Что делать, если страховая не хочет выплачивать деньги

Дата публикации: 15.01.2025 11:01
306
Время прочтения: 7 минут
Что делать, если страховая не хочет выплачивать деньги

Страховые компании обычно не отказывают в выплатах без причины, но бывают исключения. Если вы получили письменный отказ в возмещении, не спешите расстраиваться — его можно обжаловать. Разбираемся, как добиться того, чтобы страховая выполнила свои обязательства, и сделать это с минимальными финансовыми потерями. 

Шаг 1. Разберитесь в причине отказа
 

Основания для отказа страховая обязана предоставить в письменной форме. Это требование закреплено в статье 963 Гражданского кодекса РФ. 

Калькулятор ипотечного страхования

Покажет стоимость страховки и поможет оформить полис онлайн



Чаще всего отказ связан со следующими причинами:

1. Отсутствие страхового случая. Если событие, произошедшее с застрахованным лицом или его имуществом, не подпадает под определение страхового случая, указанное в договоре, компания вправе отказать в выплате.

2. Нарушение условий договора страхования. Клиент мог не выполнить обязательства, указанные в договоре, например не предоставил информацию, которая влияет на степень риска, или же не уведомил страховую компанию о наступлении страхового случая в установленные сроки. Также в выплате будет отказано, если страхователь предоставил заведомо ложные сведения при заключении договора: страховая компания может признать его недействительным и отказаться от выплат.

3. Умышленное действие или грубая неосторожность. Если страховой случай произошел по вине застрахованного лица, например в результате умышленного повреждения имущества или нарушения правил эксплуатации, страховая вправе отказать в выплате.

4. Преступные действия застрахованного лица. Если страховой случай наступил в результате противоправных действий клиента, например в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, компания может отказать. Это касается автогражданской ответственности и других видов страхования.

5. Непредоставление полного пакета документов. Отказ возможен, если клиент не предоставил все документы, которые требуются для подтверждения страхового случая. Перечень таких документов закрепляется в правилах страхования, приложенных к договору.

6. Истечение срока действия договора. Если событие произошло после окончания срока действия страхового договора, страховая компания вправе отказать в выплате.

7. Исключения из покрытия по договору. Некоторые события могут быть исключены из страхового покрытия. Например, участие в спортивных соревнованиях, использование транспортного средства в коммерческих целях, страхование старого имущества. Все эти исключения должны быть прописаны в договоре страхования.

Также стоит помнить, что есть риски, которые являются исключением почти во всех полисах страхования, они закреплены в законодательстве. Речь идет о фальсификации страхового случая, чтобы получить страховку; ядерном взрыве, военных действиях, общественных беспорядках и действиях непреодолимой силы. 

«Отказ в выплате может произойти как по объективным причинам, так и в результате недобросовестных действий страховщика. Во втором случае у клиента есть способы защитить свои интересы — от обращения непосредственно к страховщику до передачи разбирательств в суд», — отмечает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. 

Что делать:

  • Изучите договор страхования и документы, на которые ссылается страховая.
  • Проверьте, действительно ли вы нарушили условия договора или имеются спорные моменты.

Шаг 2. Подготовьте претензию в страховую


Если вы не согласны с отказом страховщика и считаете, что он необоснован, то следующий шаг — направление досудебной претензии. В ней нужно подробно изложить обстоятельства страхового случая, указать, почему отказ незаконен, и приложить документы, подтверждающие вашу правоту.

Порядок действий:

  • Составьте претензию в свободной форме, ссылаясь на нормы закона и пункты договора.
  • Приложите копии документов: полиса, заявления о страховом случае, переписки со страховой.
  • Направьте претензию своему страховщику заказным письмом с уведомлением или передайте лично под роспись. Претензию можно направить и по email, если такая возможность прописана в договоре страхования. 

Срок рассмотрения. По закону «О защите прав потребителей» страховая обязана дать ответ в течение десяти рабочих дней. Однако если речь идет о добровольном страховании, то чаще всего этот срок прописан в самом договоре страхования и может не совпадать со сроком рассмотрения таких жалоб по обязательным видам страхования. Банк России отмечает, что страховщик обязан рассмотреть обращение и ответить на него не позднее 15 рабочих дней со дня получения обращения (если оно направлено в электронном виде и со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней) либо 30 дней в иных случаях.

Шаг 3. Обратитесь к финансовому омбудсмену
 

Если досудебная претензия к страховщику осталась без ответа или вас не устроил результат, подайте обращение к финансовому уполномоченному. Финансовый уполномоченный помогает разобраться в спорах между физическими лицами и финансовыми организациями — без этого шага нельзя будет подать в суд на страховщика.

Обратите внимание! Финансовый уполномоченный рассматривает обращение об удовлетворении требований исключительно имущественного характера, при этом размер взыскиваемой суммы не должен превышать 500 тысяч рублей. Исключение составляют лишь случаи нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО и споры по пенсионному страхованию с НПФ — такие требования могут быть рассмотрены независимо от их размера. 

К нему нужно обращаться, если  прошло не более трех лет со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права. Проверить, подлежит ли ваш спор со страховщиком рассмотрению финансовым уполномоченным, можно здесь.

Как обратиться к финуполномоченному:

  • Зайдите на сайт финомбудсмена.
  • Зарегистрируйтесь в личном кабинете, заполните заявление онлайн, приложив сканы документов.
  • Ждите решения.


Подать обращение финансовому уполномоченному можно также в электронной форме на портале «Госуслуги». В некоторых регионах России можно обратиться к финансовому уполномоченному через МФЦ.

Сроки рассмотрения. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в течение 15 рабочих дней, а в сложных случаях — до 30 дней.

Шаг 4. Подайте жалобу в Банк России
 

Центробанк контролирует деятельность страховых компаний и может помочь разобраться в ситуации. В ЦБ РФ стоит обращаться в том случае, если ранее клиент страховой уже обращался к финансовому уполномоченному.

Как подать жалобу:

  • Перейдите на официальный сайт ЦБ РФ.
  • Заполните форму жалобы в разделе «Интернет-приемная».
  • Приложите документы, подтверждающие отказ и ваши доводы.

Также можно обратиться в Общественную приемную в Москве, но нужно заранее записаться на прием. ЦБ не решает споры, но может обязать страховую соблюдать законодательство.

Вместе с жалобой ЦБ можно подать жалобу в Роспотребнадзор. Компетентный орган по результатам рассмотрения претензии может провести проверку компании и привлечь к ответственности. Обратиться можно в региональное отделение Роспотребнадзора с оригиналами документов и лично передать сотруднику либо воспользоваться единым порталом «Госуслуги» или направить претензию через официальный сайт.

Шаг 5. Обратитесь в суд
 

Если предыдущие шаги не помогли, последний вариант — защита своих прав через суд. Срок исковой давности для обращения в суд по страховым спорам составляет три года с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав. В случае просрочки исковая давность может быть восстановлена, если вы докажете, что пропустили его по уважительным причинам.

Порядок действий:

  • Подготовьте исковое заявление с подробным изложением обстоятельств. Укажите сумму, которую вы хотите взыскать, включая страховую выплату, неустойку, штрафы и компенсацию морального вреда.
  • Приложите все доказательства: договор, документы, подтверждающие страховой случай (например, справки, акты осмотра), переписку с компанией, отказ страховой, заключение финомбудсмена.
  • Подавайте иск по месту нахождения страховой компании или по месту жительства истца.

После принятия иска суд назначит дату предварительного слушания. Чтобы подготовиться к заседанию, соберите дополнительные доказательства (например, заключения экспертов, свидетельские показания, привлеките юриста (если спор сложный) и будьте готовы к встречному иску (страховая может заявить о вашей ответственности, например, за предоставление ложных данных).

Особенности

Если суд удовлетворит ваш иск, страховая компания может быть обязана выплатить неустойку за просрочку и штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом (статья 13 закона «О защите прав потребителей»).
 

Дополнительные советы

  • Ведите переговоры со страховой компанией письменно. Это создаст доказательную базу для дальнейших обращений.
  • Привлеките юриста. В сложных случаях помощь специалиста может значительно ускорить процесс.
  • Не тратьте время. Четко соблюдайте сроки подачи заявлений и исков.

     

Отказ страховой компании в выплате — это не приговор. Законодательство предоставляет клиентам страховых четкие механизмы защиты прав — от досудебного урегулирования до обращения в суд. Главное — действовать последовательно, собирать доказательства и обращаться в соответствующие инстанции.

Эряния Бочкина обращает внимание на то, что важно сохранять переписку и документы, связанные с ситуацией, поскольку они помогут доказать свою точку зрения, особенно если дойдет до передачи дела в суд. Частично избежать таких ситуаций поможет более внимательное ознакомление с заключаемым договором страхования и покрытием, которое им предусматривается.

Теги: Центральный банк РФ
Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме