Борьба с отмыванием становится все более обременительной для банков. Последние поправки к антиотмывочному законодательству привели к тому, что банкам придется полностью переписать правила внутреннего контроля, затем, скорее всего, столкнуться с ростом претензий от ЦБ, а последующие штрафы расписать не только на руководство, но и на рядовых сотрудников.
Не самые оптимистичные перспективы работы по соблюдению новых норм антиотмывочного законодательства банкирам на их недавней встрече с руководством Банка России обрисовал заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский. Как следовало из его выступления, в ближайшее время банкам придется переписать ранее утвержденные правила внутреннего контроля (ПВК) — ключевого документа банков по борьбе с отмыванием и финансированием терроризма. Дело в том, что поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ), вступившие в силу с 29 сентября, предусматривают, что ПВК должны быть разработаны с учетом требований, а не рекомендаций ЦБ, как сейчас. Таким образом, сначала регулятору надо преобразовать свои рекомендации в требования, а потом банкирам — изменить в соответствии с ними свои документы. ЦБ уже начал выполнять свою часть работы. Сроки, в которые нужно будет уложиться банкам, будут определены позже по согласованию с Росфинмониторингом, пояснил господин Ясинский.
Предстоящую масштабную работу по разработке новых ПВК законодатели попытались компенсировать банкам путем отмены требования о согласовании правил с ЦБ и ФСФР. Соответствующие поправки к антиотмывочному закону 26 октября были одобрены Советом федерации, скоро должны быть подписаны президентом и, по оценкам Банка России, могут вступить в силу уже в середине ноября. Это уберет серьезный бюрократический барьер, на преодоление которого банки тратят много времени. Однако отказ от процедуры согласования ПВК имеет не только плюсы, но и минусы. «Процедура согласования при всех «но» была определенной страховкой для банков от рисков предъявления претензий относительно содержания ПВК в дальнейшем. Существует понимание, что отказ от этого инструмента увеличивает вероятность возникновения ситуаций, когда позиции банков и регулятора относительно содержания правил могут не совпасть»,— указал Илья Ясинский.
По мнению банкиров, рост таких несовпадений на практике чреват значительным увеличением санкций к банкам со стороны ЦБ. Причем избежать их, даже если нарушения технические, невозможно: с 2011 года санкции к банкам за несоблюдение антиотмывочного законодательства зафиксированы в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) и являются обязанностью, а не правом ЦБ. В такой ситуации комментировать происходящее представители даже крупных банков предпочитают на условиях анонимности. «Устранив чехарду с согласованием правил внутреннего контроля, банки обременили увеличением разногласий с регулятором: если раньше многочисленные претензии территориальных управлений по содержанию правил внутреннего контроля можно было попытаться отбить ссылкой на то, что правила были согласованы самим ЦБ, то теперь такого подспорья у банков не будет»,— указывает глава службы внутреннего контроля банка из топ-20. «Выиграв в одном, мы существенно потеряли в другом, лишившись предварительной «проверки качества» ПВК со стороны ЦБ, притом что наибольшие сложности в согласовании правил возникали при общении с ФСФР»,— отмечает другой банкир.
Как ранее сообщал «Ъ», неизбежность жестких (вплоть до дисквалификации) санкций даже за технические нарушения привела к оттоку из банков квалифицированных сотрудников в области борьбы с отмыванием уже по итогам первого полугодия текущего года — то есть еще до описанных поправок. Связанный с ними риск увеличения спорных ситуаций и последующих санкций может усугубить и без того непростую ситуацию, прогнозируют банкиры. Особенно на фоне того, что 26 октября Совет федерации одобрил еще и поправки к КоАПу, существенно расширяющие круг работников банков, к которым могут быть применены санкции за несоблюдение 115-ФЗ. Если раньше это были только руководители банков и профильных подразделений, то после вступления поправок в силу санкциям будут подлежать и рядовые сотрудники, так или иначе причастные к проведению операций, контроль за которыми оказался недостаточным или был сочтен таковым. «Получается, что если в банке форс-мажорно «легла» IT-система и какие-то сообщения, причем не приведшие в реальности к отмыванию, не были направлены или были направлены позже срока, то оштрафовать по 115-ФЗ до 30—50 тыс. руб. могут технического специалиста,— рассуждает топ-менеджер одного из крупнейших банков.— Какое вообще отношение такая логика имеет к борьбе с отмыванием?»
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА