Индустрия видеоигр уже не первый год является самым доходным среди развлекательных рынков — и разрыв продолжает увеличиваться.
По данным портала Statista, еще в 2021 году игры приносили своим создателям и издателям в два раза больше, чем фильмы и сериалы. А согласно исследованию агентства Dentsu, выпущенному в конце 2024 года, разница в оценке глобальных рынков видеоигр и кино составляла 5,4 раза.
Неудивительно, что самая емкая из развлекательных индустрий позволяет зарабатывать множеством способов. Банки.ру разбирается в возможностях.

Как зарабатывать на видеоиграх в 2025 году
Существующие способы заработка с помощью видеоигр можно условно разделить на несколько категорий.
Первая — это те варианты, что касаются непосредственно создания «продукта», его тестирования и издания.
Вторая категория основана на том, что вы играете сами и создаете этим дополнительную ценность — развлекательную или информационную. Сюда входят киберспорт, стриминг, продажа игровых предметов, и т. п.
И третья категория — это доход с помощью информационного продукта о видеоиграх, например, обучающего контента или статей. Ниже мы подробно расскажем про каждый из способов.
Эта статья посвящена прежде всего легальным вариантам заработка на видеоиграх, которые не порицаются геймерским и профессиональным сообществами, а также издателями игр.
Разработка и тестирование игр
Начнем с очевидного. Зарабатывать на видеоиграх можно, разрабатывая и издавая, тестируя и продвигая их. При этом сейчас доступны как варианты работы на себя, так и в найме.
Создание собственных игр и приложений
Современные платформы, такие как Steam, VKPlay и AppStore, позволяют самостоятельно выпустить проект. А многочисленные игровые движки и наборы ассетов, то есть готовых элементов для игры, позволяют сделать это с минимальными вложениями.
Как считает Иван К., старший программист в крупной российской компании-разработчике и издателе игр, лучше начать учить программирование игр сразу со своей игры.
Эксперт рекомендует поискать обучающие видео в духе «как сделать свой платформер/шутер/экшн на интересном вам движке». По словам Ивана, по ходу разработки придется и логику игры придумать, и сверстать интерфейс игры, эффекты сделать, и связать все воедино.
«Умение разбираться в незнакомом очень важно, плюс вы получите небольшой опыт всего понемногу. Какой бы язык ни выбрали, помните, что это средство решения задач, не надо фиксироваться на каком-то одном. Стоит пробовать разные языки чтобы понять суть программирования. Сегодня пишешь на C#, через пару лет на C++, бывает и такое», — отмечает эксперт.
Если говорить о популярных движках, то, по словам Ивана, самые распространенные — это Unity и Unreal Engine. Их и стоит изучать. Unity попроще и популярен в нише инди и мобильных игр. UE устроен сложнее, чаще используется для крупных консольных и ПК-проектов.
Уровень дохода от игры может сильно варьироваться в зависимости от ее успеха, и тут потолок может находиться очень высоко. В начале 2025 года стало известно, что выпущенный в Steam российский проект MiSide, который сделали всего два человека, заработал в районе 28 миллионов рублей.
Значительная часть из них досталась издателям, но в любом случае сумма огромная для довольно простой в разработке игры.
Работа разработчиком и тестировщиком игр: обязанности и перспективы
Если вы не готовы к самостоятельному пути, можно устроиться в компанию. И не обязательно разработчиком — в геймдеве также востребованы и другие специальности, например тестировщики, комьюнити-менеджеры, маркетологи и прочие.
Тестировщик — простая для входа в индустрию профессия, она также позволяет работать на себя и брать заказы на фрилансе, но и доход у тестеров ниже, чем у программистов.
Если же говорить именно о разработчиках, то, по словам Ивана К., в геймдеве начинающий программист (джуниор) может рассчитывать на доход в районе 100 тысяч рублей в месяц, программист среднего уровня (миддл) — около 150 тысяч, а старший специалист (синьор) — 200+ тысяч.
Профессиональный киберспорт
Киберспорт — это соревнование, построенное на какой-либо видеоигре. Жанры могут быть очень разными — от стратегий и MOBA (Massive Online Battle Arena — гибрид стратегии и ролевой игры) до спортивных симуляторов, шутеров и даже головоломок.
Популярность киберспорта еще в 2000-е годы привела к тому, что по всему миру оформились различные организации, посвященные ему, а многие игроки стали зарабатывать призовые деньги на турнирах.
Сейчас киберспорт — это, пожалуй, крупнейшее самостоятельное ответвление видеоигр. Для разработчиков сделать проект, который станет популярным киберспортом — большой успех, а для геймеров стать профессиональным киберспортсменом — порой мечта жизни.
Доходы лучших из этих про-геймеров могут составлять десятки тысяч долларов в месяц, кроме этого, они запросто заключают рекламные контракты.
Участие в турнирах и чемпионатах
Киберспортивные дисциплины бывают командными, как Counter Strike или DOTA 2 или индивидуальными, как EA Sports FC или Super Smash Bros. По каждому из видов спорта проводятся разнообразные турниры, в отборочные раунды которых порой, как на Кубок России по киберфутболу, могут заявиться и самые обычные геймеры.
Получается, что порог вхождения на региональном уровне может оказаться очень низким. Однако для выхода в финальные стадии, где и разыгрываются крупные призовые, понадобится очень серьезное умение.
Кроме национальных турниров, существуют также международные. Это высший уровень киберспорта, на котором призовой фонд может достигать миллионов долларов, а лучшие игроки и зарабатывают аналогично хорошим профессиональным спортсменам из «реальных» дисциплин.
На этом этапе команды не обходятся без тренеров, капитанов и постоянных тренировок, сравнимых по вложениям времени с обычной работой.
Требования для становления киберспортсменом
Попасть на уровень мировых чемпионатов очень сложно, но все спортсмены когда-то с чего-то начинали. Прежде всего, чтобы стать киберспортсменом, нужно выбрать дисциплину, в которой вы будете проходить свой путь.
Вот, пожалуй, самые масштабные на 2025 год виды киберспорта. Распределять их по местам сложно, потому что в одних играх число зрителей выше, а другие берут большими премиальными на турнирах, но в этом списке более успешные дисциплины находятся ближе к началу:
- Counter-Strike: Global Offensive
- Dota 2
- League of Legends
- Fortnite
- Tom Clancy’s Rainbow Six Siege
- Overwatch
- Call of Duty
- PUBG Mobile
- Valorant
- Arena of Valor
- EA Sports FC
- Rocket League
Само собой, это далеко не все возможные дисциплины, а рейтинг их популярности и доходности запросто может меняться. Пробовать себя стоит в разных играх, ведь совсем не факт, что сразу получится найти ту, что максимально подходит для дальнейшего развития.
После выбора вида киберспорта вам понадобится требуемое для дисциплины «железо». Как правило, это хороший компьютер и периферия к нему, например, монитор с высокой частотой обновления и профессиональная мышь.
Но для каких-то дисциплин подойдет и современная игровая консоль, например PlayStation 5 или Nintendo Switch, а в PUBG Mobile так и вовсе хватит смартфона.
После этого главное, как и в любом спорте, много тренироваться, узнавать новое в своей дисциплине и не пропускать соревнования. Возможно, для этого понадобится вступить в команду. Ее можно будет найти в комьюнити выбранной игры.
А еще не стоит забывать про свое физическое состояние, ведь, согласно требованиям Минспорта России к кибератлетам, они должны не только обладать отличной реакцией для нажатия на клавиши мыши, но и уметь довольно быстро бегать!
Стриминг и создание контента
В июне 2024 года, когда YouTube работал в России на полной скорости, исследование компании Mediascope показало, что видеоигры входят в топ-3 самых популярных ниш на самой большой видеоплатформе в стране. И превосходят при этом как сериалы, так и кино.
Популярность контента о видеоиграх такова, что многие уже предпочитают смотреть, как играют другие, а не играть самим. Понятно, что на этом можно заработать. Равно как и на некоторых других форматах контента.
Проведение прямых трансляций (стримов), создание видеоблогов и летсплеев
Пожалуй, стриминг, то есть трансляция игрового видео в прямом эфире — самый популярный формат гейминг-контента. Ключевых платформ, где можно стримить, актуальных для российского сегмента, несколько. Это Twitch, YouTube и VK Play Live. Есть и другие, например, китайская Trovo или российская GoodGame, но они не столь масштабны.

Денис Коробков, популярный стример с 15-летним опытом, известный под ником WELOVEGAMES, рекомендует именно Twitch: «Это качественный инструмент, который в умелых руках позволит привлечь аудиторию, а главное — предоставит функционал для ее удержания и роста.
Если на альтернативной платформе сейчас более свободные правила, то это значит, что она недостаточно популярна и пока еще не сотрудничает с крупными брендами, которые также заинтересованы в сохранении своей деловой репутации.
Начинающим стримерам я бы рекомендовал использовать инструмент рестрима, который позволяет отправлять поток сразу на несколько сервисов, включая Twitch. Таким образом они смогут собрать по крупицам первую аудиторию, которую смогут объединить, например, в Telegram, а далее уже выбрать для себя наиболее удобный стриминговый сервис в качестве основы».
Другой вариант зарабатывать на видео про игры — не вести прямые эфиры, а выкладывать на онлайн-платформы записи прохождений (летсплеи) или тематические видеоблоги, видеообзоры. Здесь платформы отчасти те же — YouTube, VK Video. Есть также российский RuTube, но реальный объем аудитории и возможности монетизации там ниже.
Монетизация видеоконтента об играх
Как говорит Коробков, основа заработка любого стримера — это донаты, рекламные контракты и платные подписки. «Здесь все просто: чем больше аудитория, тем больше возможностей заработать», — отмечает эксперт. Его слова применимы и к тем видеоблогерам, кто не делает упор на live-контент.
В текущих условиях получить выплаты с платных подписок на Twitch возможно, только если вы предоставите документ о наличии налогового резидентства страны, которая находится не под санкциями и откроете соответствующий банковский счет, уточняет WELOVEGAMES, добавляя к этому, что Twitch — это выход на глобальный рынок, а, соответственно, и общая база зрителей у этой платформы больше, чем у кого-либо.
Никто не говорит, что эта аудитория сразу о вас узнает и придет на стрим, но за счет этой базы и развитой инфраструктуры платформы у вас больше шансов эту аудиторию заполучить. А значит, и возможностей заработать для стримеров больше там, где аккумулируется аудитория и есть варианты дальнейшего ее увеличения.
На какие доходы может рассчитывать популярный игровой стример и/или видеоблогер?
Здесь эксперт рассуждает так:
«Предположим, что вы стример, у которого за месяц набирается миллион просмотров. При согласовании стандартной рекламной кампании автор может получить за интеграцию от 0,3 до 0,4 рублей за просмотр. Если мы говорим про рекламу букмекеров, которую можно увидеть сейчас у большинства отечественных стримеров, то стоимость рекламной кампании можно смело умножать на 3–4.
Что касается добровольной поддержки донатами, то тут все сложнее, так как многое зависит от отношения автора канала, производимого контента и платежеспособности аудитории.
Один стример может получить щедрый донат в размере 100 000 рублей за стрим, а второй при всех равных будет копить эту сумму несколько месяцев. Существует множество способов "байтить на донат", но это объемная тема, которая требует отдельного разбора».
Косплей
Еще один «контентный» способ зарабатывать с помощью видеоигр — косплей. То есть переодевание в костюмы популярных персонажей. Как правило, для косплееров это хобби, но если у вас есть определенные физические данные и время плюс средства на создание качественных костюмов, этим можно начать зарабатывать.
Монетизация может осуществляться, опять же, за счет донатов, а при определенном уровне известности можно получить и контракт на косплей на мероприятии или рекламу.
Статьи и новости для сайтов про видеоигры
И, наконец, для тех, кто не слишком публичен, остается своя ниша в создании контента. Писать для медиа про видеоигры. Ряд российских сайтов либо полностью посвящен им, либо регулярно освещает гейминг. Они готовы платить гонорары либо фиксированный оклад своим авторам.
Зарплаты по журналистским меркам не самые огромные, но и требования соответствующие. Например, портал Stopgame в 2024 году искал журналиста-новостника на 40+ тысяч рублей.

Обучение и коучинг
Для тех игроков, кто сумел добиться определенного успеха в киберспорте или популяризировать себя как контент-криэйтора, открывается еще одна «ветка умений». Они могут заниматься обучением других геймеров и зарабатывать таким образом.
Впрочем, в случае очень хороших способностей и понимания той или иной игры можно заработать обучающим контентом и без определенного имени в геймерской среде. Однако сделать это будет сложнее, да и уровень монетизации окажется несопоставим.
Проведение платных обучающих сессий и менторство для новичков
Многие начинающие киберспортсмены или просто любители игр-дисциплин готовы платить за то, чтобы продвинуться в рейтингах игры или хотя бы вылезти из фрустрирующих цепочек регулярных поражений онлайн. Этим можно воспользоваться как в онлайн-формате, так и вживую.
Чтобы стать коучем, не обязательно достигать профессионального статуса и гонораров в сотни тысяч долларов, может быть достаточно статуса рейтингового игрока с хорошим соотношением побед и большим наигрышем часов.
А вот стоимость такой «работы» будет напрямую зависеть от регалий и способностей продать себя и может составить от 1000 рублей за сессию до нескольких тысяч долларов за месяц менторства.
Создание обучающих материалов и гайдов
Другой вариант заработка на обучении видеоиграм — создавать востребованный контент в виде гайдов, прохождений и прочих форматов, позволяющих другим лучше разбираться в тонкостях гейминга.
Этот вид деятельности частично пересекается со стримингом, и монетизация здесь примерно такая же: через рекламу, пейволл и донаты на тех же самых платформах. А частично — с коучингом, потому что контент может быть примерно таким же, как и ваши сессии, только заранее отснятым или написанным.
И опять же, размер дохода может очень серьезно варьироваться.
Участие в партнерских программах и рекламе
Еще одно направление заработка с помощью видеоигр, которое открывается для тех, кто способен создавать контент о них, — через партнерские программы и рекламу. Тут уже не всегда обязательно быть лидером мнений и знаменитостью, но такой статус и в этом случае может увеличить доходы.
Обзоры и рецензии игр на собственных площадках
В отличие от варианта с написанием статей для медиа про видеоигры, этот способ подразумевает, что у вас есть своя площадка, где вы рассказываете о видеоиграх: сайт-статейник или группа/канал в социальной сети.
Имея определенный трафик, вы можете подключиться либо к партнерской программе тех же «Яндекса» или Google (хотя в настоящее время AdSense недоступен в России), либо получать деньги за показы рекламы в соцсети, как это происходит, например, с Telegram.
Доход при этом не будет слишком большим и может составить от нескольких до десятка тысяч рублей в месяц, но зато стабильным. Хотя с раскрученного YouTube- или Twitch-канала заработок может оказаться и больше.
Участие в партнерских программах
Многие популярные игры позволяют участвовать в партнерских программах и напрямую, тут вы будете получать вознаграждение за целевые действия пользователей, например, за регистрацию. Такая возможность есть у League of Legends, в «Мире Танков» (наследник World of Tanks), Warface и многих других.
Зачастую издатель игры предъявляет требования к тому, какого объема должно быть ваше комьюнити, а также к качеству его пользователей.
Также в вашем распоряжении есть возможность приводить трафик на игровые проекты через CPA-сети, в том числе специализирующиеся именно на гейминге. Популярных сетей много, поэтому прежде всего стоит изучить их офферы и предлагаемые блогерам и вебмастерам программы.
Среди самых крупных и популярных стоит выделить Admitad, CityAds, ActionPay, а из гейминг-ориентированных — AdvGame.

Продажа игровых ценностей (Real Money Trade)
Несмотря на дисклеймер о нашем интересе к легальным способам дохода в начале текста, нельзя не зайти в «серую зону» заработка и не рассказать о такой возможности, как продажа непосредственно составляющих игр. А именно — предметов и персонажей.
Работает история в онлайн-проектах, где есть большое комьюнити и высокий спрос на то, чтобы улучшить свою виртуальную жизнь.
Торговля внутриигровыми предметами, валютой и аккаунтами
В большинстве онлайн-игр есть своя внутренняя валюта, а также ценные предметы, которые могут улучшать показатели персонажей, как экипировка в серии Diablo, или иметь эстетическую ценность, как скины в Counter Strike.
Все эти цифровые вещи можно продать другим игрокам. Однако, как правило, не в самих играх, потому что их издатели обычно не поощряют Real Money Trade (RMT или РМТ) и пытаются с этой торговлей бороться, ведь она рушит баланс и механики.
Чтобы продать накопленное золото, редкую экипировку или самого персонажа, можно зарегистрироваться на одной из специализированных платформ для РМТ, например на Funpay или Gaminguniverse.
Там можно найти множество желающих приобрести эти ценности, но надо будет заплатить комиссию платформы. Обычно она составляет не более 5%. Другой вариант — находить людей в прочих комьюнити-местах, но он менее надежен.

В любом случае возможный уровень дохода будет сильно разниться и зависеть от вложенного времени и способностей. Для кого-то RMT может заменить работу начального-среднего уровня и приносить десятки тысяч рублей в месяц.
Платные услуги по прокачке персонажей и бустингу
Другая востребованная услуга, которую можно увидеть в том числе на указанных выше платформах для РМТ, — это прокачка персонажей, она же — бустинг. Так же как и торговля ценностями, она не одобряется создателями игр.
Да и геймеры смотрят аналогично: сам Илон Маск в начале 2025 года получил дозу «хейта» за то, что, видимо, пользовался услугами «бустера» в Path of Exile 2. Тем не менее, как правило, именно обеспеченные геймеры готовы платить за прокачку чужими руками и, как правило, неплохие деньги.
Альтернативные способы заработка
Существуют и альтернативные способы получать доход с помощью видеоигр и знаний о них. Они в том числе заключаются в том, что вы просто… играете!
Заработок на NFT и play-to-earn проектах
Целый ряд игр, как правило, условно-бесплатных, позволяют зарабатывать играя. И речь сейчас не о пресловутом Hamster Kombat, хотя этот проект тоже относится к категории play-to-earn. На самом деле на самых разных платформах — и на PC, и на iOS, и на Android — есть множество видеоигр, в которых за успешное выполнение заданий можно получать NF-токены и т. п.
Среди этих развлечений — Life2app, The Sandbox, In - Match 3 и другие. Они различаются жанрами, наличием майнинг- и NFT-функций и доступностью в разных странах, в том числе в России. Также вам может понадобиться предварительная покупка NFT.
Как и с помощью «хомяка», в случае казуального вовлечения полноценно зарабатывать с их помощью даже на скромную жизнь сложно, но в случае хороших вложений и понимания механик можно зарабатывать на очень серьезном уровне — вплоть до сотен тысяч рублей в месяц или более.

Участие в фокус-группах, исследованиях и опросах
И, наконец, для любителей видеоигр есть неочевидный вариант монетизации своего хобби — участвовать в различного формата исследованиях, которые проводят как издатели, так и маркетинговые агентства.
Это могут быть опросы или фокус-группы для тестирования нового проекта или обновления. Чтобы попасть в такие исследования, нужно либо быть завсегдатаем какой-то игры и попасть в пул тех, кого выберут исследователи, либо просто откликнуться на объявление об опросе.
Понятно, что это не регулярный способ заработка, а скорее, разовая акция, и уровень дохода тут непредсказуем.
Как зарабатывать на играх: главное
Получать доход с помощью видеоигр можно разными способами. Какие-то из них требуют полного погружения в это дело и индустрию, другие могут занимать гораздо меньше времени и сил. Одни позволяют масштабировать доход и жить только за свой счет, а другие сложно превратить в стабильный источник заработка.
В любом случае, у тех, кто хочет сделать карьеру в гейминг-индустрии или где-то рядом, сейчас как никогда большой выбор и разнообразие точек входа.
Еще по теме: