Мосгорсуд вчера приступил к рассмотрению громкого коррупционного дела о вымогательстве у руководства банка «Российский капитал» взятки в $5,3 млн за снятие налоговых претензий. На скамье подсудимых — заместитель руководителя управления кредитных организаций Федеральной налоговой службы (ФНС) Олег Алексеев и ведущий юрисконсульт юридического управления Московского главного территориального управления (МГТУ) ЦБ РФ Алексей Мишин. Своей вины они не признали. Адвокаты подсудимых расценили возбуждение уголовного дела как результат «аморальных и провокационных действий банка с целью уйти от обоснованных налоговых претензий со стороны государства».
В зал заседаний 26-летний Мишин и 30-летний Алексеев шли, пряча лица. Первый натянул на голову вязаную шапочку, второй — кепку. Вскоре подсудимым пришлось повернуться анфас к судье. «Вы признаете свою вину?» — спросил их Валерий Новиков, после того как прокурор изложила фабулу обвинительного заключения. «Нет», — по очереди ответили подсудимые и заявили, что дадут показания в конце судебного процесса. «Я бы хотел сначала посмотреть, что есть у прокуратуры», — пояснил Алексеев.
Уголовное дело в отношении высокопоставленного сотрудника ФНС и юриста МГТУ ЦБ возбудили в 2005 году, после того как в ФСБ и службу собственной безопасности ФНС обратился председатель совета директоров «Российского капитала» Алексей Иващенко. Он рассказал, что с осени 2004 года банк пытается оспорить претензии ФНС по выплате НДС за 2001—2002 годы. Общая сумма претензий, включая штрафы и пени, составляла 2,1 млрд рублей (более $70 млн по курсу того времени), или около четверти всех активов банка. «Русский капитал» не отразил на лицевых счетах хранящееся в слитках золото стоимостью 5,6 млрд рублей. Фактически налоговики обвинили банк в том, что он совершал куплю-продажу драгметаллов, но не платил НДС. Руководство «Российского капитала» пыталось оспорить действия налоговых органов в арбитражном суде. Однако тот счел обоснованными предъявленные к кредитному учреждению претензии и обязал «Российский капитал» заплатить налоги. Как следует из материалов уголовного дела, после этого с председателем совета директоров банка Алексеем Иващенко связались Олег Алексеев и Алексей Мишин. Они заявили, что руководству банка грозит уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, а самому кредитному учреждению — процедура банкротства. Затем Алексеев и Мишин предложили за вознаграждение в $5,3 млн направить от имени ФНС в Минфин запрос и выяснить, кто из участников рынка драгметаллов — покупатели или продавцы — должен платить в бюджет налоги. Алексеев пообещал, что разъяснения будут в пользу «Российского капитала» и претензии по налогам с банка придется снять. Чиновники объяснили банкиру: из той суммы, которую он должен передать, лишь $1 млн достанется Алексееву за организацию запроса. Остальную часть денег получат высокопоставленные руководители Минфина и ФНС ($2,5 млн пойдет одному из замминистра финансов, а $1,8 млн — руководству ФНС). Деньги будут выплачиваться частями. Алексеева и Мишина задержали 17 октября 2005 года после их встречи с Иващенко в гостинице «Балчуг». Банкир принес в пластиковом кейсе обещанный аванс в $1 млн. Эту встречу, как и другие, засняли на пленку оперативные сотрудники. Обоим чиновникам предъявили обвинения по части 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору — от 7 до 12 лет лишения свободы). Кроме того, Мишину вменили в вину мошенничество. По информации прокуратуры, он ввел в заблуждение руководство МГТУ ЦБ: написал заявление, что у него нет собственного жилья, и получил двухкомнатную квартиру на Ленинском проспекте. На деле же оказалось, что Мишин владеет «трешкой» на Рублевке и «двушкой» в Крылатском.
В ходе слушания суд отклонил ходатайство защиты о проведении разбирательства в закрытом режиме (адвокаты, в частности, ссылались на то, что пресса формирует предвзятое мнение о виновности их подзащитных. — «Газета»). После этого заседание было отложено на 9 февраля. В этот день суд планирует приступить к допросу более сотни свидетелей со стороны обвинения. В их числе и Алексей Иващенко, который проходит по делу именно как свидетель, а не потерпевший. Адвокаты подсудимых надеются, что суд пойдет им навстречу и вызовет для допроса еще несколько человек, которых прокуратура отказалась внести в список свидетелей. Как сообщила «Газете» адвокат Алексеева Татьяна Акимцева, в ходе следствия ее подзащитный сознался в содеянном и раскаялся. «Он сообщил, что действительно хотел заработать, консультируя Иващенко, однако никаких денег не вымогал, никому не угрожал и никого не запугивал», — заявила адвокат. Алексеев, по словам юриста, думал, что в переданном ему портфеле не деньги, а документы. «Ни процедура банкротства, ни возбуждение уголовного дела не входили в круг его должностных полномочий и возможностей, — отметила Акимцева. — Ознакомившись с имеющимися в деле фоноскопическими экспертизами и видеозаписями встреч с Иващенко, мы не нашли ни одного доказательства угроз со стороны Алексеева». По словам адвоката, Алексеев, Мишин и Иващенко не раз встречались в гостинице. «Люди кушали, пили чай, говорили о работе, спорте и женщинах. Это не разговор вымогателей», — считает Акимцева. Говоря о Мишине, адвокат отметила, что у него были «приятельские отношения с Алексеевым, он думал о возможности в дальнейшем устроиться на работу в банк, такой как «Российский капитал», и потому был заинтересован в дружеских отношениях с его руководством». «Что же касается возбуждения уголовного дела, то мы считаем, что это результат аморальных, некорректных и провокационных действий со стороны банка «Российский капитал», который пытается уйти от обоснованных налоговых претензий со стороны государства, — подытожила Акимцева. — Мы надеемся, что суд во всем разберется».
Мария ЛОКОТЕЦКАЯ
РЕПЛИКА
Коммерсант, «Чиновников судят за увод от налогов банка «Российский капитал»:
«Вчера в Мосгорсуде начались слушания по делу замначальника управления кредитных организаций ФНС Олега Алексеева и юриста управления ЦБ РФ Алексея Мишина, обвиняемых в получении взятки в размере $1 млн от председателя совета директоров банка «Российский капитал» Алексея Иващенко. Подсудимые своей вины не признали.
После предварительных слушаний, которые проходили в Мосгорсуде в закрытом режиме (Ъ подробно рассказывал о них 17 января) и на которых обоим чиновникам продлили срок содержания под стражей на шесть месяцев, во вторник дело о коррупции начали слушать по существу.
Первым выступил представитель прокуратуры, который огласил обвинительное заключение по делу. Из него следовало, что 17 октября 2005 года чиновник Федеральной налоговой службы Олег Алексеев при пособничестве юриста МГТУ ЦБ Алексея Мишина получил от Алексея Иващенко в здании гостиницы «Балчуг Кемпински Москва» $1 млн «за действия, направленные на освобождение АКБ Российский капитал от требований налоговых органов». Налоговики собирались взыскать с «Российского капитала» $75 млн за нарушения, якобы допущенные при совершении операций с драгметаллами. Однако господа Алексеев и Мишин, узнав о проблемах банка, предложили его руководству за $5,3 млн организовать письмо из Минфина в ФНС, в котором содержалось бы требование не привлекать «Российский капитал» к финансовой ответственности. Миллион долларов в кейсе был первым траншем за решение проблем, но Алексей Иващенко счел, что требования чиновников являются завышенными, и обратился в ФСБ.
Господина Алексеева сразу же после получения взятки задержали сотрудники ФСБ России. Его напарника взяли под стражу чуть позже. Кроме этого гособвинитель сообщил, что помимо получения взятки сотрудник столичного Центробанка Мишин обвиняется и в совершении мошенничества с квартирами. Как заявил гособвинитель,«получив обманным путем ходатайство своего начальника о постановке его на учет по улучшению жилищных условий, Мишин заключил со своим знакомым гражданско-правовую сделку, согласно которой он якобы продал свою квартиру последнему». После этого Мишин, «пользуясь своим служебным положением и связями с руководством МГТУ ЦБ РФ», добился предоставления ему двухкомнатной квартиры на Ленинском проспекте, находящейся в распоряжении московского управления банка.
Когда обвинительное заключение было оглашено, судья обратился к подсудимым с вопросом: понятна ли им его суть? Господа Алексеев и Мишин ответили утвердительно, однако виновными себя не признали. После этого, несмотря на то что главный свидетель обвинения и потерпевший Александр Иващенко на суд не явился, был определен порядок исследования доказательств. Подсудимые Алексеев и Мишин решили выступить последними, после того как свои доказательства суду представит прокуратура. Следующее заседание в Мосгорсуде запланировано на 9 февраля».