С 2025 года покупатели смогут вернуть деньги за навязанные услуги и товары. Но не во всех случаях

Дата публикации: 08.04.2025 08:55
4 677
Время прочтения: 4 минуты
С 2025 года покупатели смогут вернуть деньги за навязанные услуги и товары. Но не во всех случаях

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Президент России Владимир Путин подписал закон, который запрещает автоматическое добавление опций и списание денег без ведома покупателя. Рассказываем, что это значит для клиентов и бизнеса.

Владимир Путин подписал изменения в ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», которые запрещают навязывать потребителям платные допуслуги и товары. Документ уже опубликован на официальном портале правовой информации и вступит в силу 1 сентября 2025 года.

Теперь продавцы, исполнители и агрегаторы смогут предлагать дополнительные товары и услуги только при наличии письменного согласия потребителя, если иное не предусмотрено законом. Однако даже в этом случае требуется отдельное, явное согласие потребителя. Доказать наличие такого согласия покупателя или обстоятельств, при которых оно не нужно, должен продавец.

На практике это означает, что галочки «по умолчанию», скрытые подписки, страховки и прочие опции, которые раньше автоматически включали в корзину или условия сделки, будут считать нарушением закона.

«Закон направлен на защиту потребителей от недобросовестных практик, применяемых продавцами и поставщиками услуг, в результате которых первые несут дополнительные расходы. Один из наиболее часто встречающихся примеров, когда при приобретении ж/д или авиабилетов в поле "Добавить страховку" заранее стоит "галочка", причем это поле иногда может быть сложно заметить либо создается впечатление, что эту отметку нельзя снять. Возврат средств за навязанные таким образом товары или услуги также был затруднительным, ведь формально потребитель мог ознакомиться с условиями сделки до оплаты. Новый закон ограничивает использование таких методов, а также упрощает возмещение средств», — объясняет аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.

Что именно меняется с поправками в закон «О защите прав потребителей»

С 1 сентября компании не смогут включать дополнительные товары и услуги без отдельного, подтвержденного согласия потребителя. Часто требуется именно письменное согласие.

Запрещено навязывать товары и услуги до заключения договора о покупке основных товаров.

Автоматическое проставление отметок о согласии теперь недопустимо.

Если деньги уже списаны за навязанную услугу, потребитель вправе потребовать возврат. Продавец обязан вернуть сумму в течение трех рабочих дней с момента получения требования.

Важно: под запрет подпадают маркетплейсы и агрегаторы, а также другие организации, которые взаимодействуют с потребителями, — от онлайн-магазинов до телеком-операторов и сервисов доставки.

Закон поможет снизить количество неосознанных и необоснованных трат, связанных с недобросовестными приемами продаж. Это часто актуально для онлайн-сервисов, где часто используют инструменты скрытого согласия, например, через интерфейс или мелкий шрифт.

Что это значит для бизнеса

Бизнесу придется перестроить интерфейсы и сценарии продаж: ненавязчиво включить дополнительную услугу больше не получится, теперь согласие покупателя должно быть осознанным и подтвержденным. В большинстве случаев требуется письменное согласие покупателя.

Бизнесу нужно адаптировать интерфейсы, маркетинговые сценарии и способы фиксации согласия потребителей.

Нельзя использовать предустановленные галочки или автоматически включенные опции в корзине, формах или договорах.

Согласие должно быть отдельным действием пользователя, например письменное согласие, в некоторых случаях самостоятельная установка галочки, отдельная кнопка с подтверждением, ввод кода или иная форма, которая исключит двусмысленность.

Если компания не сможет доказать, что потребитель дал согласие, услугу признают навязанной. Это повлечет обязанность вернуть деньги, а также риск административной ответственности. За такие нарушения предусмотрен штраф до 4 тысяч рублей для должностных лиц и до 40 тысяч рублей — для юрлиц.

Бизнесу стоит уже сейчас пересмотреть пользовательские сценарии и подготовить обновления — особенно для онлайн-оформления заказов и подписок.

Что нужно помнить покупателям и бизнесу о навязанных товарах и услугах: главное

  • С 1 сентября 2025 года запрещено навязывать платные услуги без отдельного, подтвержденного согласия потребителя. Часто требуется именно согласие в письменной форме.
  • Под запрет подпадают любые автоматические включения опций, галочек и подписок.
  • Если услуга оказана без согласия потребителя, он вправе потребовать возврат денег. Продавец обязан вернуть сумму в течение трех рабочих дней.
  • Обязанность доказать наличие согласия на допуслуги или условий, при которых это согласие не требовалось, лежит на продавце.
  • За нарушение бизнесу грозит административная ответственность.

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме