Растущие неплатежи по кредитам — последствия кредитного бума, длившегося последние несколько лет. Тем, кто
«Отберем холодильник, продадим квартиру, посадим в тюрьму…»
Народ уже давно окрестил коллекторов «узаконенными вышибалами». И это неудивительно — стремясь заставить должника вернуть взятые в кредит деньги и пользуясь правовой неграмотностью граждан, а также отсутствием законодательства о коллекторском деле, сборщики долгов не особенно стесняются в средствах. Чтобы убедиться в этом, достаточно побродить по просторам Интернета или просто поговорить с людьми. Истории можно услышать действительно шокирующие.
«Взял кредит, какое-то время по некоторым причинам не платил, — пишет на одном из интернет-форумов пользователь Serыy. — Потом позвонили из какой-то конторы и говорят, что теперь я должен им. Я сказал, что буду платить, но не сейчас — я только устроился на работу, смогу через месяц. Они говорят, что столько ждать никто не будет, постоянно названивают домой.
«Мы купили квартиру, из которой долго, несколько месяцев, не выписывался прежний владелец, — рассказала Банки.ру жительница Москвы. — Нам стали звонить некие коллекторы и его искать — он оказался должником по кредиту. Нашим словам о том, что мы не имеем никакого отношения к этому человеку, они не верили. Говорили — раз он прописан у вас, значит, это ваш родственник. Звонили ночью, грозились подать в суд — и на нас в том числе.
«Мне звонили из коллекторского агентства и требовали погасить полную сумму долга, — делится своим опытом на одном из интернет-форумов пользователь Smart. — Я пыталась им объяснить, что не могу сейчас это сделать, что мне нужна отсрочка по времени. Тогда они стали звонить моим соседям и спрашивать, есть ли у меня автомобиль, дача, дорогие вещи…»
Подобных историй можно найти множество. Вместе с тем в течение последних пяти лет в России постепенно начало формироваться то, что с большой натяжкой можно назвать коллекторским рынком. Но, думается, пока у этого рынка не появился свой регулятор и четкая законодательная база, пугающие истории про коллекторов будут продолжать появляться в Сети.
Что за зверь такой — коллектор?
Как заявили Банки.ру в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), за пятилетнее существование коллекторское дело в России значительно окрепло. В настоящее время на рынке работает более 100 специализированных агентств, из них порядка 25 — в Москве. Объем коллекторского рынка в стране сегодня составляет около 90 млрд рублей.
«Потенциал развития у коллекторского рынка услуг огромный, — считает президент НАПКА Евгений Бернштам. — До сих пор агентствами слабо охвачены такие сферы, как ЖКХ, телекоммуникации, корпоративные долги. По нашей оценке, до конца 2009 года объем коллекторского бизнеса превысит отметку в 100 миллиардов рублей».
У банков есть свой резон работать с должниками через посредников-коллекторов. Начальник управления по работе с проблемными активами Росбанка Павел Сеченов говорит, что одна из главных причин — желание минимизировать затраты банка на взыскание долга.
«К услугам коллекторских агентств банки прибегают в тех случаях, когда количество просроченных кредитов начинает превышать уровень, который они могут обработать самостоятельно, силами своих служб безопасности или иных задействованных в такой работе подразделений, — замечает он. — Кроме того, это происходит, если требуется выделить работу с просрочкой в отдельное бизнес-направление с отдельным бюджетом — опять же, когда количество проблемных кредитов велико». Как правило, продолжает Сеченов, к услугам коллекторов банки прибегают с целью минимизации затрат на взыскание. Если банком выбирается стороннее агентство либо даже несколько агентств, то можно снизить стоимость работ за счет конкуренции. Если банк создает свое агентство, удешевление происходит за счет того, что коллектором будут выполняться однотипные операции с группами кредитов, имеющими схожие признаки.
Коллекторские агентства используют два основных метода: выкуп долговых портфелей у банков и работу с кредитными организациями по агентским соглашениям. Генеральный директор Столичного коллекторского агентства (СКА) Дмитрий Мохначев отмечает, что сегодня на рынке в наибольшей степени распространена работа по агентским соглашениям, когда банк поручает коллекторской компании в течение определенного срока обеспечить возврат определенного объема «плохих» кредитов.
«Покупая портфели, мы ориентируемся на российскую статистику, согласно которой до 90% погашений по кредитам составляют суммы не более 5 тысяч рублей в месяц, — подчеркивает гендиректор СКА. — Именно на такой статистике мы строим свои переговоры с заемщиком». По его словам, небольшие долги в таком случае погашаются довольно быстро, а если сумма задолженности достаточно крупная, то коллектор может реструктурировать долг на срок до пяти лет. «Первоначальная наша задача — встретиться с должником, провести переговоры и понять его возможности, — указывает Мохначев. — Тогда мы сможем предложить ему наиболее приемлемую программу погашения». По мнению Мохначева, когда агентство выкупает у банка портфель проблемных кредитов, работа становится более правильной и эффективной.
Но когда коллекторы работают по агентскому соглашению, они ограничены сроками. «Какие-то банки могут дать два месяца на возврат задолженности, какие-то — четыре, — рассказывает Мохначев. — Этого времени не так уж и много».
Действительно — как можно мирным путем решить вопрос по погашению долга в 80 тыс рублей в течение двух месяцев при доходе заемщика в 20 тыс рублей? Задача не из самых простых. Очевидно, именно по этой причине, стремясь выдержать отпущенные банком сроки, некоторые сборщики долгов и «перегибают палку», насылая угрозами панику на заемщиков.
Собирать долги по закону
Похоже, отсутствие правового поля стало тяготить и самих коллекторов. Особенно теперь, когда работы у них невпроворот, а законодательство, единые стандарты работы и, соответственно, эффективность труда отсутствуют.
Евгений Бернштам рассказал, что по инициативе НАПКА была разработана Хартия профессиональных коллекторских агентств. Ее подписали десять ведущих игроков рынка, а основные принципы документа легли в основу проекта закона «О коллекторской деятельности». Осенью прошлого года в рамках НАПКА были приняты единые стандарты проведения сделок по уступке прав требования по банковским кредитам, документ был направлен двум банковским ассоциациям и в Центробанк.
Смогут ли все эти меры унять недобросовестных сборщиков долгов, воздействующих на заемщиков шантажом и угрозами? По словам Евгения Бернштама, законопроект содержит перечень жестких требований к коллекторским агентствам.
«Например, коллекторское агентство не может заниматься консультированием должников по вопросу избежания уплаты задолженности или ответственности за ее неуплату, — говорит Бернштам. — В состав органов управления агентства не могут входить лица с неснятой или непогашенной судимостью. Агентство обязано информировать своих работников о необходимости действовать только законными способами».
Важно, подчеркивает Бернштам, что в проекте закона определен порядок взаимодействия коллекторского агентства с должником. Существуют основные принципы, которые агентства должны соблюдать в своей работе, а именно: нельзя беспокоить должника в период с 23 до 6 часов; нельзя унижать его честь и достоинство. В проекте закона прописан запрет использования методов взыскания задолженности, причиняющих вред жизни или здоровью должника, его репутации и имуществу. Также сотрудники коллекторского агентства не вправе представляться должностными лицами органов государственной власти, использовать форменную одежду должностных лиц и знаки отличия. Кроме того, не допускается введение должников в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности и последствий отказа от ее погашения.
«Принятия закона о коллекторской деятельности можно ожидать к концу 2009 года», — говорит президент НАПКА.
«Вычислить» мошенника
На просторах Интернета можно найти множество примеров, когда заемщикам под видом коллекторов звонили… мошенники. Используя базы данных должников по банковским кредитам, полученные незаконным путем, преступники вынуждают своих жертв вернуть полную сумму долга — наличными, прямо на руки сотруднику «коллекторского агентства». Не очень просвещенные, но запуганные люди, случается, отдают мошенникам деньги, совершенно не подозревая, что действуют они вовсе не в интересах банка-кредитора.
Как же отличить добросовестного коллектора от мошенника? И как разобраться, что может себе позволить сборщик долгов, а что нет?
«Добросовестный коллектор ни в коем случае не будет использовать угрозы по отношению к заемщику, к членам его семьи, — объясняет Дмитрий Мохначев. — У сотрудника агентства, который проводит переговоры с заемщиком, обязательно должны быть копии соответствующих документов: реестр со ссылкой на кредитный договор между заемщиком и банком с указанием суммы задолженности, копия договора между коллекторской компанией и банком, доверенность от коллекторской компании, выданная ее сотруднику. Переговоры при личной встрече проводятся там, где будет удобнее заемщику, — у него дома, в коллекторском агентстве, на нейтральной территории».
«Вам звонит коллектор»
Специальный закон, как мы уже говорили, может быть принят лишь к концу года. Но что делать должникам сейчас? Как определить свои права и понять, что дозволяется коллектору, а что нет?
Руководитель юридической фирмы Wit & Wis Сергей Меланин считает, что должникам в первую очередь необходимо попытаться найти мирные способы разрешения ситуации, связанной с погашением задолженности. Но если коллекторское агентство откровенно «перегибает палку», угрожая должникам и оказывая на них психологическое давление, необходимо эффективно защищаться. Для этого существует несколько четких правил.
- При контакте с представителем коллекторского агентства (телефонном звонке, встрече) необходимо предложить ему представить документы, подтверждающие его право требовать возврата задолженности. Если разговор ведется по телефону, заемщик может предложить коллектору направить копии соответствующих документов по почте. Также следует попросить представить документы, подтверждающие размер задолженности, расчет суммы штрафных санкций, процентов и т. д.
- Если заемщик не имеет возможности погасить полностью всю сумму, ему стоит выразить свое несогласие с суммой штрафных санкций, предложив разрешить спорный вопрос в судебном порядке. В данной ситуации очень важно однозначно указать на невозможность решения вопроса во внесудебном порядке и на то, что дальнейшие переговоры бессмысленны.
- В случае если звонки коллекторов продолжаются, необходимо сообщить им, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так и было на самом деле), а также разъяснить положения ст. 163 УК РФ «Вымогательство».
- В том случае, если звонки не прекратились, необходимо подготовить жалобу в правоохранительные органы, в которой необходимо изложить фактические обстоятельства.
- Если представители коллекторского агентства решили нанести личный визит домой к должнику и звонят в дверь, впускать их не следует. Если они пытаются вскрыть или выбить дверь, угрожают, то эти действия образуют состав уголовного правонарушения — необходимо сразу же вызывать милицию по телефону 02. Все угрозы коллекторов нужно записывать на диктофон.
- Для правильного общения с представителями коллекторских агентств необходимы спокойствие, выдержка, уверенность. Зачастую эти люди имеют опыт оперативной работы и очень легко распознают неуверенность и страх.
- Очень важно понимать, что банк или коллекторское агентство — это коммерческие организации, которые ограничены в своих действиях рамками исключительно гражданского законодательства. Они не вправе изымать имущество, входить без разрешения в квартиру или дом и совершать иные действия, направленные на ограничение прав заемщиков.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru