите 10 рабочих дней. Если ответа от страховщика нет, готовьте документы для подачи искового заявления в суд. Одним из важных документов будет сама досудебная претензия, так как без нее суд не сможет начать рассматривать дело.
Теги: Все об ОСАГО
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме