Копилка идей

Дата публикации: 08.02.2011 00:05
5 287
Время прочтения: 9 минут
Источник
Banki.ru

В чем сберегать заработанное — извечный вопрос как для бедных, так и для богатых. Разница только в масштабе сбережений и рисках. «Финансовый шок» способен всех быстро уравнять, показав, как из миллиардеров легко превратиться в миллионеры. С одной стороны, кризис продемонстрировал, как цены на активы могут падать, поэтому сидеть в одном активе (даже если это собственный бизнес) рискованно. С другой, рекапитализация доходов уже не совсем актуальна. Действительно, сигналы, которые подает экономика в данный момент, не слишком стимулируют состоятельных людей к тому, чтобы вкладывать частные доходы в свой бизнес, так как дополнительные инвестиции обоснованны на активно растущих рынках, а Россия, скорее, входит в период низкого экономического роста.

Неопределенность, напряженность, волатильность — все эти факторы, присущие финансовому рынку, не позволяют состоятельным клиентам полностью положиться на private banking. Необходимо начать самостоятельно разбираться в складывающейся ситуации.

Риски макросреды

Наблюдаемое восстановление мировой экономики и финансовых рынков есть результат «искусственного питания» в виде огромных денежных вливаний, осуществляемых мировыми центральными банками. При этом тренды, сформированные за кризисные и посткризисные годы, не только несут в себе определенные возможности для получения сверхдохода, но и хранят риски значимых потерь.

Какие индикаторы в настоящее время определяют динамику финансового рынка и доходность тех или иных финансовых инструментов?

Во-первых, состояние реального сектора, который демонстрирует слабые темпы роста и, соответственно, не обеспечивает гарантированную доходность финансовых вложений. Сохранение стагнации на рынках труда и в строительной индустрии развитых экономик не позволяет расслабиться. Даже наоборот, заявления представителей денежных и политических властей США и Европы на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе о том, что пик кризиса пройден, всегда сопровождались оговоркой: до окончательной стабилизации ситуации еще далеко. При этом в качестве приоритета указывалось сокращение дефицита бюджетов, а это приведет к еще большей стагнации спроса. Так что общий фон свидетельствует о перспективах крайне слабого роста в текущем году. Ситуация осложняется еще и тем, что оставить все как есть нельзя, потребительский спрос в Европе и США стагнирует, население предпочитает рассчитываться по долгам, а не начинать очередной потребительский бум, финансовые рынки в случае прекращения программ количественного смягчения и государственной помощи вновь пойдут на понижение. В результате капиталовложения в расширение производства в нынешнем году, вероятно, не будут достаточно привлекательной инвестиционной идеей.

Во-вторых, разбалансированность денежного хозяйства в виде раскручивания эмиссионных процессов мировыми ЦБ и потери стоимости денег (из-за удорожания абсолютно всех биржевых товаров), необходимость выравнивания курсовых дисбалансов между юанем и долларом США. Все это вынуждает крупных инвесторов пересматривать критерии надежности финансовых инструментов. Количественные смягчения в США и программа помощи ЕЦБ отдельным странам еврозоны (PIIGS) призваны предотвратить разрушение стоимости активов, однако фактически разрушили основной принцип свободного рынка — саморегулирование. На фоне происходящего «спасения мировой финансовой системы» стоит уделить внимание двум основным идеям: зарабатывать вместе со спекулянтами (пока позволяет дешевое фондирование и удорожание активов) и держать основную часть накоплений (собственную кубышку) в инструментах, рассчитанных на фундаментальные принципы сохранения ценностей. При этом необходимо помнить, что идея спасения финансовой системы и, соответственно, финансовых институтов не очень сочетается с идеей зарабатывания денег для клиентов. Поэтому сами клиенты должны быть начеку.

В-третьих, долговой кризис, охвативший госфинансы всех ведущих мировых держав, вполне реальные угрозы снижения рейтингов (что уже почувствовала на себе Япония) говорят о необходимости осторожно относиться к таким «абсолютно» надежным бумагам, как государственные обязательства стран. Текущее администрирование рынков госдолга сохраняет риски дефолтов в средне- и долгосрочном периоде.

В-четвертых, изменение экономической карты мира: государства уже не делятся на развитые и развивающиеся, появляются новые сильные игроки (и их группы) — в частности, БРИК. Перегруппировка стран, а также валютные войны, переговоры и взаимные обвинения США и Китая способны привести к переустройству финансовой системы. Например, ревальвирование юаня уменьшит конкурентные преимущества китайского экспорта, раскрутит инфляционную спираль на товарных рынках Европы и Соединенных Штатов, сократит спрос на сырье и металлы и т. д. Ослабевание позиций США и европейских стран на мировой арене и появление новых перспективных игроков говорит о необходимости пользоваться моментом: все больше финансовых инструментов и возможностей вложения средств предлагают Китай, Бразилия, которые, даже с учетом замедления экономического роста, из-за перспектив выравнивания валютных дисбалансов в мире будут все более ликвидны и привлекательны.

В-пятых, усиление администрирования финансовых рынков диктует применение стратегии «зарабатывай, пока дают». Реализуется идея восстановления стоимости активов, в том числе для «своих». Финансовые институты могут быть озабочены улучшением своей финансовой устойчивости, а не зарабатыванием для клиентов. При этом не стоит забывать и о рынках, где действуют особые механизмы (например, рынок серебра, где примерно 40% позиций на Comex контролируется четырьмя трейдерами). В итоге зачастую движения на рынке не согласуются с фундаментальными трендами, а доходность на финрынке не подкрепляется успехами в реальной экономике.

Сам себе управляющий

Макроэкономическая ситуация такова, что в современном мире финансовые институты реализуют идею «спасения и выживания» после кризиса. Поэтому принцип «каждый за себя» весьма актуален. Состоятельным людям придется изучить несвойственную большинству тему финансовых вложений, так как полностью положиться практически не на кого.

Даже имея скромное желание сохранить сбережения от обесценивания, нужно очень постараться найти достойные инструменты, так как «тихой гавани» на финансовом рынке фактически нет. Существующие риски диктуют необходимость осознанной стратегии финансовых вложений со стороны самого собственника, исходя из его восприятия риска и ожидания доходности.

Высокая волатильность при низких процентных ставках, отсутствие действия прежних корреляций между динамикой стоимости активов, чрезмерное администрирование рынков — все это предполагает, что собственник сбережений должен самостоятельно сформировать инвестиционную стратегию, сочетающую консервативные вложения с зарабатыванием на волатильности и даже спекуляциях. Эти реалии финансового рынка подразумевают диверсификацию портфеля по нескольким направлениям инвестирования.

Консервативные инвестиции

Часть инвестиционного портфеля состоятельным людям необходимо размещать в надежных и ликвидных инструментах, обеспечивающих максимальную сохранность сбережений и защиту от разных кризисных явлений. Эту часть можно расценивать как своеобразные частные золотовалютные резервы. В качестве критерия выбора подобных инструментов рассматриваются базовый актив, ликвидность актива, соотношение риск/доходность, валютное измерение. Инструментами консервативных инвестиций могут быть:

— депозиты в разных валютах (в надежных банках), желательно наиболее стабильных, таких как швейцарский франк, возможно йена и даже менее ликвидные норвежская и шведская кроны и т. п.;

— ставка на глобальные тренды. Например, обесценивание бумажных денег и валютные войны приводят ко все большему влиянию золота как инструмента сохранения ценностей в активах от центральных банков до частных лиц. Причем нужно учитывать, что здесь возможны варианты: физическое золото (слиток или монета), ОМС, бумаги специализированных фондов (к примеру, ETF) — все эти инструменты имеют разную степень риска. Также необходимо решить, в какой валюте приобретать инструменты в золоте и, возможно, в серебре. Другой долгосрочный тренд — устойчивый спрос на товары и услуги жизнеобеспечения, что делает привлекательными вложения в акции агрохолдингов, инфраструктурных компаний и т. п. Сюда также можно отнести инвестиции в нефинансовые активы (например, совладение коммерческой недвижимостью, дающей рентный доход).

Умеренно рискованные инвестиции

Для части портфеля можно принять определенный риск вложений, реализовав инвестиционную идею «воспользоваться моментом» с оглядкой на индикаторы, определяющие тренды в перспективе на срок до года (политика ФРС, ситуация с долгами в Европе и т. п.). Стоит воспользоваться текущей ситуацией безудержного оптимизма и эйфории инвесторов. Тем более неясно, как долго она будет продолжаться — возможно, еще есть время, хотя многие фондовые и товарные активы находятся уже почти у черты максимума или выше. Маячком в данном случае могут служить изменение позиции по государственным финансам в Европе или Соединенных Штатах, ситуация вокруг Китая, монетарная политика ФРС США. В качестве инструментов вложений могут выступать:

— покупка паев фондов корпоративных облигаций с хорошей репутацией;

— вложения в акции;

— вложения в товарные активы. Заходить на более узкие рынки (например, сельскохозяйственной продукции) стоит только при более высокой склонности к риску и выборе опытного провайдера — доходность на них может значительно превышать доходность по более ликвидному сырью, однако специфика рынка требует соответствующей квалификации.

Спекулятивные вложения

Здесь, скорее всего, можно реализовать инвестиционную идею игры на краткосрочной волатильности рынков. Самостоятельно участвовать в формировании спекулятивного портфеля не имеет смысла. Лучше определить, какую часть средств вы готовы инвестировать в высокодоходные и крайне рискованные финансовые инструменты, а затем выбрать управляющую компанию с агрессивной стратегией и внимательно отслеживать моменты фиксации прибыли. При появлении подобных сигналов стоит немедленно закрыть спекулятивные позиции. В качестве ключевых инструментов здесь могут выступить операции с фьючерсами, опционные контракты. Но предпочтительнее действовать через специализированные управляющие компании.

Конечно, «занятые» люди не могут сами реализовать такие стратегии.

Как выбрать агента на рынке

Обслуживание состоятельных клиентов, которое принято называть private banking, значительно отличается в России от мировой практики. Такие понятия, как приватный банк, ответственность владельцев, партнерские отношения через участие банка в инвестиционных рисках клиентов, специальное законодательство и т. п., здесь пока не реализованы. В России private banking находится в стадии формирования, в большинстве банков он сводится к VIP-обслуживанию.

Вот на какие моменты имеет смысл обратить внимание в первую очередь при выборе агента по услугам private banking:

— состав услуг. Помимо особых условий обслуживания, наиболее важны в настоящий момент предоставление услуг консультирования (инвестиционные рекомендации, стратегия инвестирования, программы диверсификации портфеля, хеджирования рисков), управление портфелем, а также выполнение технических функций по реализации стратегии инвестирования и управления. В идеале услуги private banking должны сочетать комфорт и выгоду для клиента;

— спектр предлагаемых инвестиционных продуктов. Важно выяснить, насколько широка продуктовая линейка в банке, имеется ли доступ к различным сегментам финансового рынка, инструментам хеджирования. Важно, как построена система — предлагается ли стандартный набор продуктов или выстраивается продуктовая стратегия под клиента. Практикуется ли использование модели «открытая архитектура», то есть подбор и комбинирование лучших из существующих на рынке продуктов для клиента;

— человеческий фактор, грамотность персонального менеджера, его функционал. В банках, как правило, сложилась система узкой специализации: существуют специалисты по отдельным рынкам — стратег по долговому рынку, стратег по валютному и т. д. Текущий момент диктует необходимость универсального менеджера, который должен разбираться во всех предлагаемых инструментах, понимать складывающиеся тренды и факторы, их определяющие, предлагать универсальные решения по всей линейке финансовых инструментов;

— дополнительные условия по управлению ликвидностью клиента. В силу волатильности рынков можно «зависнуть» в активе, и возможность перекредитоваться будет очень кстати;

— оплата услуг. В условиях повышенных рисков инвестирования в большинство финансовых инструментов важен размер комиссии, которая уплачивается за управление активами клиентов. Чтобы побудить банк или управляющую компанию к достижению максимальных выгод для клиента, более целесообразно смещение комиссионной нагрузки на доходы от управления активами. Таким образом, плата за услуги private banking будет платой за успех.

Елена МАТРОСОВА, директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок группы БДО в России, специально для Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме