Жесткая денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, затронула в 2024 году весь российский рынок кредитования, и сегмент кредитных карт не стал исключением. Установление ограничений по уровню долговой нагрузки, рост ставок, ухудшение предлагаемых условий и более строгий отбор клиентов снизили доступность и привлекательность этого продукта для потребителей.
Так, на финансовом маркетплейсе Банки.ру в декабре прошлого года было оставлено на 60% меньше заявок на кредитные карты, чем в январе. Декабрь стал также месяцем с наименьшим количество заявок в году — более чем в два раза ниже среднегодового значения. Наибольший же интерес к кредиткам демонстрировался в июле: было оставлено на 46% больше заявок, чем в среднем по году.
Сегмент дебетовых карт в силу своей некредитной природы менее подвержен влиянию денежно-кредитного регулирования, поэтому динамика интереса к ним в 2024 году не демонстрировала драматичных колебаний. В декабре было оставлено на 7% больше заявок на дебетовые карты, чем в январе. Наиболее интенсивным спросом отметился август, когда заявок было сформировано на 25% больше среднегодового значения, а наименее — январь (на 23% меньше заявок, чем в среднем по году).
С помощью данных Банки.ру* о заявках на получение кредитных и дебетовых карт, оставленных в 2024 году, мы выяснили, какими были их потенциальные пользователи, а также какие продукты интересовали клиентов больше всего.
Кредитные карты и их потенциальные держатели
В общей массе клиентов, оставивших заявки на оформление кредитных карт в 2024 году, доли мужчин и женщин были практически равны — 49,2% и 50,8% соответственно. Почти одинаков был и средний возраст для обеих категорий — 35 лет у мужчин и 36 лет у женщин, в целом для всех клиентов — 35 лет.
Чаще всего кредитные карты интересовали клиентов в возрасте от 20 до 39 лет, в совокупности их доля составляет 63% (30% для группы 20–29 лет, 33% — 30–39 лет). Еще 9% составляли пользователи возрастом 50–59 лет. Клиентов младше 20 лет было 5% от общего числа, а реже всего интересовались кредитками люди старше 60 лет — таковых было 4%.

Гендерная структура пользователей в сегменте кредиток практически не различалась в зависимости от возрастной группы. Однако можно отметить, что женщин немного больше среди молодых клиентов до 29 лет, а мужчин — среди пользователей среднего (30–49 лет) и старшего (более 60 лет) возраста. В возрастной группе 50–59 лет доли мужчин и женщин оказались равны.

Средний кредитный лимит, который хотели бы получить клиенты по карте, составляет 133,6 тысячи рублей. Однако чаще всего (в 41% случаев) указывался лимит в 70 тысяч рублей. Далее по частоте с большим отрывом расположились суммы в 100 тысяч рублей (9%), 50 тысяч (7%), 15 тысяч (6%) и 150 тысяч рублей (5%).
При этом перечень наиболее часто запрашиваемых лимитов практически не различается в зависимости от пола, возраста, региона или города и в целом соответствует описанной выше общей структуре. В каждой из указанных категорий самым популярным лимитом стала сумма в 70 тысяч рублей: 30–45% от общего количества заявок.

Чаще всего пользователи хотели оформить кредитную карту, чтобы совершать с ее помощью покупки, таковых было 75%. Более половины клиентов (56%) также собирались снимать с кредитки наличные, несмотря на то что такие операции часто влекут за собой уплату комиссии и прекращение льготного периода. Примерно четверть клиентов (23%) интересовали кэшбэк и бонусы, которые можно получить, пользуясь картой.

Сумма долей превышает 100% из-за возможности выбора нескольких вариантов ответа
При этом для пользователей процентная ставка по задолженности играет более важную роль, чем стоимость годового обслуживания карты: в качестве приоритетного первый параметр выбрали 69,6% клиентов.
77% пользователей хотели бы оформить кредитную карту с бонусной системой, рассчитанной на ежедневные покупки в супермаркетах, аптеках, магазинах одежды и детских товаров. Для 45% клиентов были интересны бонусы и кэшбэк в категории «Все для дома» (дом и ремонт, электроника), 28% хотели бы получать их за оплату различных транспортных расходов (АЗС, общественный транспорт, такси). Наконец, 23% пользователей хотели бы оформить кредитную карту, позволяющую участвовать в программе лояльности, рассчитанной на траты на рестораны и кино, путешествия и развлечения.

Сумма долей превышает 100% из-за возможности выбора нескольких вариантов ответа
Топ-5 регионов, жители которых в 2024 году чаще всего оставляли заявки на кредитные карты, выглядит следующим образом:
- Москва (20,7% от общего количества заявок),
- Санкт-Петербург (6,5%),
- Краснодарский край (5,8%),
- Московская область (3,2%),
- Новосибирская область (3,1%).
Пятью городами (не считая городов федерального значения, являющихся регионами), из которых пришло наибольшее количество заявок, стали Краснодар (3,4% заявок), Новосибирск (2,5%), Екатеринбург (2,2%), Челябинск (1,8%) и Ростов-на-Дону (1,5%).
Интересно, что первым клиентом в 2024 году, оставившим 1 января заявку на кредитную карту, стал мужчина 22 лет из Ростова-на-Дону, которого интересовал кредитный лимит в 50 тысяч рублей для совершения ежедневных покупок и снятия наличных. Последним клиентом, решившим оформить кредитку 30 декабря уходящего года, стала женщина 28 лет из Саратова с желаемым лимитом в 100 тысяч рублей, которая в качестве цели оформления указала также получение бонусов.
Дебетовые карты и кто хотел их оформить
В сегменте дебетовых карт, как и кредитных, доли мужчин и женщин среди клиентов, оформлявших заявки, практически равны: 49,9% и 50,1% соответственно.
Основную массу (54%) пользователей, которые проявляли интерес к дебетовым картам, составляют клиенты возрастом 25–44 лет. Еще 17% находятся в возрастной группе 45–54 года, 14% — старше 55 лет, а 11% — 18–24 года. Реже всего (в 4% случаев) оставляли заявки несовершеннолетние клиенты. При этом доли возрастных групп не различаются в разбивке по полу и соответствуют общей возрастной структуре.
В отличие от ситуации с кредитками, в отношении дебетовых карт для большинства пользователей (75%) стоимость обслуживания является приоритетным параметром при подборе такого продукта. Вариант процента на остаток, таким образом, выбрали 25% пользователей.
Предпочтения пользователей в бонусных программах также распределились несколько иным образом. Более значительную долю по сравнению с кредитными картами занимает вариант начисления бонусов и кэшбэка за ежедневные покупки, его выбрали 86% пользователей. Далее по частоте выбора (49%) идут программы привилегий, связанные с тратами на транспорт. Бонусные системы, связанные с тратами на отдых и домашние нужды, выбирались клиентами в 46% и 43% случаев соответственно.
Перечень городов, жители которых чаще всего интересовались дебетовыми картами, выглядит следующим образом: Москва (19,9% заявок), Санкт-Петербург (6,8%), Екатеринбург (2,7%), Нижний Новгород (2,3%) и Краснодар (2%).
Итоги
- Мужчины и женщины демонстрируют одинаковый интерес к оформлению карт как в кредитном, так и в дебетовом сегменте.
- Чаще всего оставляют заявки на оформление кредитных карт жители Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Московской и Новосибирской областей; дебетовых — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Краснодара.
- Чаще всего оформлением карт интересуются пользователи возрастом примерно 20–40 лет.
- Наиболее предпочитаемый источник получения кэшбэка и бонусов как в дебетовых, так и в кредитных картах — ежедневные покупки.
- Приоритетный параметр для клиентов при выборе кредитных карт — процентная ставка, а дебетовых — стоимость обслуживания.
Получить кредитную карту становится все сложнее, но найти предложения с высокой вероятностью одобрения можно с помощью сервиса подбора на Банки.ру. Заполнив всего одну анкету, можно получить предложения от ведущих банков и выбрать наиболее выгодные условия по нужным вам параметрам.
МПКАрт 2.0
*Для подготовки исследования использовались эксклюзивные внутренние данные Банки.ру. В расчет входили данные о заявках на оформление кредитных и дебетовых карт, оставленных на Банки.ру в период с 1 января по 31 декабря 2024 года.
По состоянию на январь 2025 года на нашей платформе уже более 20 млн зарегистрированных пользователей. Ежемесячно Банки.ру обрабатывает более 2 млн заявок на финансовые продукты. Наши сервисы работают более чем в 20 продуктовых категориях.