В пятницу крупнейшие российские банки — Сбербанк и ВТБ — провели в Москве годовые собрания акционеров. По традиции миноритарии ВТБ были настроены более радикально и просили выкупить их акции по цене размещения. Акционеры Сбербанка выступили больше в роли клиентов, выразив недовольство низкими ставками по вкладам и очередями в отделениях.
«Докажите, что не жулик»
Собрание акционеров Сбербанка в этом году проходило спокойнее, чем в прошлом. Возможно, на настроение миноритариев повлияло увеличение уровня дивидендов по сравнению с 2009 годом, или просто большинство вопросов, которые волновали акционеров, остались прежними: низкие ставки по вкладам, очереди в отделениях, размер выплат членам наблюдательного совета и т. д.
Как обычно, президент Сбербанка Герман Греф начал свое выступление с перечисления достигнутых результатов и планов на будущее. В частности, он отметил, что банк в прошлом году выпустил 50-миллионную карту, а в этом намерен стать лидером российского рынка кредитных карт. Еще одна из задач — выход на зарубежные рынки. «Наш банк слишком большой, чтобы развиваться только внутри страны, поэтому в рамках нашей стратегии мы планируем выход на рынки других стран», — с гордостью сказал Герман Оскарович.
Размер дивидендов по отношению к прибыли за прошлый год увеличился на 2 процентных пункта и составил 12,08%, или 21,1 млрд рублей. «Это рекордные выплаты», — отметил Греф. Он также похвалился, что Сбербанк недавно вошел в сотню самых дорогих брендов мира.
За речью главы Сбербанка последовали выступления его заместителей: Антона Карамзина, отчитавшегося о финансовых результатах, и Беллы Златкис, рассказавшей о внесении изменений в устав банка. Также с докладом выступил председатель комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка Антон Данилов-Данильян, который отчитался об итогах выездных заседаний комитета в регионах.
Зачитывать вопросы акционеров и отвечать на них ведущий собрания — председатель Банка России Сергей Игнатьев — предложил Герману Грефу. Первый же вопрос касался улучшения сервиса. «Планирует ли Сбербанк организовать работу в отделениях в воскресные дни?» — зачитал Греф.
Свой ответ он начал с того, что уже сейчас более 9 тыс. точек работает по субботам, а около 1 тыс. — по воскресеньям. «Причем спектр предоставляемых услуг такой же, — отметил он. — Дальнейшее увеличение числа работающих по выходным отделений будет проходить не в ущерб экономике банка».
Другой акционер пожаловался, что банк взимает с него комиссию в размере 30 рублей за платежи в пользу госорганов. Герман Греф пояснил, что если речь идет о налоговых платежах, то они, «к сожалению банка, бесплатны». «Мы ведем разговоры с Минфином, чтобы компенсировать наши потери», — подчеркнул он и посоветовал миноритарию сообщать о случаях взимания комиссии за проведение платежек в бюджет.
Сразу два вопроса касались ставок по вкладам. Один из акционеров поинтересовался, чем объясняется тот факт, что ставки по депозитам Сбербанка в два раза ниже инфляции. Греф намекнул в ответ, что повышение ставок по вкладам привело бы к ущемлению интересов акционеров. «Если мы выдаем ипотечные кредиты в рублях по ставке от 8% годовых, то мы не можем привлекать депозиты под 9%. Иначе не будет прибыли и дивидендов для акционеров», — предупредил он.
Другого акционера волновали более конкретные вопросы: «Когда ставки по вкладам начнут расти? Докажите, что вы не жулик, как назвал вас премьер-министр». «Мне ничего доказывать не надо», — обиженно ответил Греф, добавив, что фраза премьера была шуткой в адрес Сбербанка. «Я себя жуликом не считаю, — продолжил он, проигнорировав вопрос про повышение ставок. — Готов ответить по каждому вопросу. Мы заслуживаем уважительного отношения за те результаты, которые показываем акционерам».
Еще одна тема, на которую было задано несколько вопросов, — это приватизация госпакета акций Сбербанка. Акционеров интересовало, в каком виде она будет проходить и как скажется на котировках его бумаг. Здесь уже вмешался Сергей Игнатьев. Он сказал, что у ЦБ такие же интересы, как и у других акционеров. «Мы не собираемся продавать акции по дешевке, деньги сейчас не нужны, нефть дорогая, бюджет в этом году будет с профицитом, поэтому мы будем продавать пакет аккуратненько, чтобы это не оказало негативного влияния на котировки акций», — успокоил собравшихся Игнатьев.
Также от акционеров поступали вопросы, которые имеют к ним косвенное отношение, например зачем Сбербанк купил «Тройку Диалог», каковы перспективы появления в России универсальной электронной карты и какие планы у банка по работе за пределами российского рынка. Были и личные вопросы. В частности, одного из акционеров волновала оплата его труда в банке, другой просил о личной встрече с Германом Оскаровичем. «Третий раз не могу к вам попасть», — пожаловался он.
Интересовало миноритариев и дальнейшее увеличение дивидендов. Один из них спросил Германа Оскаровича, когда можно будет жить на одни дивиденды от акций Сбербанка, на что Греф ответил, что это уже можно делать сейчас тем, у кого крупный пакет. «Пока у нас есть возможность работать, мы будем работать, а не стремиться жить на дивиденды», — добавил он.
Самая живая часть — выступления акционеров — в этот раз оказалась в целом безобидной для Сбербанка. Наиболее негативно был настроен только первый спикер — Юрий Дунин, который пожурил Сбербанк за низкие дивидендные выплаты по сравнению с другими госкомпаниями. «В «Роснефти» дивиденды составили 15%, в ВТБ — 14%… Давайте сравним с нашими 12%, а?» — обратился он к залу.
Также Дунин выразил возмущение выездными заседаниями комитета по взаимодействию с миноритариями. «Меня пугает активность комитета по взаимодействию с пенсионерами, — оговорился он, тут же исправив «пенсионеров» на «акционеров». — Особенно в части выездов. Эти поездки за чей счет? За личный? Тогда в комитете работают очень обеспеченные люди». Также он высказался о недопустимости проведения собраний акционеров Сбербанка и ВТБ в один день: «Конечно, это экономия для банка, но это нарушает права акционеров».
Выступавшие следом за ним акционеры Дмитрий Удалов и Владимир Статьин, которые являются членами этого комитета, пытались опровергнуть заявления своего предшественника и продолжили перечисление заслуг Сбербанка перед клиентами. Акционер Елена Курочкина пожаловалась на взимание комиссий банком при оплате услуг ЖКХ, а также на очереди. «У нас в Иваново в отделениях Сбербанка даже висит график, когда очереди меньше», — рассказала она.
«Отпустите нас за 13 копеек!»
Как и в прошлом году, общее годовое собрание акционеров ВТБ проходило в ГЦКЗ «Россия». Для участников мероприятия были организованы бесплатные автобусы, которые довозили их от станции метро, однако многим по незнанию пришлось добираться самим. Представители банка приветливо встречали всех входивших и объясняли, как пройти к стойке регистрации, как — в буфет, как — в зал. Начало собрания было намечено на 12:00, и некоторые миноритарии, приехавшие в «Лужники» к самому началу регистрации, то есть за два часа, уже успели устать.
Если прикидывать на глаз, то акционеров, решивших посетить собрание, было очень немного — зал был заполнен едва ли на четверть. Пришедшие люди занимали партер, а члены наблюдательного совета ВТБ — президиум на сцене. На высоте, в окружении больших экранов с символикой ВТБ и изображением синего неба и белых облаков, члены президиума казались людьми из совершенно другого мира. Акционеры спокойно изучали содержимое выданных на регистрации портфелей, где был годовой отчет, бюллетени для голосования, формы заявок на выступление и на возможность задать вопрос и микрокалькуляторы.
Собрание началось практически вовремя — в 12:05. Вел заседание член наблюдательного совета ВТБ — первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. Он призвал всех ораторов придерживаться регламента и говорить «поэнергичнее», чтобы осталось побольше времени для прений и вопросов акционеров. Кстати, ответы на вопросы предполагалось дать лишь в конце собрания.
Первым из 14 пунктов повестки дня было утверждение годового отчета ВТБ за 2010 год. Выход главы банка Андрея Костина на трибуну акционеры восприняли сдержанно, и все время его выступления в зале было довольно тихо. Костин рассказал о том, что прошедший год был непростым для банковского сектора, однако группа ВТБ смогла перейти от убыточности к прибыльности. По его прогнозам, чистая прибыль группы в 2011 году превысит 80 млрд рублей, по итогам 2010-го ее объем составил 54,8 млрд.
Костин также посетовал на то, что, наверное, в этом году группе не удастся сохранить докризисные темпы роста объемов бизнеса. Однако упор будет сделан на повышение качества и эффективности работы. Кроме того, глава ВТБ заявил, что доля «плохих» долгов в кредитном портфеле группы составила 8%, но в ближайшие
Финансовый директор ВТБ Герберт Моос вынес на утверждение акционеров распределение прибыли ВТБ за 2010 год, а также рассказал о дивидендах и вознаграждении членов наблюдательного совета. Чистая прибыль банка составила 43,343 млрд рублей, из них на выплату дивидендов направляется 6,067 млрд. За вычетом отчислений в резервный фонд сумма нераспределенной чистой прибыли оказалась равна 36,595 млрд.
Вознаграждение членам наблюдательного совета — негосударственным служащим предлагалось выплатить в размере 2,3 млн рублей каждому. К удивлению акционеров, Алексей Улюкаев заявил, что отказывается от этого вознаграждения — несмотря на то, что подпадает под категорию негосударственного служащего. Такое же решение принял и глава ВТБ Андрей Костин.
Относительно спокойная обстановка в зале стала более нервозной, когда начались выступления акционеров. Как и раньше, миноритариев волновало то, что за четыре года цена акций ВТБ, приобретенных ими в ходе «народного IPO», никогда не поднималась до уровня цены размещения — 13,6 копейки. Кроме того, болевыми точками были низкий размер дивидендов, несправедливая, по мнению выступавших, выплата вознаграждения членам набсовета и невозможность обратного выкупа акций банком.
Миноритарный акционер Нусима Чикина пожаловалась, что с 2007 года получила дивидендов на сумму 600 рублей. «Если бы я деньги, на которые купила акции, внесла на банковский депозит, получила бы больше!» — заявила она и добавила, что предлагает на выплату направить не 6 млрд, а 12 млрд рублей. «Мы столько лет ждали, когда банк наконец-то принесет нам дивиденды!» — воскликнула она.
Госпожа Чикина также указала, что, по ее мнению, в набсовете ВТБ не должно быть сотрудников банка, там место представителям государства и акционерам. «Я вношу свою кандидатуру на включение в состав наблюдательного совета!» — заявила она.
Другой миноритарный акционер сказал, что цена размещения акций, продержавшаяся лишь первые дни, «явно дутая». «У меня нет надежды на то, что после четырех лет ожидания банк рассчитается с народом, — посетовал он. — Дело уже не в прибыли, хотя бы вернуть свое!» Держатель акций ВТБ высказал мнение, что в обмане миноритариев участвуют и власти и что руководство страны должно уйти в отставку. «А для этого надо, чтобы они поняли, что мы не быдло и что с нами надо считаться», — заявил он. Акционеры зааплодировали. А Алексей Улюкаев подчеркнуто спокойным тоном попросил выступающих обсуждать вопросы, непосредственно связанные с ВТБ.
Между тем в зале стали появляться люди, державшие в руках зеленые портфельчики с логотипами Сбербанка: собрание акционеров крупнейшего финансового института страны завершилось раньше, и те, кто также является обладателями акций ВТБ, приехали к самому разгару собрания. Выглядели они довольно спокойно и даже несколько умиротворенно — очевидно, что в «Сбере» такие страсти не кипели. Некоторые миноритарии ВТБ, однако, покидали зал, посчитав, что далее здесь присутствовать нецелесообразно.
Особенно пронзительным было выступление одного пожилого акционера, который чуть ли не на коленях слезно просил: «Отпустите нас за 13 копеек, мы 15 не дождемся уже! И вам станет легче, и нам, и мы будем молиться в храмах за ваше здоровье! Или запишите нас в набсовет, чтобы мы хотя бы 200 тысяч получали…»
Акционер-активист Алексей Навальный призвал Андрея Костина и Алексея Улюкаева не отказываться от вознаграждения. «Возьмите деньги и начинайте работать!» — потребовал он. Навальный также напомнил, что уже три года расследует сомнительную сделку по покупке «ВТБ-Лизингом» буровых установок , а ВТБ, по его мнению, отказывается этим заниматься. В конце своей речи блогер призвал акционеров голосовать против предлагающегося распределения прибыли и избрания наблюдательного совета.
«Необходимо подавать в суд и требовать признать проведенное IPO мошенничеством! — потребовала одна дама из акционеров. — Нам никто уже ничего не отдаст!» А другая женщина заявила, что приобрела акции ВТБ в надежде осуществить свою мечту — совершить кругосветное путешествие. «Но эта мечта не осуществится», — резюмировала она.
В конце собрания, когда все уже изрядно устали, руководители банка отвечали на вопросы акционеров, переданные в президиум в письменном виде. Герберт Моос рассказал, что нераспределенная прибыль будет направлена на увеличение капитала банка, для того чтобы удалось осуществить задуманное и повысить прибыль в этом году. Прибыль же, по его словам, будет влиять на рост рыночной цены акций.
Андрей Костин отвечал на вопросы в очень быстром темпе, поскольку их было много, а времени — мало. Глава ВТБ сказал, что ему нравится идея выплачивать вознаграждение членам набсовета не деньгами, а акциями — по его мнению, такой подход повысит их мотивацию. Также он одобрил предложение включить представителя миноритариев в наблюдательный совет. «Я готов поддержать заявку миноритариев в Минэкономразвития, но решение будет зависеть от правительства», — подчеркнул Костин. Он также предположил, что цена акций ВТБ на уровне 11 копеек достижима в ближайшее время, хотя аналитики считают, что она составит 10 копеек. К 2013 году цена может дойти до 15 копеек. «Но прошу не воспринимать мои слова как официальное заявление президента банка», — уточнил он.
После того как собрание было объявлено закрытым, акционеры сразу же потянулись к выходам. Лишь небольшая их часть собралась в группы, некоторые обступили Алексея Навального. Активист, правда, сослался на острую нехватку времени, но, уходя, посоветовал акционерам на следующее собрание приносить с собой тухлые помидоры. Многие участники мероприятия были разочарованы: горячие, резкие выступления ничем не закончились. «Весь пар ушел в свисток!» — с горечью сказала одна женщина.
Татьяна АЛЕШКИНА, Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru