Что такое шринкфляция и как самому посчитать честную цену

Дата публикации: 07.11.2023 20:00 Обновлено: 16.10.2024 17:06
10 674
4 Время прочтения: 5 минут
Что такое шринкфляция и как самому посчитать честную цену
Автор
Салават Юсупов, специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Салават Юсупов специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Источник
Banki.ru

Содержание статьи

Показать
Скрыть

С 26 октября в России начали действовать новые государственные стандарты по 11 товарам первой необходимости. Этого добилась Генпрокуратура, которая хочет, чтобы производители отказались от практики уменьшения объема или веса продукции при той же фасовке.

Рассказываем, что такое шринкфляция, почему новые стандарты не помогут избавиться от этой практики и как самостоятельно подсчитывать честную цену покупок.

Что такое шринкфляция

Шринкфляция — это ситуации, когда производители продуктов снижают размер упаковки товара, но при этом не меняют цену. В итоге получается скрытое повышение цены за единицу товара. Термин образован от соединения английских слов to shrink — «сжиматься» и inflation — «инфляция». Его автором считается экономист и бывший сотрудник администрации президента США Джорджа Буша Филиппа Малгрен.

Например, в сентябре плитка шоколада «Сладкая жизнь» весом 100 г стоила 100 рублей. В октябре производитель уменьшает вес до 90 г, а цену оставляет ту же. У производителя был выбор: оставить тот же вес и увеличить цену до 110 рублей либо уменьшить вес, но оставить ту же цену. Однако и в том и в другом случае потребитель все равно заплатит больше.

Шринкфляция — это в первую очередь маркетинговый прием. С его помощью производители уменьшают свои затраты, не повышая цену продукта на этикетке. Так их товары остаются конкурентоспособными на рынке. Работает это так: потребители воспринимают цены на товары по пороговым значениям. Например, молоко за 60 рублей для покупателя — привычная цена. Он будет брать пакет без лишних размышлений каждый раз, когда заходит в магазин. Производитель поднимает стоимость до 70 рублей, поэтому покупатель, вероятно, начинает искать замену привычному молоку, ведь он привык брать его за 60 рублей.

«Производители прибегают к шринкфляции из-за роста производственных издержек, высокой степени конкуренции на рынке, которая не позволяет повышать цену на товар из-за риска потерять покупателей, удешевления национальной валюты, что делает импортные сырье и технологии дороже для производителя, — объясняет эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. — Таким образом производитель сохраняет свою рентабельность и справляется с неблагоприятными внешними факторами».

Это также способ скрыть инфляционное давление и удержать потребителей от осознания роста цен на товары, говорит эксперт. «Шринкфляция может свидетельствовать о значительном инфляционном давлении на экономику (иногда ее и называют скрытой инфляцией), поскольку она искажает реальную ценность денег. Это затрудняет оценку покупательской способности и стоимости жизни, поскольку обычные методы измерения инфляции могут не улавливать небольшие изменения объема упаковки», — считает Эряния Бочкина.

Именно в периоды высокой инфляции шринкфляция становится заметнее.

Как проявляется шринкфляция

Менять объем и вес можно по-разному. Вот как еще проявляется шринкфляция:

  • Уменьшение количества товара в упаковке. Это касается штучных товаров. С 2021 года в России продаются упаковки по три или шесть яиц, производители объясняют это удобством для потребителей. Это очень наглядный пример, как работает шринкфляция.
  • Упаковка остается тех же размеров, а продукции внутри — меньше. Такое часто случается с кондитерскими изделиями: конфетами, печеньем и другим.
  • Упаковка визуально больше, а продукции внутри меньше. Этот метод используют производители консервированных продуктов: можно визуально изменить форму баночки, сделав ее шире у дна и горлышка, но сам объем уменьшить.
  • Тонкая нарезка. Например, уменьшение толщины каждого куска сыра в упаковке с нарезкой.
  • Изменение формы продукта. Например, изменение формы мыла с более круглой на более плоскую, чтобы скрыть сокращение его размера.
  • Увеличение объема воздуха в упаковке. Например, увеличение объема упаковки чипсов или попкорна за счет большего количества воздуха внутри упаковки.

Это не исчерпывающий список приемов. Все эти уловки можно распознать, если внимательно изучать информацию о массе или объеме на этикетке.

«В России для измерения индекса потребительских цен (в быту — инфляция) и других показателей, связанных со стоимостью товаров, берется не упаковка, а единица объема (веса): 1 кг говядины, 1 л молока, десять яиц и т. д.  Поэтому в нашей стране речь идет скорее о манипулировании тем, как покупатель воспринимает объем товара и соотносит его с ценой. С другой стороны, в этом же измеряемом перечне товаров и услуг есть, например, и утепленная мужская куртка. В этом случае производители могут уменьшить ее длину или толщину наполнителя, сохранив прежнюю цену», — объясняет Эряния Бочкина. 

Законна ли шринкфляция

В шринкфляции нет нарушений законодательства. Ритейлеры и производители могут продавать товары любого веса и объема, хоть молоко по 5 мл или муку по 50 г. Однако на упаковке должна быть четко указана информация о содержимом. Обращайте внимание, как производитель указывает эти данные: масса брутто — общий вес товара или продукта в упаковке, а вот масса нетто — это вес товара без упаковки, тары, жидкости.

Если ваша цель сэкономить на покупках, нужно ориентироваться не на стоимость упаковки, а на цену товара за 1 кг или 1 л. В России принято называть это честной ценой.

Второй нюанс — ГОСТы, которые начали действовать в конце прошлого года. Согласно требованиям, гречка должна продаваться в упаковке по 0,5, 1 и 2 кг, а молоко — в пакетах по 0,2, 0,25, 0,5, 1 и 2 л. Производители чая, сливочного и подсолнечного масла, вермишели и других социально значимых товаров, которые планируют получить знак соответствия ГОСТу, обязаны использовать фиксированные значения количества товара.

Однако шринкфляцию это все-таки не остановит: производители отказываются от маркировки ГОСТ и продолжают уменьшать объем товаров.

Как посчитать честную цену

Чтобы сэкономить, нужно считать стоимость товаров в расчете на простое число — 1 кг, 1 л и так далее. Сделать это просто:

Стоимость товара / объем товара = стоимость за 1 кг или 1 л.

Пример расчета. Допустим, в магазине вы выбираете между двумя пачками сливочного масла. У первой — вес 180 г, стоимость — 166 рублей, а у второй пачки вес 200 г, стоимость — 183 рубля. Кажется, что разница всего лишь 20 г, а в деньгах кажущаяся экономия — 17 рублей.

Однако в перерасчете на килограмм все не так очевидно:

Первая пачка: 166 рублей / 0,18 кг = 922,22 рубля за 1 кг.

Вторая пачка: 183 рубля / 0,2 кг = 915 рублей за 1 кг.

Главное — не забывать переводить указанный объем в одну систему исчисления: граммы — в килограммы, а миллилитры — в литры. 

В некоторых супермаркетах на ценниках указывается цена за 1 кг или 1 л любого товара, но повсеместной эта практика не стала. В 2023 году активно обсуждались депутатские и общественные инициативы, которые обязали бы всех ритейлеров указывать честную цену. Однако в правительстве — против: там считают, что это может привести к повышению цен в магазинах, поскольку компаниям придется пересчитывать объем и вес товаров. В связи с этим выкладка товаров и подготовка ценников вырастут в цене.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

4
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

guerrilla
08.11.2023 07:23
<p>
... В некоторых супермаркетах на ценниках указывается цена за 1 кг или 1 л любого товара, но повсеместной эта практика не стала. ...
Мораль сей басни такова - не прогуливайте, дети, школу и учите математику, чтобы "на лету" пересчитывать цены, т. к. государство не заинтересовано обязать торговцев сделать это.</p>
0

омут
08.11.2023 09:52
<p>Лучше цена выше, но честная.</p>
0

user-839315097810
08.11.2023 11:38
<p>Была в парочке дискаунтеров, я б не сказала что заметила особую разницу. Есть конечно где-то дешевле, но не намного, а где-то такие же цены.</p>
0

SL/TP
08.11.2023 21:07
<p>
Однако шринкфляцию это все-таки НЕ остановит. Некоторые эксперты считают, что производители скорее откажутся от маркировки ГОСТ, чем перестанут уменьшать объем товаров.
Ну так о чём тогда весь этот сыр-бор, если всё останется у нас по-старому? Я сам этот момент сразу просёк, когда только вышли новости про "труды" прокуратуры по поводу шринкфляции и ничего просто не меняется, господа! Кто будет терять лишний доход? Сейчас таких нет! </p>
0

Обучение

Материалы по теме