Сегодня многие водители задумываются об альтернативе двигателю внутреннего сгорания. Поэтому теперь на дорогах можно встретить электромобили и еще чаще — гибридные авто. Разобрались, какая машина из них станет более выгодным приобретением в 2025 году.
Что такое электромобиль
Электромобиль — это транспортное средство, которое приводится в движение одним или несколькими электродвигателями (электроприводом) с питанием от независимого источника электроэнергии (аккумулятора).
История создания электромобиля началась еще в 1834 году, когда Томас Дэвенпорт изобрел электродвигатель постоянного тока и установил его на самоходную платформу. Первый же современный электромобиль был создан компанией Tesla в 2008 году.
Плюсы электромобилей
- Экологичность. Электромобили не выбрасывают вредные вещества в атмосферу, что делает их более экологичными по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
- Экономия на топливе. Электричество для электромобилей дешевле бензина, поэтому эксплуатация электромобиля обходится дешевле.
- Низкий уровень шума. Электромобили работают тихо, так как у них нет двигателя внутреннего сгорания.
- Простота обслуживания. Электромобили требуют меньше технического обслуживания, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
- Быстрая зарядка. Современные электромобили могут заряжаться достаточно быстро, что позволяет делать это на ночь и использовать авто в течение следующего дня.
Минусы электромобилей
- Ограниченный пробег на одной зарядке.
- Недостаточная инфраструктура зарядки. Особенно в удаленных районах.
- Высокая стоимость. Электромобили стоят дороже, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания, что может быть препятствием для покупателей.
- Ограниченная мощность. Электромобили имеют меньшую мощность по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, что может быть проблемой для любителей быстрой езды.
- Зарядка от электросети. Зарядка электромобиля от электросети может быть неудобной для некоторых пользователей, особенно если они часто путешествуют.
Что такое гибридный автомобиль
Гибридный автомобиль — это транспортное средство, которое использует для привода ведущих колес более одного источника энергии. Первый гибрид был разработан конструктором Фердинандом Порше в 1900–1901 годах.
Основные типы гибридных автомобилей включают:
- Гибрид (Hybrid Electric Vehicle, HEV) — автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем и небольшой электрической аккумуляторной батареей. Энергия для электродвигателя вырабатывается при торможении, и он имеет вспомогательную функцию.
- Заряжаемый гибрид (Plug-in Electric Vehicle, PHEV) — автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, одним или несколькими электродвигателями и электрической аккумуляторной батареей, которую можно зарядить от внешнего источника электрического тока.
Плюсы гибридов:
- Экономия топлива: гибридные автомобили потребляют примерно на 25% меньше горючего по сравнению с обычными автомобилями.
- Низкий уровень токсичности: вредные выбросы происходят только при работе двигателя внутреннего сгорания.
- Быстрый разгон и высокая максимальная скорость благодаря дополнительной мощности от электромотора.
- Отсутствие шума при стоянке: электродвигатель не работает, когда автомобиль стоит на месте.
- Улучшенная проходимость на бездорожье благодаря возможности использования каждого из четырех колес с собственным электродвигателем и поворотным механизмом.
Минусы гибридов:
- Дорогие обслуживание и ремонт из-за сложной конструкции.
- Высокая стоимость по сравнению с аналогичными бензиновыми или дизельными автомобилями.
- Мало специалистов, умеющих работать с гибридными автомобилями в России.
- Необходимость замены аккумулятора даже при идеальных условиях эксплуатации.
Что выбрать: электромобиль или гибрид
Техническое обслуживание. Стоимость технического обслуживания (ТО) электромобиля зависит от его марки и пробега. Обычно первое ТО проводится через год или 15 000 км пробега. В среднем первые два ТО обходятся в 8000 рублей каждое. По тем же параметрам оценивают ТО гибрида. Но его обслуживание может быть дороже из-за более сложной конструкции дополнительных агрегатных узлов.
Зарядка. Из названия электромобиля понятно, что для его заправки понадобится лишь розетка. Стоимость зарядки электромобиля может варьироваться в зависимости от региона, типа зарядной станции и поставщика услуг.
Так, в Москве тарифы от операторов зарядных станций примерно такие:
- «Мосэнерго»: медленная зарядка (AC) — около 5–7 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — около 10–15 рублей за кВт·ч;
- Yandex.Zapravki: медленная зарядка (AC) — около 6–8 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — около 12–18 рублей за кВт·ч;
- «Россети»: медленная зарядка (AC) — около 4–6 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — около 10–14 рублей за кВт·ч.
В других регионах России примерные расценки следующие:
- Санкт-Петербург: медленная зарядка (AC) — 5–7 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — 10–16 рублей за кВт·ч;
- Новосибирск: медленная зарядка (AC) — 4–6 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — 8–12 рублей за кВт·ч;
- Екатеринбург: медленная зарядка (AC) — 5–6 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — 10–14 рублей за кВт·ч;
- небольшие города и сельская местность: медленная зарядка (AC) — 3–5 рублей за кВт·ч, быстрая зарядка (DC) — 8–10 рублей за кВт·ч.
Также на стоимость зарядки может влиять время суток: есть ночные тарифы, которые ниже утренних и дневных.
В среднем на полную зарядку электромобиля придется потратить от 200 до 1000 рублей.
Гибрид же потребует еще и бензина. Соответственно, окончательная цена будет складываться из стоимости топлива в конкретный момент заправки.
Налог и другие выплаты. В России обладатели электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога. Кроме того, они могут рассчитывать на бесплатный проезд по некоторым платным трассам. Так, до 31 декабря текущего года владельцы электромобилей могут не платить за проезд по М-1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и А-113 ЦКАД.
Также для электрокаров предполагается бесплатная парковка.
Гибриды не освобождены от уплаты транспортного налога, оплаты проезда по платным трассам и парковки.
Запас хода. У электрокаров он ниже, чем у гибридов.
Шумность. Электромобили практически бесшумны в отличие от гибридов, которые издают средний уровень шума.
Объем багажника. Электромобили обладают большей вместимостью багажника. Это обусловлено тем, что у гибридов есть топливный бак, который занимает часть объема багажного отделения.
Цена. Вот некоторые цены новых электромобилей в России на октябрь 2024 года:
- Voyah Free. Цена электрокроссовера стартует с 7 490 000 рублей.
- Hongqi E-HS9. Стоимость внедорожника — от 9 400 000 рублей.
- Skywell ET5. Цена кроссовера начинается с 4 480 000 рублей.
- Evolute i-Pro. Стоимость модели стартует с 1 750 000 рублей.
- Tesla Model 3. Цена седана начинается с 6 100 000 рублей.
Цены могут меняться со временем и зависят от модели и условий покупки.
По данным на сентябрь 2024 года, средняя стоимость новых гибридных автомобилей в России составила 7 430 000 рублей. Так, цена на LiXiang L9 фиксируется на отметке 8 300 000 рублей. А вот на LiXiang L7 — 7 000 000 рублей.
Примечательно, что средняя стоимость подержанных гибридных автомобилей в августе 2024 года выросла на 10% и составила 2 440 000 рублей.
Страховка. В контексте страхования подход к электромобилям и гибридным автомобилям не отличается от обычных машин: ОСАГО на них оформлять нужно, а каско — можно, отмечает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
«Однако стоимость полисов в этом случае может быть несколько выше из-за возможных сложностей с поиском запчастей, сложности и высокой стоимости ремонта, увеличенной мощности таких автомобилей, недостаточности статистики для более точного определения цены полиса. Кроме того, несмотря на льготы, которые предоставляются владельцам электромобилей и гибридных автомобилей, они все еще не распространены повсеместно у нас в стране, поэтому страховые компании проявляют осторожность и стараются компенсировать свои будущие потери через повышенные страховые премии», — отмечает эксперт.
Какая машина лучше — гибрид или электро: сравнительная таблица
Критерий | Электромобиль | Гибридный автомобиль |
Экологичность | Полностью экологичен, отсутствуют выбросы вредных веществ | Низкий уровень выбросов, выбросы — только при работе двигателя внутреннего сгорания |
Экономия на топливе | Электричество дешевле бензина, эксплуатация дешевле | Потребление топлива примерно на 25% ниже по сравнению с обычными автомобилями |
Запас хода | Ограничен на одной зарядке, требует продуманного планирования поездок | Больше, чем у электромобиля, благодаря наличию ДВС |
Инфраструктура | Зарядные станции пока развиты неравномерно, особенно в удаленных районах | Не требует инфраструктуры зарядных станций, может использоваться бензин |
Шумность | Практически бесшумный | Уровень шума выше, чем у электромобиля |
Техническое обслуживание | Простое, требует меньше обслуживания, поскольку меньше подвижных деталей | Сложное и дорогое обслуживание из-за комбинированной конструкции (ДВС и электродвигатель) |
Зарядка | Зарядка от сети (AC) стоит от 3 до 8 рублей за кВт·ч в зависимости от региона и времени суток | Дополнительно требует бензина, стоимость заправки зависит от актуальных цен на топливо |
Налог и льготы | Освобождение от транспортного налога, бесплатные парковки и проезд по некоторым платным трассам | Не освобожден от транспортного налога, нет льгот на парковку и проезд по платным дорогам |
Проходимость | Проходимость ограничена мощностью электромотора | Возможность улучшенной проходимости на бездорожье благодаря электромотору и управлению колесами |
Объем багажника | Больше, так как нет топливного бака | Меньше из-за наличия топливного бака |
Цена | В среднем выше (цены варьируются от 1,75 млн до 9,4 млн рублей на октябрь 2024 года) | Средняя стоимость новых гибридов — около 7,43 млн рублей, подержанные — около 2,44 млн рублей |
Страховка | Стоимость полиса может быть выше из-за сложностей с поиском запчастей и особенностей ремонта | Стоимость полиса также может быть выше по аналогичным причинам |