Открыть вклад в банке — дело привычное и, казалось бы, простое: выбрать вклад, подписать бумаги и положить деньги. Но иногда случается неожиданное — банк отказывает в открытии счета. Такое происходит редко, но все же возможно.
Причины отказа бывают разные. Однако решить вопрос несложно — достаточно уточнить детали и устранить проблему. Вместе с экспертами разбираемся, в каких ситуациях банк отказывает в открытии вклада и что при этом делать.
В каких случаях банк отказывает в открытии вклада
Как объясняет заместитель председателя правления Банка ДОМ.РФ Алексей Косяков — открытие вкладов в России регулируется несколькими законами. Главные из них:
- Гражданский кодекс — определяет основные принципы работы с депозитами.
- Закон «О банках и банковской деятельности» — устанавливает правила для кредитных организаций.
- Закон о страховании вкладов — гарантирует возврат денег в пределах 1,4 млн рублей, если у банка возникнут проблемы.
Кроме того, банки обязаны проверять клиентов по закону № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». При этом Центральный банк выступает регулятором заключения договоров и начисления процентов.
«Также у каждого банка есть собственные внутренние правила, которые влияют на процесс открытия вклада», — добавляет Косяков.
Здесь можно выбрать вклад.
Косяков выделяет следующие причины отказа в открытии вклада:
- Ошибки в документах: опечатки, несоответствия, отсутствие необходимых бумаг или недостаточной идентификации (неподтверждение личности или источника дохода клиентом).
- Подозрения в незаконных операциях: если у банка есть основания полагать, что деньги связаны с отмыванием средств или другой сомнительной деятельностью.
- Статус клиента: некоторые банки отказывают нерезидентам, людям без постоянного дохода или тем, кто числится в черных списках кредитных организаций.
- Политика банка: у некоторых банков собственные ограничения, например минимальный возраст для открытия вклада или особые условия для иностранных граждан.
Совет
Заранее подготовьте необходимые документы, укажите актуальные данные и избегайте подозрительных операций.
По мнению главного аналитика Банки.ру Богдана Зварича, банк редко отказывает в оформлении вклада своему клиенту.
«Вероятный сценарий, когда банк просто откажет человеку в оказании полного спектра банковских услуг по тем или иным юридическим причинам, что не позволит человеку стать клиентом банка и открыть вклад. Например, при отсутствии каких-то необходимых документов или при наличии сомнения в подлинности документов», — говорит эксперт.
Что делать, если банк отказал
Если банк отказал в открытии вклада, не стоит паниковать — это формальность, которую легко решить.
Что можно сделать?
- Проверить документы. Возможно, в них допущена ошибка, паспорт просрочен или не хватает нужных бумаг. Если исправить неточности, банк может пересмотреть решение.
- Выбрать другой банк. У каждого банка свои требования к клиентам. Если один отказал, другой, возможно, примет без проблем.
- Оценить свою финансовую историю. В редких случаях отказ связан с сомнениями в благонадежности клиента: например, банк могут смущать подозрительные, по его оценке, операции с деньгами или наличие судимости. Тогда стоит попробовать подать заявку в другом банке или уточнить, можно ли пройти дополнительную проверку.
Косяков также добавляет, что если клиенту кажется, что отказ необоснованный и банк не объясняет причин, он вправе обратится в ЦБ или суд.
«В случае отказа в открытии вклада следует уточнить причину, проверить, все ли документы предоставлены в полном объеме, и подать заявку повторно», — подытоживает Косяков.
Еще по теме: