7 рублей — на бедность?

Дата публикации: 26.05.2009 10:20
8 099
Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru

Идеи прибыльного бизнеса лежат под ногами, нужно просто уметь их заметить. К примеру, в Балтийском Банке недавно «заметили», что более 80% его пластиковых карт — зарплатные, а следовательно, их владельцы регулярно запрашивают баланс своего счета в банкомате. Дело за малым. Заглянуть в собственный кошелек клиентам «Балтийского» теперь стоит 7 рублей.

Заглянул в кошелек? Плати!

В копилке антикризисной изобретательности банков уже собрано немало способов заработать. К введению комиссий (в том числе скрытых) за досрочное изъятие вклада, увеличению ставок по кредитным картам и повышению существующих тарифов по обслуживанию карт клиенты уже успели привыкнуть. Не обрадовало и такое спорное нововведение некоторых банков, как взимание комиссии за обналичивание в собственных банкоматах. Но оказалось, получать доход банки могут из самых простейших повседневных операций. С 5 мая Балтийский Банк сделал платной самую распространенную у владельцев зарплатных карт услугу — просмотр доступного остатка на экране банкомата. Теперь опция «доступные средства» в терминалах «Балтийского» стоит 7 рублей. На чеке при снятии наличных баланс не отражается вовсе. Даже если клиент хочет проверить, сколько осталось на счете сразу же после обналичивания, это все равно стоит денег. SMS-информирование (тоже платное) до недавнего времени вообще не содержало информации о поступлении средств. Для седьмого в России банка по объему эмитированных пластиковых карт, более 82% которых зарплатные, это беспрецедентный шаг, уверены многие эксперты.

Народ негодует

В течение мая раздосадованные клиенты, среди которых много бюджетников, вынужденных пользоваться услугами банка по воле работодателя, активно выражали свое негодование на просторах Сети. Жители Новгородской и Псковской областей буквально взорвали интернет-представительства своих городов десятками эмоциональных комментариев. На страницах «Народного рейтинга» Банки.ру клиенты, как «зарплатники», так и вкладчики, тоже задались вопросом: почему банк столь неожиданным методом решил на них заработать?

«Получаю зарплату по карте Балтийского Банка с 2002 года. В последнее время увеличился срок зачисления средств на карту, но в целом меня все устраивало — я проверял баланс в банкомате у метро. Почему теперь я должен платить за то, чтобы узнать, когда же банк с большой задержкой выдаст мне мою зарплату?», — сетует в своем отзыве Дмитрий из Санкт-Петербурга.

«Я являюсь курсантом Военно-Космической Академии, вынужден получать стипендию в Балтийском Банке. Но теперь узнать, пришли ли деньги, бесплатно в банкомате я не могу. Отказаться от услуг банка и получать стипендию в бухгалтерии я тоже не могу. Получается, сначала навязали услугу, а потом сделали её платной?!» — отчаянно восклицает пользователь с ником rombip.

«Слушайте, я в шоке! Скоро, наверное, будет взиматься плата и за то, что просто карту вставляешь в банкомат!» — пишет посетительница Glata.

Все в интернет-банк!

Советник президента Балтийского Банка Елена Санарова так объяснила Банки.ру введение новой комиссии: «банкоматная сеть банка растет, увеличивается число клиентов, повышаются и транзакционные издержки. До кризиса мы покрывали их за счет доходов от других операций, в первую очередь кредитных. Введение этой комиссии позволит обеспечить дальнейшее развитие инфраструктуры»

«Решение о введение тарифов именно за эти услуги продиктовано тем, что банк сразу же предлагает альтернативный бесплатный способ получения такой информации, — продолжает Санарова, — Например, если бы мы ввели тариф за годовое обслуживание, у клиентов просто не было бы выбора. В случае же с платной выпиской со счета такой выбор есть. Фактически у клиентов есть возможность не платить». По ее словам, узнать остаток на счете можно через систему Интернет-банкинг, подключение и обслуживание которой производится в Балтийском Банке бесплатно, или в офисах банка на справочно-информационных терминалах. «У человека есть выбор — заплатить 7 рублей или предпринять определенные усилия и получить информацию бесплатно», — говорит Санарова.

«Мы рассчитываем, что с введением нового тарифа возрастет число клиентов, управляющих своим счетом on-line, что, бесспорно, удобнее, быстрее и дешевле», — надеется Санарова.

В Русском Банке Развития также посчитали, что это вполне разумный способ привлечь клиентов к интернет-банкингу. «При запросе баланса в «чужом» банкомате комиссия платежной системы списывается с банка, — отметили в РБР. — Если ее ввели и в «родном» банкомате, то, видимо, банк пытается сориентировать клиентов на пользование интернет-сервисом, где можно получить эту информацию бесплатно». Не видит повода для возмущений и доктор экономических наук Артем Генкин. «Считаю эту меру вполне разумной, если только она доведена до сведения клиента», — сказал он.

Выбор без выбора

Быть может, маркетологи «Балтийского», и правда, стремились проявить гуманность и постарались придумать ход, который заставит клиентов обратить внимание на удаленное обслуживание, не слишком отразившись на их кошельках. Но психологически человеку проще смириться с введением комиссии за обслуживание счета (которое сейчас в «ББ» остается бесплатным) или платить 1% от снятия наличных в своих банкоматах. Это менее ощутимо, более того — уже знакомо российскому рынку. Именно такое мнение выразили многие форумчане Банки.ру. К тому же если уровень проникновения Интернета в Москве и Санкт-Петербурге весьма высок, то в регионах ситуация пока куда плачевнее. К примеру, среди жителей Пскова и Великого Новгорода Интернетом пользуется примерно лишь четверть населения.

Между тем многие «зарплатники» обналичивают средства в день их поступления и могут не пользоваться Интернетом вовсе. Стоит ли им тратиться на подключение, стоимость в регионах которого пока сравнительно велика? Да и система интернет-банкинга в «Балтийском» пока позволяет лишь отслеживать состояние счета и оплачивать немногочисленные услуги. Если зарплатные клиенты и будут осваивать преимущества прогрессивных западных методов, то, вероятно, в другом банке. «Госучреждения, как, к примеру, та академия, о которой написал rombip, выбирают зарплатный банк путем проведения конкурса на самые низкие тарифы. Не является ли появление такой комиссии поводом для предприятия сменить банк?» — замечает Артем Генкин.

Впрочем, остается еще возможность бесплатно проверить баланс в офисах кредитной организации (у операциониста или в специальном терминале), но тут возникают очевидные физические неудобства. К примеру, согласно данным на сайте банка, Москва насчитывает всего четыре отделения «Балтийского» при 26 банкоматах, в Великом Новгороде расположено три офиса и 51 банкомат, в Пскове — три отделения против 46 банкоматов.

Не тот метод

«Банкам сегодня не на чем зарабатывать, — говорит начальник управления информационных технологий Океан Банка Алексей Церех. — Поэтому они и придумывают разные комиссии, но делать это нужно так, чтобы клиент замечал их не сразу. Поучиться этому искусству можно у одного крупного западного банка. Он составил тарифы таким образом, что вроде бы все бесплатно, а на самом деле вы все время попадаете на различные комиссии! Поэтому и Балтийскому Банку, если уж он решил заработать, делать это надо было не столь очевидным образом».

Такого же мнения придерживаются и в Первом Республиканском Банке. «Большинство банков все же не сторонники введения комиссий за просмотр баланса и получение выписок в банкоматах своих банков. Подобные шаги вряд ли сделают клиентов банка лояльнее», — заключает вице-президент ПРБ Алексей Рыбаков.

«В период кризиса лишний раз нервировать клиентов мы не хотим, да и доход от этого невелик. Наоборот, в апреле мы в два раза снизили цены на РКО», — рассказали в Банке24.ру. Намерение лишь понижать тарифы на карточные продукты недавно озвучивал и президент ОТП Банка Алексей Коровин.

«Возможно, мы не провели достаточно развернутой разъяснительной работы, — признает Санарова, — сейчас, когда клиенты начинают сопоставлять наш тариф и тарифы на обслуживание карт в других банках, то выясняют, что бесплатных услуг уже практически нигде нет».

Уйти нельзя остаться

Бороться с публичными тарифами банка (в отличие, к примеру, от условий кредитного договора) — все равно что искать приемы против лома. Вариантов, даже если новшества явно противоречат здравому смыслу, по сути всего два. Смириться или «проголосовать рублем», подыскав себе другой банк. О намерении именно так и поступить уже сообщили многие посетители портала Банки.ру. Но, быть может, «Балтийский» еще заставит их передумать?

Маргарита СУВОРОВА, Банки.ру

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме