Что такое маркетплейс и какому бизнесу он подойдет

Дата публикации: 02.07.2024 14:00 Обновлено: 04.07.2024 15:55
1 180
Время прочтения: 10 минут
Что такое маркетплейс и какому бизнесу он подойдет

В 2023 году российские маркетплейсы посещали в среднем больше 300 млн раз в месяц. Такие площадки могут помочь начинающим предпринимателям получить постоянный поток заказов.

Рассказываем, какие особенности у отечественных маркетплейсов, как продавцу выбрать платформу, открыть свой магазин и о чем важно помнить при работе с такими сервисами.

Маркетплейс — что это?

Маркетплейс — онлайн-платформа, где продают и покупают товары. Продавцы размещают товары на сайте, а покупатели заказывают их, ориентируясь на качество, рейтинг продавца, скорость доставки и стоимость.

На маркетплейсах можно найти многие категории товаров — от одежды до еды, стройматериалов и даже автозапчастей.

Продавцом на маркетплейсе могут стать юрлица, предприниматели, а также самозанятые. Маркетплейс сам привлекает покупателей, решает вопросы хранения, упаковки и доставки товаров клиенту.

Чем маркетплейсы отличаются от интернет-магазинов

Онлайн-магазин и маркетплейс действительно очень похожи, но есть и существенные отличия:

  • Количество продавцов — в онлайн-магазине всегда один продавец, который размещает свои товары, а на маркетплейсах их много.
  • У интернет-магазина практически всегда есть офлайн-магазины, а у маркетплейса их нет, только пункты выдачи заказов.
  • Аудитория маркетплейсов очень разная. Клиенты отличаются по возрасту, сферам деятельности и интересам. Платформа всегда развивает свой бренд и привлекает лояльную аудиторию, поэтому на маркетплейсе всегда много заинтересованных покупателей. У онлайн-магазина целевая аудитория обычно более узкая.
  • Маркетплейсы сами доставляют свои товары в регионы, интернет-магазинам же приходится работать с транспортными компаниями самостоятельно.

Зачем нужны маркетплейсы и какие преимущества они предоставляют

Основное преимущество для продавца в том, что ему не придется создавать, а затем раскручивать сайт. Достаточно зарегистрироваться на маркетплейсе и заполнить карточки товаров. 

Кроме того, у маркетплейсов низкий порог входа:

  • продавцам не нужен собственный сайт — все продажи проходят через маркетплейс, продавцу нужен только личный кабинет;
  • затраты на продвижение и рекламу ниже, некоторым продавцам достаточно только seo-оптимизации, чтобы торговать на платформе;
  • вопросы доставки берет на себя маркетплейс, правда, иногда за дополнительную плату;
  • покупателям проще оформить заказ на маркетплейсе, чем в интернет-магазине: не нужно оформлять заявку на сайте и ждать звонка менеджера.

Устройство маркетплейсов

Участники маркетплейса

Обычно на онлайн-платформе взаимодействуют покупатели, продавцы и администраторы площадки.

Продавец. Благодаря маркетплейсу продавец может выйти на широкую аудиторию. Кроме того, покупателям легче оформить заказ даже у нового продавца на проверенном маркетплейсе.

Многие задачи платформа берет на себя. Продавцу нужно поддерживать актуальность товара, обновлять карточки и общаться с покупателями.

Покупатели. На маркетплейсе они могут найти товар с необходимыми характеристиками, сравнить сразу несколько позиций, изучить отзывы на товар и принять решение о покупке.

Администраторы площадки. Участвуют во всех процессах: помогают продавцам и покупателям, рассматривают конфликтные ситуации и многое другое.

Схемы расчетов на маркетплейсах

В договоре с площадкой маркетплейсы прописывают все нюансы процесса продаж.

Продавец формирует транспортные накладные на поставку товара в личном кабинете. Доставку может организовать сам продавец, сервис или, например, транспортная компания.

Затем маркетплейс сверяет доставленный товар и информацию в накладной и вручает продавцу акт приемки.

Когда покупатель оформляет заказ, средства приходят на счет маркетплейса. Также оплату могут снять уже на пункте выдачи или у курьера.

Оплатить заказ клиент может сразу или во время получения товара — вариант оплаты зависит от политики маркетплейса. 

После оплаты маркетплейс перечисляет определенную сумму продавцу.

Организация доставки и возврата товара

Продавцы выбирают маркетплейсы, чтобы продавать свой продукт во всех регионах. Такие платформы имеют широкую сеть пунктов выдачи заказов, постаматов и курьерской службы. Обычно онлайн-платформы используют несколько вариантов хранения, упаковки, сбора и доставки товаров до покупателя:

  1. Продажа со склада маркетплейса. Продавец сам упаковывает и маркирует товары, затем отгружает их на склад маркетплейса. Если покупатель оформит заказ, сотрудники платформы соберут и доставят его клиенту самостоятельно. Если продукция пролежит на складе длительное время, продавцу придется заплатить за ее хранение.
  2. Продажа со склада продавца. Товар хранят на складе продавца. Если заказ оформят, продавец сам его соберет, упакует, промаркирует и отгрузит на склад маркетплейса. Такой вариант подойдет продавцам, которые хотят протестировать товар с низкой оборачиваемостью. Подойдет для товаров, которые продают в небольших количествах.
  3. Продажа и доставка со склада продавцом. В таком случае товар не заезжает на склад маркетплейса. Вопросами хранения, сборки, упаковки и доставки заказа занимается продавец. Подойдет для дорогостоящих товаров.

Если покупателю не подошел товар, его возвращают либо на склад маркетплейса, либо продавцу — зависит от выбранного варианта хранения.

Как выбрать маркетплейс для продажи товаров

Вид маркетплейса зависит от того, кто выступает продавцом и покупателем:

  • С2С. Продавцы и покупатели — физические лица. Например, доски объявлений.
  • В2С. Продавцами выступают юрлица, ИП и самозанятые, покупателями — физлица. 
  • В2В. И продавцы, и покупатели — компании и предприниматели. 

Также маркетплейсы могут классифицировать по товарам, которые там представлены: если маркетплейсы продают только одну категорию товаров или схожие категории, например только одежду, обувь и аксессуары, они считаются «вертикальными».

На «горизонтальных» маркетплейсах можно найти самые разные товары.

Популярные маркетплейсы и их особенности

Wildberries

Универсальный маркетплейс, на котором можно найти самые разные товары.

Особенности платформы:

  • размер комиссии для продавцов — от 1% до 15% от суммы продаж;
  • могут работать юрлица, ИП и самозанятые;
  • продавец может хранить товары у себя или на складе маркетплейса;
  • для регистрации нужен ИНН;
  • нельзя продавать товары, запрещенные к обороту в сети.

Среди преимуществ — большие объемы продаж и число пользователей, сеть доставки по всем регионам РФ.

Ozon

Универсальный маркетплейс с различными товарами. Работает в России с 1998 года.

Особенности платформы:

  • размер комиссии для продавцов — от 2% до 15%;
  • могут работать юрлица, ИП и самозанятые;
  • продавец может хранить товары у себя или на складе маркетплейса, может доставлять товар своими силами;
  • для регистрации нужны ИНН, ОГРН, паспорт, ОГРН и устав — набор документов зависит от организационно-правовой формы;
  • нельзя продавать товары, запрещенные к обороту в сети.

Среди преимуществ: широкая логистическая сеть, понятный личный кабинет, быстрая служба поддержки.

Среди недостатков — высокая конкуренция, есть ограничения по доставке, например на складе маркетплейса нельзя хранить некоторые товары.

«Яндекс Маркет»

Быстроразвивающийся маркетплейс. Среди клиентов сервиса особенно популярна категория электроники.

Особенности платформы:

  • размер комиссии для продавцов — от 1% до 15% от суммы продаж;
  • могут работать юрлица, ИП и самозанятые;
  • доставка товара со склада маркетплейса или продавца. Возможна экспресс-доставка: продавец передает товар со своего склада курьеру компании; 
  • для регистрации нужен ИНН;
  • нельзя продавать товары, запрещенные к обороту в сети, и продукты.

Среди преимуществ — возможность экспресс-доставки.

AliExpress

AliExpress Russia — платформа китайского маркетплейса. Работает только на территории РФ.

Особенности платформы:

  • размер комиссии для продавцов — от 5% до 8%;
  • могут работать юрлица, ИП и самозанятые;
  • доставка товара со склада маркетплейса или продавца; 
  • для регистрации нужны учредительные документы ИП, юрлица или самозанятого;
  • запрещены для продажи товары, запрещенные законодательством РФ к обороту в сети.

Среди преимуществ — широкая сеть доставки, минимальный набор документов на товар.

«СберМегаМаркет»

Один из самых молодых маркетплейсов, работает с апреля 2021 года. Список товаров широкий.

Особенности платформы:

  • размер комиссии для продавцов — от 2% до 22%;
  • могут работать юрлица и ИП;
  • доставка товара со склада маркетплейса или продавца; 
  • для регистрации нужны учредительные документы ИП или юрлица;
  • нельзя продавать товары, запрещенные законодательством РФ к обороту в сети.

Среди преимуществ — маркетплейс быстро развивается, пока у продавцов относительно невысокая конкуренция.  

Основные критерии выбора маркетплейса для продажи товаров

При выборе маркетплейса для сотрудничества продавец может ориентироваться на:

  • Размер комиссии. Онлайн-платформы устанавливают свои комиссии. Где-то она может достигать 22%. Также важно учитывать затраты на продвижение.
  • Особенности вывода средств. Где-то средства можно вывести уже на следующий день, где-то — только раз в неделю, а где-то — раз в месяц.
  • Допуслуги — хранение товара на складе маркетплейса, обработка обращений, доставка товаров и другие возможности могут значительно упростить процесс продаж для продавца.
  • Условия доставки — важно заранее проверить, на какое максимальное расстояние могут доставить товар со склада.
  • Требования к продавцам. Какой статус должен иметь продавец, нужно ли ему проходить платную регистрацию на платформе, наличие дополнительных требований, например обязательное наличие товарного знака или лицензии.
  • Способы оплаты — требуется ли онлайн-касса или вопросами проведения платежей занимается маркетплейс.
  • Условия возврата товара — уточните, на каких условиях маркетплейс принимает товар от покупателя обратно и что с ним происходит после.
  • Популярность определенных товаров на конкретном маркетплейсе.
  • Особенности личного кабинета — можно ли сразу загрузить все карточки товаров, как быстро проходит их модерация.
  • Наличие мобильного приложения. Его можно использовать для дополнительного продвижения магазина.
  • Степень конкуренции. Достаточно сложно занять нишу, если конкурентов много и среди них есть крупные бренды.

При необходимости вы всегда можете выбрать сразу несколько маркетплейсов для продажи своего товара.

Как подготовиться к продаже на маркетплейсе

Важно определить, на каком маркетплейсе выгодно продавать определенный товар. Затем проанализируйте расходы, которые придется понести для продажи товара на маркетплейсе:

  • стоимость упаковки товаров;
  • транспортные расходы;
  • комиссия платформы;
  • обслуживание банком;
  • налоги;
  • эквайринг;
  • зарплата наемных работников.

Оформите расчетный счет. С ним все бизнес-процессы станут удобнее и прозрачнее

Собрали три бизнес-счета с бонусами за обслуживание*:

Бизнес-счета от УБРиР. 100% кэшбэк по бизнес-карте. Предприниматели, которые откроют расчетный счет в банке до 31 августа, получат 100% кэшбэк в первый месяц на любые покупки по бизнес-карте.


Бизнес-счета от ОТП Банка. Новые клиенты, которые откроют расчетный счет до 30 августа, получат год обслуживания бесплатно.


Бизнес-счета от Локо-Банка. По некоторым счетам доступны бонусы и бесплатное обслуживание навсегда или на три месяца.


* Условия по бизнес-счетам актуальны на момент публикации.

Что нужно знать продавцам о правилах и ограничениях на маркетплейсах

Кому стоит размещать товар на маркетплейсах

Маркетплейс — оптимальная платформа для продаж небольшими компаниями, которые не могут продвигать, хранить и доставлять свой товар самостоятельно. Маркетплейс поможет найти продавцу своих покупателей, однако за это придется оплатить комиссию.

Предпринимателям это выгодно, если:

  • нужны постоянные заказы;
  • важно расширить охват на рынке подобных товаров — однако для этого также важно своевременно доставлять товар на склад маркетплейса;
  • нет возможности организовать самостоятельные хранение и доставку товара, благодаря автоматизации процессов на маркетплейсах увеличить продажи получится быстрее;
  • нужно продать сезонные товары;
  • есть желание масштабировать бизнес.

Однако, возможно, маркетплейс может не подойти компании, если она:

  • продает низкомаржинальный товар — траты на хранение уничтожают прибыль;
  • занимается продажей товаров сегмента люкс, вероятно, найти покупателей для такого товара будет сложнее;
  • продает товар, при выборе которого требуется консультация, например медоборудование;
  • реализует товар, который запрещен для продажи в Интернете.

Маркетплейсы могут быть ориентированы на разную аудиторию. Однако отследить это с помощью маркетинговых инструментов не всегда возможно.

Условия продажи на маркетплейсах

Важно учитывать:

  • комиссию с заказов и логистику;
  • расходы на продвижение и премиум-тариф.

Размер комиссий на маркетплейсах подробнее рассмотрели в таблице ниже.

Категория товаровWildberriesOzon«Яндекс Маркет»«СберМегаМаркет»AliExpress
Товары для авто3–12%4–8%7–9%от 5%5–8%
Детские товары3–12%4–8%7–9%от 5%8%
Товары для животных3–15%5–7%6%от 7%
Книги и канцелярия3–15%7%14%от 8%8%
Товары для красоты и здоровья3–15%8–10%2–15%
  • красота — от 8%;
  • здоровье — от 3,5%
8%
Одежда, обувь, аксессуары3–15%8%4%от 15%5–8%
Спорт и туризм3–15%8%7%от 5%8%
Товары для дома и дачи3–15%10%4–9%от 5%5–8%
Товары для ремонта и строительства3–15%8%1–9%от 2%5–8%
Электроника, бытовая техника3–15%4–5%3–14%
  • на электронику — от 4%;
  • на бытовую технику — от 5%
5%
Ювелирные изделия и бижутерия3–15%5%4%от 15%5–8%

Ограничения по продаже определенных товаров на маркетплейсах

На онлайн-платформах нельзя продавать товары и услуги, которые запрещены законодательством к обороту в сети. Среди них, например:

  • алкоголь и спиртосодержащие напитки;
  • лекарства;
  • оружие и боеприпасы;
  • пиротехника;
  • медицинские изделия.

Как избежать нарушений и проблем на маркетплейсе

Чтобы избежать нарушений, важно придерживаться перечня допустимых к продаже на маркетплейсе товаров, следовать установленным платформой правилам и регулярно оплачивать комиссию. 

При возникновении проблем можно обратиться в службу поддержки сервиса.

Плюсы и минусы продажи на маркетплейсах

Сотрудничество с маркетплейсом имеет как свои преимущества, так и недостатки. 

К плюсам можно отнести:

  • отсутствие забот по доставке, оформлению возврата и приема платежей от покупателей;
  • минимальный бюджет для открытия магазина на маркетплейсе;
  • постоянный поток заказов.

Среди минусов:

  • комиссия за каждый заказ и допуслуги;
  • высокая конкуренция в некоторых нишах;
  • затраты на продвижение, чтобы выделиться среди похожих продавцов.

Что нужно помнить о маркетплейсах: главное

  • Маркетплейс — онлайн-платформа для продажи различных товаров.
  • Для работы с сервисом продавцу не нужен свой сайт: достаточно пройти регистрацию и заполнить карточки товаров.
  • Основное преимущество для продавцов — можно избежать забот с хранением, доставкой, приемом платежей и возвратом товаров покупателями.
  • На маркетплейсе можно продавать любые товары, которые не запрещены к продаже в сети законом или маркетплейсом.
  • На платформе действуют три основных варианта продаж: со склада маркетплейса или продавца, с доставкой до маркетплейса или продажа и доставка до покупателя силами продавца.
  • Перед сотрудничеством с маркетплейсом изучите вилку комиссий, товары, которые пользуются на платформе популярностью, а также ограничения в работе.
  • Оцените уровень конкуренции на маркетплейсе. Возможно, придется заложить в бюджет допрасходы на продвижение или выбрать другой маркетплейс.
  • Определите, что будете делать сами, а что делегируете маркетплейсу. Например, упаковку товаров вы возьмете на себя, а маркетплейс займется хранением и доставкой товаров.
  • Изучите правила маркетплейса. Если их нарушить, могут ограничить в количестве заказов или оштрафовать.
Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме