Запутаться в партнерах

Дата публикации: 17.01.2011 00:05
7 405
Время прочтения: 6 минут
Источник
Banki.ru

Наличие у банка партнеров, через банкоматы которых также можно получать наличные на «родных» условиях, безусловно радует клиентов. Проблема только в том, что актуальный список таких банков можно отыскать лишь на задворках сайта кредитной организации или где-нибудь на стендах в ее офисе. А это означает, что факт расторжения партнерства клиент может оперативно и не заметить. И при очередном снятии наличных уплатить нежданную комиссию.

Клиент должен быть самостоятельным

Посетитель «Народного рейтинга» на портале Банки.ру под ником serge.s в декабре прошлого года попал в малоприятную ситуацию. Будучи держателем карты ВТБ 24, он обнаружил по двум снятиям наличных через банкомат партнера списанную комиссию. При этом ранее она не взималась на основании именно этого пресловутого партнерства. «Снимали деньги в банкомате Первобанка? — уточнили у него в центре клиентского обслуживания ВТБ 24. — С 17 ноября Первобанк не является банком-партнером, и за снятие наличных взимается комиссия в размере 2%, минимум 200 рублей».

Клиент, в свою очередь, уточнил, почему он до сих пор не знал, что Первобанк больше не «дружит» с ВТБ 24, и получил ответ: «Эта информация вывешена в отделениях банка и опубликована на нашем сайте, вам следовало следить за ней самостоятельно».

Действительно, когда кредитные организации заключают друг с другом партнерские соглашения, они стараются оповестить об этом максимальное количество людей. Выпускаются пресс-релизы, предлагается рекламная продукция и т. д. Но вот «развод» партнеров обычно происходит тихо и мирно, совершенно незаметно для глаз и ушей человеческих. И в итоге влияет на «пластиковые кошельки» клиентов.

Больше партнеров — хороших и разных

Достаточно большое количество крупных розничных кредитных организаций имеет партнеров, которые предоставляют возможность держателям карт снимать наличные на условиях своего банка. Так, владельцы дебетовых карточек «Уралсиба» при снятии наличных в банкоматах своего банка платят комиссию 0,3% от суммы (сотрудники зарплатных организаций вовсе освобождены от нее). Кроме того, у «Уралсиба» есть 240 банков-партнеров, общее количество банкоматов которых составляет 6 тыс. В банке не конкретизировали размер комиссии в банкоматах этих кредитных организаций, но заявили, что условия для держателей карт «Уралсиба» «льготные». В 2009 году его партнерами стали 20 банков, в 2010-м — 33. «По запросу клиента о наличии банкомата со льготными условиями могут проинформировать в колл-центре», — сказали в «Уралсибе».

У Промсвязьбанка таких банков-партнеров — 21. «Выдача наличных в наших банкоматах (включая устройства участников банковской группы Промсвязьбанка и банкоматы партнеров) за счет собственных средств производится без комиссии», — говорит заместитель начальника управления платежных карт банка Ирина Орлова. Она отмечает, что за 2010 год число банков-партнеров увеличилось на 30%. «Список банкоматов своевременно обновляется на нашем сайте при установке новых банкоматов банка-партнера или при подключении банкоматов нового банка-партнера», — подчеркивает Орлова.

НБ «Траст» имеет пятерых партнеров — банки «Стройкредит», «Югра» и «Солидарность», Роспромбанк и Петербургский Городской Банк. В их банкоматах комиссия с держателей карт «Траста» не берется, при этом с актуальным состоянием списка партнеров можно также ознакомиться только на сайте банка.

Партнерами Альфа-Банка выступают Инвестбанк и Уральский Банк Реконструкции и Развития. В банкоматах этих кредитных организаций, как и в устройствах «Альфы», снять наличные с дебетовых карт Visa можно без комиссии. Для карт MasterCard, выпущенных Альфа-Банком, партнеров нет, и при снятии наличных в других банкоматах комиссия составит 1—1,25%. «Информация размещается на сайте банка, а клиентам, пожелавшим получать информационную рассылку, направлялись e-mail-сообщения», — заметили в банке.

Партнером Московского Кредитного Банка выступает ЮниКредит Банк. Для держателей карт МКБ комиссий при снятии наличных нет. Для обладателей карт ЮниКредит Банка, в свою очередь, бескомиссионное снятие наличных возможно также в банкоматах МКБ. Кроме того, комиссию не придется платить, если пользоваться устройствами банков UniCredit Group в 17 зарубежных странах.

Многие банки являются членами НКО «Объединенная расчетная система» (ОРС), основу сети которой составляют электронные устройства и офисы Росбанка. В настоящее время в системе ОРС работают 46 кредитных организаций, около 50 находятся в различной степени готовности к подключению. Соответственно, все банки, входящие в ОРС, являются партнерами. В частности, СМП Банк не взимает комиссию, если держатель карты снимает наличные в своем банкомате, а при использовании устройства другого банка — участника ОРС комиссия составляет 0,5%. «Информация о том, что мы входим в ОРС и что это дает клиенту, есть на сайте, опубликована как новость в СМИ и на сайте, — заявили в СМП Банке. — Также это указывается в полиграфической продукции, планируем информировать клиента в ежемесячной выписке».

О своем участии в ОРС рассказали в Юниаструм Банке. «При снятии наличных в банкоматах банка по зарплатным картам комиссия не взимается, — говорит заместитель директора департамента разработки и внедрения розничных продуктов Вячеслав Максаков. — По кредитной карте Visa Classic (карточный продукт U-Pay) при снятии наличных за счет собственных средств комиссия составит 1%». При снятии наличных в банкоматах ОРС по картам, выпущенным в рамках зарплатных проектов, комиссия будет равна 0,5% (в иных банкоматах — 1,3%, минимум 5 долларов). По кредитной карте Visa Classic U-Pay при снятии наличных за счет собственных средств держателя комиссия составит 1% (в других банкоматах — 2%, минимум 175 рублей). «Узнать о месте расположения банкоматов ОРС можно на сайте системы», — уточняет Максаков.

У Сбербанка партнеров нет. Однако не стоит расслабляться и смело снимать наличные в любом банкомате розничного гиганта. Особенно начеку надо быть держателям карт Visa Electron и Maestro. Если операция проводится в банкомате, принадлежащем другому территориальному банку «Сбера», а не тому, где выпущены карты этого типа, то придется уплатить комиссию в размере 0,75%.

Не предупрежден и не вооружен

Практически нет в России банка, клиенты которого хоть раз не пожаловались бы на сложность и запутанность тарифов. То же самое можно сказать и о «банкоматном партнерстве». Являющееся по сути благом для клиента, оно может стать причиной финансовых потерь или простого недопонимания. Для того чтобы быть полностью уверенным в том, что комиссию платить не придется, необходимо каждый раз уточнять, а не выбыл ли банк, устройством которого уже длительное время пользуется клиент, из списка партнеров.

В ВТБ 24, клиент которого попал в подобную ситуацию, к проблеме отнеслись с пониманием после того, как serge.s разметил в «Народном рейтинге» свой гневный рассказ (который, кстати, был признан отзывом месяца). Сумма удержанной комиссии была возвращена на счет его платежной карты. Вместе с тем реалии таковы, что далеко не каждая кредитная организация может проявить подобное понимание и пресловутую клиентоориентированность. Но проблема остается проблемой — никакого удобства для клиентов в размещении актуальных списков партнеров на сайте банка или на стендах в офисах нет.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает такую форму уведомления клиентов ненадлежащей. «По большому счету неважно, является банкомат устройством партнера или не является, клиента должны предупредить о возможности взимания комиссии заранее, до осуществления трансакции, — заявляет он. — Сейчас банки ссылаются на то, что все соответствует договору. А в договорах обычно прописывается, что информация о комиссиях может висеть на сайте». Янин подчеркивает, что сегодня попытаться вернуть снятую таким образом комиссию можно только через суд. «И если судья посчитает подобную форму информирования надлежащей, то клиент ничего не получит, — предполагает он. — Если же не посчитает, то деньги можно вернуть. Но понятно, что из-за этих комиссий ни один здравомыслящий человек в суд не пойдет. Так банки и зарабатывают — пусть небольшие, но все-таки деньги».

«Мы надеемся, что когда-нибудь российские регуляторы, ответственные за сферу, связанную с банковской деятельностью, установят обязательность таких требований для банкоматов», — указывает Янин.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме