Генеральная Ассамблея Совета страховых бюро «Зеленая карта» с 30 июня 2023 года по санкционным мотивам приостановила на неопределенный период членство Российского союза автостраховщиков и Белорусского бюро по транспортному страхованию в системе. С этого момента российские страховщики больше не вправе выдавать сертификаты «Зеленая карта» для поездок во все страны системы. Разобрались, какую страховку нужно покупать на автомобиль, на котором вы выезжаете за пределы страны.
Исчезла ли полностью «Зеленая карта»
«Зеленая карта» — это аналог ОСАГО, который используется для поездки за рубеж. После исключения РСА из соглашения «Зеленая карта», приобретенная у российских страховых компаний, действует только на территории Республики Беларусь, так как между Российским союзом автостраховщиков и Белорусским бюро по транспортному страхованию было заключено новое соглашение, обеспечивающее непрерывность взаимного трансграничного страхования транспортных средств обеих стран по правилам, аналогичным «Зеленой карте». Все страховые случаи по ним подлежат урегулированию в стандартном порядке.
Кроме того, после выхода РСА из соглашения были заключены двусторонние соглашения с бюро Азербайджана и Турции: если «Зеленая карта» была куплена до 1 июля 2023 года, то она будет действовать для поездок в эти страны до 30 июня 2024 года, и по этим картам страховые случаи будут урегулированы стандартно. Азербайджанские и турецкие «Зеленые карты» равным образом будут действовать на территории России, сообщается на сайте РСА.
Какой полис нужно купить вместо «Зеленой карты» для поездки за границу
Для поездок за рубеж нужно приобретать полис приграничного страхования соответствующей страны на пункте пропуска.
Аналогичным образом водителям из других стран для передвижения по территории России надо приобрести российский полис ОСАГО на пункте пропуска при въезде в страну.
Что такое единый полис ОСАГО для России и Белоруссии
Для водителей, которые часто путешествуют в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в ближайшее время может заработать единый полис ОСАГО. По сути это будет стандартный полис ОСАГО с расширением на соседнюю страну. Расширение будет оформляться как дополнительная опция. Скорее всего, для разовой поездки будет проще оформить «Зеленую карту». Единое ОСАГО будет иметь смысл только для автомобилистов, которые регулярно переезжают из одной страны в другую.
«Единый полис ОСАГО для России и Белоруссии в том или ином виде станет новой ступенькой в развитии союзных отношений двух государств и удобным страховым продуктом для водителей, которые планируют поездки в соседнюю страну. Вместе с тем это вынужденная мера, поскольку членство России в бюро «Зеленая карта» приостановлено, и использовать эту площадку для страхования невозможно даже для дружественных стран, кроме Белоруссии. Общая же логика событий такова, что похожие расширения для ОСАГО могут в будущем появиться не только для ближайшего соседа, но и для других стран, в том случае если будут заключены отдельные двусторонние договоры. Таким образом, Россия смогла бы выстроить децентрализованный аналог системы «Зеленой карты», который позволял бы страхователям посещать ряд востребованных стран с российским полисом ОСАГО, в который добавлено расширение покрытия. Как и «Зеленая карта», эта система может быть особенно удобна тем водителям, чьи поездки носят многократный характер. При этом процесс урегулирования убытков в такой системе, вероятно, будет выглядеть почти так же, как это было раньше», — комментирует аналитик страхового рынка Банки.ру Илья Чуриков.