Бывший министр труда Геннадий Меликьян будет одновременно инспектировать банки и надзирать за происходящем в них. Но банкиры считают, что вскоре у них может появиться новый надзиратель.
Вчера ЦБ сообщил, что руководителем Комитета банковского надзора (КБН) Банка России утвержден зампред Геннадий Меликьян. Приказ о назначении датирован 19 сентября, а вчера уже сам Меликьян подписал два приказа — об отзыве лицензии у Русского банка имущественной опеки и небанковской кредитной организации «Кумост-Инкасс». При валюте баланса не более 350 млн руб с 2005 г. «Кумост-Инкасс» выдала клиентам наличными 8,1 млрд руб и перевела иностранцам 76,6 млрд руб за товары, проданные вне России. Именно борьбой с теневыми явлениями в экономике объяснил убийство Козлова Владимир Путин.
Став председателем КБН, Меликьян останется и руководителем Главной инспекции кредитных организаций, сообщил представитель ЦБ, не объяснив, почему выбор пал именно на него. Связаться с самим Меликьяном вчера не удалось.
КБН не может долго оставаться без руководителя, поскольку он должен визировать текущие решения по надзору, будь то санкции или меры экстренного реагирования на ситуацию в каком-либо банке, объясняет один из чиновников. Главу КБН, по закону о ЦБ, назначает председатель Банка России из числа членов совета директоров банка. В ЦБ структуру комитета не раскрывают, но банкиры рассказывают, что он состоит из одиннадцати человек. Помимо Козлова, в него входило еще три члена совета директоров: зампред, руководитель главной инспекции кредитных организаций Меликьян, зампред Виктор Мельников и руководитель Главного московского теруправления Константин Шор. Решения КБН принимает тайным голосованием.
Меликьян плотнее других из этой троицы работал с Козловым, отмечает один из финансистов. Куратор надзора в ЦБ подвергается большому давлению, а Меликьяну, обладающему политическим опытом, будет проще противостоять различным нападкам, добавляет один из чиновников. «Я знаю его как кристально-честного человека. Знаю, как он живет — при своем положении он мог бы жить гораздо лучше», — считает другой госслужащий. Профессионализм Меликьян доказал, возглавляя службу инспектирования при отборе банков в систему страхования, и это могло стать решающим фактором при выборе Игнатьева, поскольку политика ЦБ в области надзора, очевидно, не изменится, считает зампред банковского комитета Госдумы Владислав Резник.
За всю историю существования банка России всем банковским надзором и одновременно инспектированием банков займется один человек, обращает внимание зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. Надзорные полномочия в ЦБ распределены между тремя службами: выдачей лицензией, регистрацией эмиссий, согласованием руководителей занимается департамент лицензирования и финансового оздоровления. Главная инспекция кредитных организация (ГИКО) занимается проверками банков. При этом в задачи ГИКО входит лишь сбор информации о банках и ее изучение, а анализом отчетности занимается надзорный департамент, также изучающий отчетность банков, направляемую в ЦБ. Меликьян сохранит за собой руководство службой инспектирования и будет курировать два других департамента, добавляет близкий к ЦБ источник.
Несколько банкиров считают назначение Меликьяна временным. Надзор может возглавить
Министр, банкир и инспектор
Карьера 59-летнего Геннадия Меликьяна весьма разнообразна. В 1977—1986 гг. он поработал на Совет Министров СССР по труду и социальным вопросам, а в 1986—1989 гг стал помощником зампредседателя Совета Министров СССР. Перед самым развалом СССР он занялся реформами, став членом, а потом зампредседателя Госкомиссии Совета Министров СССР по экономической реформе. С 1992 по1997 гг он был министром труда, а 1997 г. стал банкиром, заняв пост зампреда правления Сбербанка. После «Сбера» Меликьян перешел в ЦБ и тут его прежним коллегам сильно досталось. По итогам проверки «Сбера» перед включением в систему страхования банк получил из ЦБ многостраничный акт с претензиями. «Заключение проверяющих удивительно: оказывается, наши кредитные риски не всегда адекватны, а до середины прошлого года у нас отсутствовала система внутреннего контроля, — возмущалась первый зампред правления Алла Алешкина. «Сбер» объявил претензии безосновательными, а аудиторы при налюбательном совете «Сбера» перепроверили выводы ЦБ и признали их неверными, рассказывал руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович.
Покушение на Андрея Козлова, курировавшего в ЦБ надзор за банками, произошло вечером 13 сентября. На следующий день он скончался в больнице. 20 сентября расследование было передано Генпрокуратуре, о его результатах пока ничего не известно.
Василий КУДИНОВ
РЕПЛИКИ
«Время новостей», «Человек системы»:
Участники рынка считают кандидатуру Меликьяна оптимальной и рады, что заниматься банковским надзором будет человек из ЦБ, а не чиновник, пришедший извне. «Конечно, все мы думали, кто после смерти Андрея Козлова возглавит банковский надзор, — говорит первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. — Меликьян единственный человек в ЦБ, который мог занять эту должность. Поэтому для меня его назначение не стало неожиданностью».
«Из всех зампредов ЦБ Геннадий Меликьян, пожалуй, единственный, кому не нужно ничего объяснять про банковский надзор, — отмечает президент, председатель совета директоров банка «Российский Кредит» Дмитрий Еропкин. — Ведь Меликьян руководит главной инспекцией по кредитным организациям и не раз сталкивался с самыми сложными случаями по отзыву лицензий у банков. Я думаю, это очень верное решение — назначить на эту должность человека, который прекрасно понимает, что такое банковская система. С банками нужно говорить на языке банков. Думаю, что приглашение человека со стороны, например из силовых ведомств, было бы неверным решением».
Отметим, что после того, как в прошлую пятницу на встрече с силовиками и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым президент Владимир Путин распорядился создать межведомственную комиссию под руководством Генпрокуратуры, участники рынка не исключали вероятности назначения вместо Козлова представителя какого-то из силовых ведомств. Впрочем, влияние правоохранительных органов на банковский сектор может усилиться и без прямого назначения в ЦБ. В частности, вчера официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева заявила, что в связи с расследованием убийства Андрея Козлова «ведутся проверки в банках». Вполне возможно, что с усилением влияния силовиков на банковскую систему возрастет и давление на ЦБ. «Я желаю ему успехов на этой должности, хотя прекрасно понимаю, что ему будет очень непросто. На него сейчас объективно будет оказываться очень большое давление», — говорит Олег Сысуев.
В то же время собеседники «Времени новостей» уверены, что
«Бизнес», «Новый банковский надзиратель»:
«Опрошенные «Бизнесом» эксперты считают, что Меликьян будет продолжать линию, начатую Андреем Козловым. При этом они отмечают, что он способен проводить достаточно самостоятельную политику в рамках регламента комитета банковского надзора ЦБ. «Работу банковского надзора и сами банки Меликьян знает не хуже кого-либо другого»,— говорит советник Московской международной валютной ассоциации Андрей Черепанов.
ЦБ не только нашел достойную замену Андрею Козлову, но и сделал определенный реверанс в сторону самих банков.
«Меликьян,— говорит предправления Инвестторгбанка Владимир Гудков,— очень много сделал для регламентации отношений между коммерческими банками и ЦБ. До него этим практически никто не занимался».
Ранее среди преемников Андрея Козлова источники, близкие к руководству ЦБ, называли зампредправления ЦБ Виктора Мельникова и руководителя ГУ ЦБ в Санкт-Петербурге Надежду Савинскую.
«То, чтоназначен не Мельников, безусловно, хорошая новость, потому что он всегда выступал за жесточайший контроль и тотальное администрирование банковской системы»,— утверждает собеседник «Бизнеса», пожелавший сохранить анонимность.
Сам Меликьян, говорит Черепанов, никогда не давал повода подозревать его в излишней жесткости. В свое время он выступал за снижение норматива для банков по отчислениям в фонд обязательного резервирования и поддержал предложения ЦБ по упрощению процедуры слияния банков».
«Газета», «Расстрелянному зампреду ЦБ нашли замену»:
«Почти 80% опрошенных «Газетой» банкиров назвали «во всех отношениях самым адекватным человеком» и «профессионалом, больше всех поднаторевшим в области банковского надзора», Александра Турбанова.
«Наиболее симпатичной мне фигурой был бы Турбанов», — сказал президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, разрешивший «Газете» назвать его имя. На фоне недавних событий в банковской сфере мало кто из респондентов хотел, чтобы его фамилия была упомянута в прессе, особенно рядом с комментарием, сравнительно оценивающим достоинства и недостатки чиновников высших эшелонов финансовой власти.
Глава Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев считает назначение Геннадия Меликьяна вполне логичным: «Фактически он был вторым человеком в надзорном блоке после Андрея Козлова. Он, на мой взгляд, всесторонне знает проблематику. А с учетом того, что статус главы комитета банковского надзора ЦБ подразумевает членство в совете директоров Банка России, было естественно выбирать кандидата из нынешнего состава совета директоров ЦБ». Получается, что если все-таки расширять список кандидатов на освободившийся пост, совершенно необходимо было бы сначала ввести нового человека в состав совета директоров ЦБ и лишь после этого продвигать его на должность главы надзорного комитета.
«Считаю Геннадия Меликьяна очень достойным профессионалом, — сказал «Газете» председатель наблюдательного совета НОМОС-Банка Илья Южанов. — Думаю, изменений курса, которого придерживался ЦБ, не произойдет. На мой взгляд, ЦБ будет и дальше достаточно жестко осуществлять контроль за соблюдением банковского законодательства».
«Коммерсант», «Временно надзирающий обязанности»:
«Назначение Геннадия Меликьяна на рынке восприняли как сигнал о преемственности. «Надзор, с одной стороны, должен карать, а с другой — поддерживать систему стабильной. И эту тонкую грань стабильности знают только люди, которые в этой системе росли. Именно поэтому мне кажется, что назначение Геннадия Меликьяна из всех вариантов наиболее логичный»,— заявил Ъ президент банка «Российский кредит» Дмитрий Еропкин. В свою очередь президент РСПП Александр Шохин отметил, что Геннадий Меликьян — «человек энергичный, профессиональный, доводящий дело до конца, и в этом плане решение ЦБ о назначении его главой надзорного блока абсолютно оправдано и верно». Господин Меликьян предпочел не комментировать свое назначение, отметив только, что он в любом случае не ожидает изменения надзорной политики ЦБ. «Какие-то трансформации, безусловно, возможны, но радикальных изменений не будет»,— пообещал Ъ новый глава КБН.
В то же время многие обратили внимание на то, что Геннадий Меликьян не получил еще одну должность своего предшественника — ранга первого зампреда ЦБ. Глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник считает это несущественным фактом: «Это очень условно — первый зам или нет». Однако источники Ъ в администрации президента говорят о том, что назначение Геннадия Меликьяна стало техническим, а должность первого зампреда ЦБ, курирующего банковский надзор, получит человек, который в большей степени сможет соответствовать требованию президента по усилению контроля в банковской сфере».
Фото: «Коммерсант»