Не все знают, что как только они переступают порог общественного транспорта — будь то трамвай, автобус или поезд — они тут же попадают под защиту закона об обязательной гражданской ответственности перевозчика. Разобрались, что это такое, от чего защищает такое страхование и как можно получить выплату.
Что такое ОСГОП
Страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) — это обязательный вид страхования: любой перевозчик (трамвай, автобус, поезд, самолет) должен заключать полис страхования своей гражданской ответственности, который защищает пассажиров во время поездки. Ожидается, что с 1 сентября 2024 года такую страховку будут оформлять и такси. В случае, если с пассажиром или его багажом что-то случится (будет получен вред жизни или здоровью), в страховой компании можно получить выплату, размер которой зависит от ущерба.
В России этот вид страхования работает с 2013 года и регулируется федеральным законом № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Если перевозчик не заключит такой договор, то это карается штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей для организации и в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для должностного лица. Условия страхования, тарифы и страховые суммы устанавливаются на законодательном уровне и одинаковые у всех страховых компаний.
На какой транспорт распространяется правило об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика
ОСГОП распространяется на следующие виды транспорта:
- Железнодорожный транспорт (пригородные электропоезда и поезда дальнего следования).
- Автобусы, в том числе маршрутки.
- Внеуличный транспорт (легкое метро, монорельсовый транспорт и внеуличный трамвай).
- Трамвай.
- Троллейбус
- Морской транспорт.
- Внутренний водный транспорт.
- Воздушный транспорт (самолет, вертолет).
Планируется, что для легковых такси полисы ОСГОП нужно будет оформлять с сентября 2024 года. До этого времени пассажиры такси получают компенсацию по полисам ОСАГО.
Метрополитен также компенсирует ущерб, причиненный пассажирам во время поездки. Однако компенсация выплачивается от метрополитена, а не через страховую компанию. Обязанность страховать гражданскую ответственность перевозчика на метро не распространяется.
ОСГОП не действует:
- Для автобусов из собственного автопарка предприятий, предназначенных исключительно для перевозки их работников.
- Для автобусов, используемых в личных целях.
Какой случай является страховым по ОСГОП
Полис ОСГОП начинает действовать с того момента, как только пассажир вошел в транспортное средство. Он защищает от любого вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу. Если перевозчик не заключил договор ОСГОП, то платить будет не страховщик, а он сам.
Какие страховые суммы выплачиваются по ОСГОП
Страховой тариф по каждому виду рисков в расчёте на одного пассажира указывается в процентах от страховой суммы и определяется в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и факторов риска, в том числе уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств.
Максимальная страховая сумма по этому виду страхования составляет 2 млн 25 тыс. рублей. Она выплачивается при гибели пассажира.
Если был причинен вред здоровью пассажира, то выплата составит до 2 млн рублей (возмещение происходит в процентах от страховой суммы в зависимости от степени повреждения). Например, при сотрясении мозга выплачивают 60 тыс. рублей, а при потере беременности — больше 1 млн.
Выплату можно получить и при повреждении имущества: компенсация составит до 600 рублей за 1 кг багажа и 11 тыс. рублей за иное имущество, но не более 23 тыс. рублей.
Страховые компании выплачивают компенсацию даже в том случае, когда страховое событие произошло не по вине перевозчика.
Как получить страховое возмещение
Самая распространенная причина наступления страхового события при поездках на общественном транспорте — ДТП. Если пассажир получил травму или имущество пострадает во время поездки, то он должен обратиться к водителю. Если пассажир умер во время ДТП, то его родственники должны обращаться напрямую в Национальный союз страховщиков ответственности.
Водитель обязан вызвать скорую помощь и представителя ГИБДД, озвучить информацию о страховщике и выдать документ о причинении вреда. Штраф за непредставление пассажирам информации о страховщике и полисе обязательного страхования для перевозчика составит 10–20 тыс. рублей, для должностного лица — 1–3 тыс. рублей.
Страховая компания будет выплачивать возмещение только после того, как получит все доказательства о ДТП. Факт лечения также подтверждают документально — к заявлению о возмещении прикладывают чеки о приобретении лекарств, выписку из истории болезни и так далее.
К заявлению надо приложить:
- документы, удостоверяющие личность;
- документы, подтверждающие факт события (справка о ДТП или документ, оформленный перевозчиком);
- документы, подтверждающие размер ущерба (свидетельство о смерти, документы медучреждения, документы, подтверждающие стоимость имущества (при наличии);
- реквизиты для перечисления возмещения.
По возможности необходимо провести фото- или видеосъемку места, где был причинен вред, а также самих причиненных травм или ущерба имуществу. Это может упростить процедуру урегулирования страхового случая при обращении в страховую компанию.
Страховщик в течение 30 календарных дней с момента предоставления комплекта документов обязан осуществить выплату или направить мотивированный отказ.