Обязательное страхование сотрудников распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Это включает как штатных сотрудников, так и временных работников, стажеров и даже лиц, работающих на контрактной основе. Разобрались, как работает обязательное страхование сотрудников и как оформить страховой случай, чтобы получить компенсацию.
Кого страхует работодатель
Обязательное страхование сотрудников распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Речь идет как о штатных сотрудниках, так и о лицах, работающих на контрактной основе. Основная цель страхования — защита работников от рисков, связанных с их профессиональной деятельностью.
Система обязательного страхования сотрудников гарантирует выплату компенсаций при несчастных случаях на производстве и возникновении профессиональных заболеваний.
Основной закон, в котором прописаны права работника и обязанности работодателя по страхованию сотрудников, — Федеральный закон №125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В соответствии с ФЗ-125:
- участие в системе обязательного социального страхования и внесение страховых взносов за сотрудников — обязанность работодателя;
- пострадавшие сотрудники и их семьи получают гарантированную поддержку при несчастном случае на производстве или возникновении профессионального заболевания;
- работодатели должны стремиться повышать уровень безопасности на рабочих местах, снижать травматизм и риск развития профессиональных заболеваний;
- страховые тарифы устанавливаются в зависимости от класса производственного риска.
Кроме того, некоторые процедуры, связанные с обязательным страхованием работников, регулируются Трудовым кодексом и другими нормативными актами. Так, например, классификацию и условия, при которых травма признается производственной, регламентирует Трудовой кодекс РФ (а именно — статья 227). Этот закон устанавливает обязательность расследования несчастного случая и выплату компенсации. Также важными документами в этом вопросе являются приказ Минздравсоцразвития № 160 и приказ Федеральной службы государственной статистики № 216.
Какие бывают выплаты по страхованию сотрудников
Страхование сотрудников — обязанность работодателя. Компания или ИП регистрируется в Фонде социального страхования, выплачивает в него взносы за каждого работника. Взносы исчисляются по статье 20.1 125-ФЗ. Компенсации работникам выплачиваются из бюджета фонда. В случае наступления страхового случая пострадавший работник или его представители обращаются в страховую организацию для получения выплат.
Выплаты по обязательному страхованию сотрудников могут быть разного вида:
- Единовременные выплаты — выплачиваются при тяжелом несчастном случае или профессиональном заболевании.
- Периодические выплаты — ежемесячные выплаты при временной или постоянной утрате трудоспособности.
- Компенсация медицинских расходов — оплата лечения, реабилитации и других медицинских услуг.
- Компенсация утраты заработка — выплата средств, компенсирующих утраченный заработок.
Что считается страховым случаем в системе обязательного страхования сотрудников
Страховым случаем признаются:
- Несчастные случаи на производстве — травмы, полученные в процессе выполнения рабочих обязанностей.
- Профессиональные заболевания — заболевания, возникшие в результате воздействия вредных факторов на рабочем месте.
Что не является страховым случаем
Не признаются страховыми случаями:
- Несчастные случаи, произошедшие в состоянии алкогольного или наркотического опьянения застрахованного.
- Случаи, произошедшие вне рабочего времени или не связанные с выполнением трудовых обязанностей.
- Случаи, произошедшие по вине самого работника вследствие нарушения правил техники безопасности.
Порядок действий после несчастного случая на производстве
Чтобы корректно зафиксировать факт наступления несчастного случая на производстве, необходимо:
- Немедленно сообщить работодателю о происшествии.
- Составить акт о несчастном случае на производстве.
- Обратиться в медицинское учреждение для получения помощи и фиксации травмы.
- Подать заявление в ФСС для получения компенсации.
Важно!
Существует четыре ключевых документа, без которых получение выплаты невозможно:
- Листок нетрудоспособности
Этот документ заполняется врачом в больнице, куда обратился пострадавший. Он подтверждает, что работник получил травму и временно не может работать. Важно сообщить врачу, что травма была получена на рабочем месте. Медицинский персонал проверит кровь на наличие алкоголя, а врач определит степень тяжести травмы: легкая или тяжелая. В настоящее время этот документ оформляется в электронном виде. Больничный необходимо продлевать у врача по мере необходимости.
- Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1
Этот документ составляется комиссией, созванной работодателем для расследования несчастного случая на производстве. В акте указываются причины, виды травм, время и продолжительность происшествия. Комиссия также определяет степень вины сотрудника в произошедшем. Акт Н1 является основным документом для получения компенсации.
- Программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (ПРП)
Программу реабилитации оформляют в Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по месту жительства пострадавшего. Этот документ можно получить, пока работник находится на больничном. В программе описываются методы лечения, необходимые лекарства и физиотерапия. Программа разрабатывается на определенный срок: полгода, год, два года или бессрочно.
- Справка о степени утраты профессиональной трудоспособности
Этот документ также оформляется по итогам экспертизы в Бюро МСЭ. В нем указаны результаты оценки степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
Как зафиксировать профзаболевание
Профессиональное заболевание — отличный от НС на производстве страховой случай. Профессиональное заболевание развивается не мгновенно, а постепенно, под воздействием вредных факторов в течение определенного времени. Эксперты различают:
- острое профессиональное заболевание — развивается в течение рабочего дня;
- хроническое профессиональное заболевание — развивается в течение более длительного времени.
Порядок действий застрахованного и работодателя при профессиональном заболевании регламентируется постановлением правительства от 15.12.2000 №967. Согласно этому постановлению, при выявлении признаков профессионального заболевания у работника нужно:
- Оказать ему медицинскую помощь: Работнику предоставляется срочная медицинская помощь, если это необходимо, включая экстренную госпитализацию.
- Уведомить органы санэпиднадзора: работодатель уведомляет орган санэпиднадзора о случившемся.
- Организовать расследование органами санэпиднадзора обстоятельств возникновения заболевания: орган санэпиднадзора выясняет обстоятельства, связанные с выявлением признаков профессионального заболевания, составляет санитарно-гигиеническую характеристику и передает ее в медицинское учреждение по месту проживания (прикрепления) заболевшего.
- Организовать осмотр заболевшего в медицинском учреждении: заболевший сотрудник проходит осмотр в медучреждении. На основании результатов осмотра и данных санитарно-гигиенической характеристики медучреждение формирует заключение и направляет пострадавшего на лечение.
- Передать медицинское заключение: медицинское заключение передается работнику, органам санэпиднадзора и ФСС.
- Организовать работу комиссии: работодатель создает комиссию для расследования обстоятельств профессионального заболевания и установления его причин.
- Сформировать акт: комиссия по результатам расследования составляет акт, содержащий сведения, аналогичные тем, которые указываются в акте о несчастном случае на производстве (Н1).
Самому работнику при появлении признаков профессионального заболевания нужно:
- Обратиться к врачу при первых симптомах заболевания.
- Провести медицинское обследование для определения характера и причин заболевания.
- Получить заключение о наличии профессионального заболевания.
- Оформить медицинские документы и подать их работодателю и в ФСС.
Как производится возмещение вреда
Возмещение вреда производится путем подачи заявления в ФСС с приложением всех необходимых документов (медицинские заключения, акты о несчастном случае или профессиональном заболевании). После рассмотрения заявления и подтверждения страхового случая производится выплата компенсации пострадавшему работнику.