Народный сбор. Какому бизнесу и в каких случаях подходит краудфандинг

Дата публикации: 26.03.2024 17:00 Обновлено: 26.03.2025 18:38
2 641
Время прочтения: 6 минут
Народный сбор. Какому бизнесу и в каких случаях подходит краудфандинг
Автор
Салават Юсупов, специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Салават Юсупов специалист по социально-экономическому и лайфстайл-контенту Банки.ру
Источник
Banki.ru

Кому принадлежит рекорд по сборам в России? Что нужно для успешного запуска? Чем отличаются народные платформы от инвестиционных? Рассказываем в материале.

Что такое краудфандинг

Краудфандинг, или краудфандинговое финансирование, — это способ привлечения денег для проектов или предприятий, при котором средства собираются от большого числа людей, обычно через специализированные онлайн-платформы.

Когда бизнес запускает этот процесс, то вначале предпринимателю нужно подробно описать проект или бизнес-идею на платформе. Создатели проекта устанавливают финансовую цель и сроки, в течение которых необходимо собрать указанную сумму. Люди, которые заинтересованы в проекте, могут внести свои деньги, тем самым поддержав проект. В зависимости от типа краудфандинга, жертвователи могут получать различные виды наград или доли в проекте.

Для бизнеса краудфандинг — это инструмент для привлечения стартового капитала, финансирования расширения деятельности или запуска нового продукта. Это доступный способ привлечь средства без необходимости обращаться в банки или к инвесторам. 

Кроме того, краудфандинг — способ протестировать спрос и получить обратную связь от потенциальных потребителей.

Виды краудфандинга

В зависимости от того, как фаундер будет расплачиваться с жертвователями, выделяют несколько основных видов краудфандинга:

  • Участники вносят средства без ожидания материальной награды. Подходит для социальных и благотворительных проектов.
  • Вложения делаются в обмен на некоторые награды, которые часто представляют собой продукт или услугу, что проект планирует произвести или предложить. Это наиболее распространенный тип краудфандинга для стартапов и бизнесов.
  • Участники выдают займы, ожидая вернуть свои средства с процентами. Это хороший вариант для малых и средних предприятий, нуждающихся в краткосрочном финансировании.
  • Участники получают долю в компании в обмен на вложенные средства. Это подходит для бизнеса в поиске долгосрочных инвестиций и заинтересованных в партнерстве с инвесторами.
  • Инвесторы получают процент от будущих доходов компании в обмен на свои первоначальные вложения. Этот тип подходит для компаний с уже генерируемым доходом, которым нужна дополнительная капитализация для роста или расширения.

В 2019 году в России приняли закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Он регулирует общие вопросы привлечения денег при помощи краудфандинговых платформ. В этом материале сосредоточимся на краудфандинге не как на инвестиционном инструменте для инвесторов, а как на возможности поиска дополнительного капитала для бизнеса.

Какой российский проект собрал большего всего денег?

Рекорд по сборам в России принадлежит рок-группе «Алиса». В 2022 году музыканты собрали 31,4 млн рублей на свой новый альбом. Причем группа собирала деньги не на запись, а просто выбрала такую форму для продажи физических копий — их выпустили строго по количеству жертвователей. Кроме того, участники сбора получили ранний доступ к цифровой копии альбома.

Как собрать стартовый капитал через краудфандинг

Краудфандинг лучше всего подходит для стартапов, инновационных проектов, творческих и культурных инициатив, а также для бизнесов, предлагающих новые продукты или услуги, которые можно легко продемонстрировать или описать. Особенно успешными они бывают, если они уже имеют соцсети или сообщество поддержки.

Шаг 1. Идея и исследование. Четко сформулируйте вашу бизнес-идею и проведите исследование рынка, чтобы убедиться, что у вашего проекта есть потенциальная аудитория.

Определите сумму стартового капитала, необходимую для запуска, и разработайте детальный бизнес-план.

Выберите подходящую краудфандинговую платформу в зависимости от типа вашего проекта и предпочтений.

Шаг 2. Создание кампании. Разработайте привлекательное описание проекта, добавьте качественные изображения и видео.

Подумайте над системой наград для участников. Часто это специальный и уникальный мерч, а также возможность получить продукт первым. К примеру, в 2020 году российская студия New Making Studio запустила кампанию по сбору денег для выпуска настольной игры «Страдающее Средневековье». В качестве вознаграждений организаторы предлагали саму игру, наклейки либо комплект со всеми дополнениями. 

Другой пример — встречи со знаменитостями либо специально организованные выступления. Этот способ подходит для творческих проектов — фильмов, сериалов, книг, музыкальных альбомов.

Шаг 3. Продвижение. Запустите рекламную кампанию через социальные сети, СМИ и другие каналы для привлечения внимания к вашему проекту. Поддерживайте связь с участниками, отвечайте на вопросы и регулярно обновляйте информацию о прогрессе проекта.

Шаг 4. Выполнение обещаний. После завершения кампании своевременно выполните все обещанное. 

Какие есть площадки для краудфандинга

Planeta.ru. Российская краудфандинговая платформа, работающая по принципу наградного финансирования. Популярна среди музыкантов, художников и различных творческих проектов в России.

Площадка идеально подходит также для общественных и социальных проектов — например, школа для подростков с сложностями социализации, протезы для животных и так далее.  

Boomstarter. Еще одна крупная российская платформа, специализирующаяся на поддержке инновационных и технологических проектов, а также творческих начинаний.

На этой площадке ценятся проекты с четким целями, а лучше — работающими прототипами, проработанной идеей или протестированной гипотезой. Один из самых известных примеров проекта, который собрал деньги на площадке, — карамельная фабрика в деревне Малый Турыш. Проект запустила предпринимательница Гузель Санжапова. Когда она запустила проект, у нее уже был работающий бизнес — производство крем-меда Cocco bello в этой же деревне. 

Также в России есть специализированные платформы. Всего их 84. Все они зарегистрированы в реестре Банка России. Это в первую очередь инвестиционный инструмент, то есть в этом случае говорить лучше не жертвователи, а инвесторы либо бэкеры.

«Поток.Диджитал». Российская платформа, которая работает по принципу p2b-кредитования. Кредиторы — физлица, ИП и компании. Проект Альфа-Банка.

«Город денег». Еще одна площадка, но с механизмом торгов. Инвесторы находят интересные для них проекты, после чего предлагают инвесторам займ на определенных условиях. После этого основатели могут выбрать лучшее для них предложение на торгах.

Какие налоги надо платить с суммы, которую собрали во время краудфандинга 

В первую очередь предприниматели платят комиссию платформе. Например, на Planete.ru такая комиссия: 

  • 10% от собранных средств, если сумма сбора составляет 100% или более от заявленной финансовой цели;
  • 15% от собранных средств, если сумма сбора составляет от 50 до 99,9% от заявленной финансовой цели;
  • не взимается, если проект не собрал хотя бы 50% от заявленной финансовой цели (проект признается неуспешным);
  • 5,9% от собранных средств для благотворительных проектов вне зависимости от финансовой цели.

Далее нужно заплатить налоги государству. Важно! Краудфандинговые платформы никогда не выступают налоговыми агентами, а потому физлица, ИП и юрлица обязаны сами заплатить налоги. Размер налога зависит от налогового статуса основателя.

Статус налогоплательщикаРазмер налога
Налоговый резидент-физлицоНДФЛ: 13% либо 15%, если сумма доходов превышает 5 млн рублей
Налоговый нерезидент-физлицоНДФЛ: 30%
Самозанятые6% (доход от кампаний не больше 2,4 млн за год)
ИПВ зависимости от налогового режима. ОСНО — 20% плюс НДС, УСН — 1–6%, АУСН — 8% или 20%, ЕСХН (только для сельскохозяйственных кампаний) — 6%
ЮрлицаНалог на прибыль — 20% плюс НДС

Плюсы и минусы краудфандинга для бизнеса

К преимуществам краудфандинга для бизнеса можно отнести: 

  • Гибкость.
  • Решение проблемы недостатка капитала. Особенно в моменты высоких ставок по процентам.
  • Прямое взаимодействие с потенциальными клиентами.

Недостатки:

  • Риск неисполнения обязательств. Когда жертвователи — будущие клиенты, возникает очень высокое ожидание от результата.
  • Риск мошенничества: к сожалению, не все краудфандинговые кампании честны, и существует риск столкнуться с мошенническими сборами средств.
  • Утечка информации и конкурентная угроза. Публикация идей и деталей проекта в открытом доступе может привести к тому, что конкуренты узнают ценные сведения и используют их в своих целях.

Как использовать краудфандинг для своего бизнеса и кому это подходит: памятка

  • Краудфандинг — это метод сбора денег для проектов и бизнес-идей через интернет от большого числа людей, которые вносят денежные вклады в обмен на будущие вознаграждения или просто из желания поддержать проект.
  • Есть также инвестиционные платформы, которые регулирует Банк России. В этом случае участники либо выдают займы под проценты предпринимателям либо получают долю в компании.
  • Средства, собранные через краудфандинг, облагаются налогами в зависимости от налогового статуса получателя. Физические лица обязаны уплатить НДФЛ с полученных сумм, а юрлица и ИП платят налоги в соответствии с выбранным налоговым режимом.
  • Краудфандинг подходит стартапам, творческим проектам, малому и среднему бизнесу с хорошей историей. 
  • Кроме того, это инструмент для тестирования новых продуктов, вовлечения потребителей и создания сообщества вокруг бренда.
  • Краудфандинг вряд ли можно рассматривать как полную замену традиционному кредитованию бизнеса, это скорее еще один инструмент для поиска дополнительного капитала. 
Кредиты для бизнеса
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме