В 2025 году в России планируют запустить движение беспилотных грузовиков по ЦКАД и принять законопроект, который будет регламентировать движение беспилотного транспорта. Новые технологии, несмотря на их удобство и безопасность, ставят перед обществом и страховыми компаниями новые вопросы: кто будет нести ответственность за аварию и как оформлять такие происшествия? Разобрались, какие правила действуют в данный момент.
Какие беспилотные авто ездят по России и где
Первые беспилотные грузовики, КамАЗы, появились на российских дорогах еще летом 2023 года в рамках эксперимента на трассе М11 Москва – Санкт-Петербург. Автомобили перевозят коммерческие грузы для компаний ПЭК, Х5, Globaltruck, «Газпромнефть-Снабжение». В августе этого года правительство РФ внесло трассы М-12 и ЦКАД в экспериментальный правовой режим, который дает возможность запускать беспилотные грузоперевозки без присутствия человека в салоне уже в 2025 году, а по трассе М-12 «Восток» — с 2026 года.
Основной документ, который будет регулировать движение беспилотных автомобилей в стране, — федеральный закон «О высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС)» — находится в завершающей стадии подготовки в Минтрансе. В документе будет прописано, кто будет нести ответственность за ДТП с участием беспилотников, какие будут ограничения и нормы.
Как пишет «Коммерсант», ознакомившийся с текстом проекта, ответчиком за все внештатные ситуации на дороге с беспилотным авто предлагается сделать владельца такого транспорта. Однако он сможет переложить вину на производителя, диспетчера или дилера, если докажет, что вред был причинен в связи с конструктивными особенностями ТС. Кроме того, законодатели хотят ограничить использование беспилотных видов автотранспорта на дорогах, входящих в маршруты перевозок опасных грузов, например бензовозов. Проезд будет разрешен лишь по дорогам, у которых есть «цифровой двойник» (план и карта трассы, данные о состоянии дороги, ДТП, метеоусловиях, которые будут передаваться машине в режиме реального времени).
Как будет регулироваться ДТП с беспилотным автомобилем
Все аварии с участием беспилотных автомобилей должны будут оформляться с вызовом ГИБДД, европротокол будет запрещен, поправку об этом внесут в закон «Об ОСАГО». Страховые компании смогут запрашивать данные из «черных ящиков» у владельцев ТС, а те, в свою очередь, будут обязаны их предоставлять. Кроме того, от владельцев потребуют регулярного обновления софта автомобилей.
«В отсутствие утвержденного регулирования или хотя бы его окончательного проекта говорить об особенностях страхования беспилотных автомобилей пока сложно. Многое будет зависеть от того, что именно пропишут в готовящемся акте и какие изменения внесут в закон "Об ОСАГО" и акты, касающиеся каско. Однако представляется, что важно выстроить прозрачный процесс фиксации и урегулирования ДТП, а также защитить пострадавших водителей от перекладывания ответственности за аварию между собственником беспилотного автомобиля, его производителем, продавцом и т. д.», — отмечает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
Как показал опрос страховых компаний, в настоящее время правовые нюансы урегулирования ДТП с участием беспилотных авто в страховом сообществе не обсуждаются. При отсутствии законодательной базы говорить об этом пока рано. Обсуждения велись несколько лет назад, однако на сегодняшний день дискуссии на данную тему затихли.
«В России пока не ездят беспилотные автомобили без оператора за рулем. При ДТП по вине беспилотника виновным признается оператор беспилотного авто, а сама процедура урегулирования ничем не отличается от ДТП с обычными автомобилями», — рассказали в пресс-службе «Ингосстраха».
«Полагаем, что в случаях каско все будет весьма индивидуально. Что касается ОСАГО, то в целом урегулирование будет происходить в соответствии с федеральным законом № 40 ("Об ОСАГО"). Выплату возмещения мы видим преимущественно в денежном выражении, поскольку обеспечить ремонт для такого рода транспортных средств в текущих реалиях представляется весьма затруднительным», – прокомментировал руководитель отдела рассмотрения досудебных обращений по автострахованию СК «Абсолют Страхование» Алексей Мельников.
Как застрахованы беспилотные авто сейчас
Беспилотные автомобили, которые в настоящее время курсируют в тестовом режиме по выделенным дорогам в стране, застрахованы на индивидуальных условиях. Так, по сообщению компании «Ренессанс страхование», в отношении грузовиков NATCAR (участник госпрограммы тестирования беспилотников) оформлены договоры ОСАГО, каско и добровольного страхования ответственности автовладельцев беспилотных тягачей КамАЗ, оборудованных ADAS-системой.
«У нашей компании уже есть опыт страхования беспилотных автомобилей во время тестирования, а также организации ремонта поврежденного по вине другого водителя в ДТП беспилотного легкового автомобиля. Пока это совсем небольшой сегмент рынка, но мы заинтересованы в первую очередь в получении опыта страхования таких специфических новых рисков и рассматриваем страхование беспилотных автомобилей как одно из приоритетных направлений», — сообщил вице-президент «Ренессанс страхования» Владимир Тарасов.