Рассказываем, по каким дням начисляют пенсию, на карту какого банка можно получать выплату и как изменить способ доставки.
Как узнать дату получения пенсии
В каждом регионе своя дата получения пенсии. Но есть одна общая деталь — ни в одном из регионов ее не выплачивают раньше 3-го числа каждого месяца.
Узнать дату получения пенсии в вашем регионе можно по телефону клиентской службы Социального фонда. Для всех регионов номер один — 8 (800) 100-00-01. Система распознает, откуда вы звоните, и определит оператора из вашего региона.
Горячая линия работает круглосуточно. Звонок бесплатный как с мобильных, так и со стационарных телефонов.
Второй вариант узнать, когда приходит пенсия на карту, — посмотреть на официальном сайте Соцфонда:
Перейдите на сайт СФР → кликните на кнопку «Выберите свой регион» → далее в нижнем меню кликните на «Информация для жителей» → «Гражданам» → «Получателям пенсий в регионе: выплата и доставка пенсий».
Последний пункт может отличаться от региона к региону. В Башкортостане, например, раздел называется «Порядок выплаты и доставки пенсий в Республике Башкортостан», а в Москве — «Выбор доставочной организации, осуществляющей доставку пенсий».
Как выплачивают пенсию
Через банк. Пенсию можно получать на банковский счет. Он может быть как текущим, то есть без привязки к дебетовой карте, так и привязанным к карте, но исключительно платежной системы «Мир».
Ограничений по банкам нет. Главное, чтобы у банка была лицензия ЦБ.
Важно! Пенсия начисляется только на дебетовые карты. На кредитку получать ее нельзя.
Пенсионная карта может быть выгодной
Карта, на которую пенсионер получает деньги от государства, может быть выгодной, при этом бесплатной в обслуживании и без комиссий за выпуск. Пластик можно оформить онлайн на Банки.ру. Карту доставят вам домой. Вот несколько предложений с обслуживанием за 0 рублей и дополнительными бонусами:
«Пенсионная карта» от банка «Санкт-Петербург»: 2000 рублей за подключение пенсионного обслуживания, а также 8% на остаток и кэшбэк в 1% на любые покупки.
«Карта для жизни» от ВТБ с кэшбэком до 25% в 3 категориях в месяц;
«Альфа-Карта» от Альфа-Банка со 100% кэшбэком до 1000 рублей в первый месяц.
«Прибыль» от Уралсиба с процентом на остаток до 14%.
«Умная карта» от Газпромбанка со 100% кэшбэком до 1000 рублей.
Почтой России. Есть два варианта. Либо пенсионер сам получает деньги в почтовом отделении по месту жительства, либо выплату приносит на дом почтальон.
С 1 мая 2023 года нельзя получить пенсию в кассах других организаций.
Как поменять способ доставки пенсии
Поменять способ доставки пенсии можно когда угодно и сколько угодно в течение года. Подать заявление можно как онлайн, так и лично.
На «Госуслугах» услуга называется «Прием заявления о доставке пенсии», она находится в разделе «Пособия Пенсия Льготы» → «Выплата пенсии».
Вам понадобится подтвержденная учетная запись. В отдельном материале рассказываем, как быстро зарегистрировать и подтвердить учетную запись на «Госуслугах».
Заявление будет предзаполненным. Вам нужно будет выбрать только способ доставки, а также указать реквизиты банковского счета, если деньги хотите получать безналичным способом.
Лично заявление можно подать в МФЦ и в клиентских службах Соцфонда. Идти можно в любое отделение, независимо от вашей прописки. С собой понадобится взять только паспорт и реквизиты счета для безналичной доставки пенсии.
Во всех случаях заявление будут рассматривать до трех рабочих дней.
Обратите внимание, что если вы подаете заявление за другого человека, то нужна доверенность на представление интересов, которая выдана не раньше, чем за 12 месяцев до даты обращения.
Как изменить дату начисления пенсии
Изменить дату начисления пенсии нельзя. График утверждается на уровне регионального отделения Социального фонда для всех пенсионеров.
Обратите внимание, что если вы получаете деньги наличными, то способ получить пенсию пораньше все-таки есть. На почте, например, можно не ждать своей очереди, а заранее записаться в нужное отделение через приложение или сайт Почты России.
Если пенсию доставляет почтальон, то поможет простой человеческий разговор. Попросите почтальона доставлять вашу пенсию как можно скорее. Один почтальон может обслуживать десятки пенсионеров, для него нет регламентированной процедуры очередности доставки.
Как выплачиваются пенсии в выходные и праздничные дни
Если день доставки пенсии выпадает на выходной или праздничный день, то пенсию начисляют досрочно, как правило, накануне. Могут доставить и позже, но в пределах того же месяца.
Единственное исключение из этого правила — выплата за январь. Ее доставляют в конце декабря, причем уже в проиндексированном размере (1 января ежегодно повышается пенсия на процент инфляции за прошедший год).
Банки же обязаны начислить пенсию на счет на следующий день после того, как Соцфонд перечислил деньги. Однако если этот день праздничный или выходной, то деньги начисляют сразу.
Что делать, если пенсия не пришла вовремя: инструкция
Бывает, что пенсию задерживают из-за технических неполадок или банальной ошибки. Составили инструкцию, что делать, если вы попали в такую ситуацию.
Если задержка короткая. Выясните, на чьей стороне ошибка — Соцфонда, почты или банка. Для начала позвоните на горячую линию Соцфонда и узнайте, перечислили ли они деньги. Номер — 8 (800) 100-00-01.
Если подтверждают задержку, то ошибка на их стороне. И напротив, если деньги перечислены, но пенсию вы так и не получили, разбираться нужно с банком или почтой.
Пенсию получаете на карту — звоните в службу поддержки банка или напишите им в чате в приложении. Если говорят, что деньги не поступили, просите выписку со счета и обращайтесь в СФР с жалобой (об этом ниже). Если деньги поступили, но есть техническая проблема, то остается только набраться терпения.
Если пенсию доставляют почтой, то дойдите до почтового отделения.
Если задержка больше двух недель. Сразу подавайте жалобу в Соцфонд. Даже если не они виноваты, что деньги вам не пришли, их задача — разобраться в причинах случившегося.
Подать жалобу можно онлайн в электронной приемной СФР. Анонимные жалобы не принимаются, поэтому заполните все данные. Сотрудникам будет проще разобраться, если письмо будет написано понятно и в деловом стиле.
Не забудьте приложить документы — выписки с банковского счета, справки, свидетельства.
Также можно подать письменную жалобу лично в любой клиентской службе СФР. Обращение можно написать заранее, но не забудьте указать:
- ваши Ф. И. О.;
- номер телефона и электронную почту при наличии;
- суть проблемы;
- адрес, на который нужно отправить ответ, если вам нужна бумажная версия;
- перечень прилагаемых документов.
В конце поставьте дату и подпись. У сотрудника, который примет жалобу, не забудьте взять расписку, что жалоба принята. Номер обращения на расписке поможет по телефону узнать, на какой стадии сейчас находится ваша жалоба.
И электронное, и бумажное обращение рассматривают 15 рабочих дней. Ответ пришлют электронной почтой, бумажным письмом или так и так.
Когда приходит пенсия: кратко
- В каждом регионе своя дата доставки и зачисления пенсии, но везде — не раньше 3-го числа каждого месяца.
- Узнать день в вашем городе можно по телефону горячей линии СФР 8 (800) 100-00-01 либо в региональном разделе сайта.
- Поменять дату начисления пенсии нельзя.
- Получать пенсию можно на дебетовую карту любого банка, в почтовом отделении либо ее будет доставлять почтальон.
- Способ доставки пенсии можно поменять в любое время и неограниченное число раз через «Госуслуги», МФЦ или клиентские службы СФР.
- Если день доставки пенсии выпадает на выходной или праздничный день, то пенсию начисляют досрочно, как правило, накануне.