В минувшую субботу в Гостином Дворе в Москве Сбербанк праздновал 170-летний юбилей. К этой дате была приурочена конференция, посвященная новым технологиям управления и тому, что, по мнению участников мероприятия, сможет изменить мир. Как выяснилось, мир сможет изменить коллективный разум.
Открывая представительное мероприятие, на котором присутствовали светила политики, экономики, социологии и науки, глава Сбербанка Герман Греф произнес короткую вступительную речь. «Если бы Сбербанк был человеком, это было бы очень солидным возрастом, — заявил он. — Но банк обязан всегда оставаться молодым, динамичным и конкурентоспособным. Для этого необходимо постоянное совершенствование, работа над собой, разработка и освоение новых технологий, в том числе и управленческих». Выступавший первым премьер-министр Владимир Путин, названный главой Сбербанка «главным гостем», не удержался от шутки.
«Если бы Сбербанк был человеком — вполне вероятно, на него нашелся бы Раскольников за это время, — заметил он. — Этого тоже нельзя исключать. Но для учреждения это не много и не мало, это все-таки солидный возраст».
Глава правительства обратил внимание на то, что за последние несколько лет Сбербанк сделал «серьезные и заметные шаги в своем развитии». Путин высоко оценил вклад Сбербанка в экономику России и отметил позитивные изменения, которые сейчас происходят с крупнейшим банком страны. «Тот, кто первым овладевает перспективной технологией, получит конкурентные преимущества, сможет стать полноправным участником рынка, а в известном смысле может формировать правила игры, — подчеркнул Путин. — Это касается не только технической оснащенности компаний и предприятий, но и в огромной степени управленческой сферы. И в этой части Сбербанк также добивается заметных успехов».
В частности, российский премьер отметил формирование сети современных центров сопровождения клиентских операций Сбербанка, которые обрабатывают информацию, дают заключение, проводят платежи. Также он обратил внимание на введение системы оценки эффективности сотрудников, которая призвана выстраивать максимально удобную форму взаимодействия не только между руководством кредитной организации и сотрудниками, но и с потребителями банковских услуг, привлекать наиболее талантливых, креативных, знающих специалистов. «Добавлю, что теперь в оценке эффективности работы банка и его служащих сможет принять участие и каждый клиент. И предоставление права голоса вкладчикам считаю очень хорошей, плодотворной инициативой», — подчеркнул Путин. В своем ответном слове Греф упомянул о краудсорсинге и о том, что для Сбербанка это не является «некоей абстракцией».
Объяснять буквально, что такое краудсорсинг, глава Сбербанка не стал, однако в предоставленных на конференции материалах этому понятию уделено большое внимание. Краудсорсинг — это методика создания условий для совместной работы неограниченного числа людей (тысяч, десятков тысяч) с использованием сетевых технологий для решения сложных задач, в том числе задач проектирования будущего.
Греф рассказал о трех типах краудсорсинга, которые в последнее время стали применяться Сбербанком. Первый тип — это так называемая Биржа идей, куда может отправить свои предложения каждый сотрудник Сбербанка. Как правило, идеи касаются повышения производительности труда либо снижения издержек. «Таким образом, за 2010 год мы сэкономили и заработали на 27,4 миллиарда рублей больше, чем в предыдущем году, — заявил президент, председатель правления банка. — И это эффект, который будет сохраняться из года в год. В текущем году эффект, который дали нам наши сотрудники в виде своих идей, уже примененных за девять месяцев, — 7 миллиардов рублей дополнительно». По прогнозам Грефа, к концу текущего года совокупный эффект от краудсорсинга может составить 17 млрд рублей. «Это совершенно осязаемые результаты, которые дает использование энергии интеллекта наших сотрудников», — подчеркнул он.
Второй тип — это поиск перспективных людей, когда с помощью специальных технологий оценки персонала компания ищет самых талантливых сотрудников для того, чтобы продвигать их внутри организации. По словам Грефа, все 20 тыс. менеджеров банка прошли оценку, и теперь известен «потенциал каждого из них в деталях». Глава Сбербанка указал, что до конца этого года будет запущен проект, в рамках которого любой житель России сможет заявить о себе, и, если он попадет в «зеленую зону», его примут на работу в банк.
Третий пример краудсорсинга, который привел в пример Греф, — благотворительность. «Это проект, совместный с фондом «Подари жизнь» для помощи детей, больных лейкемией, — сообщил он. — Мы выпустили совместную кредитную карту, которую получили миллионы наших клиентов. Определенная часть от каждой трансакции по такой карте перечисляется на счет фонда. Таким образом, в прошлом году мы собрали 250 миллионов рублей и порядка 9 миллионов долларов».
Затем слово было предоставлено американскому писателю, профессору журналистики в университете Northeastern, научному сотруднику Гарвардского университета Джеффу Хауи, который считается одним из создателей термина «краудсорсинг». Он рассказал о том, как создавалось это понятие и в чем заключается его философия. Глава Сбербанка добавил от себя случаи из практики известнейших мировых компаний. Как, например, известной компании Palmolive никак не удавалось разработать метод фторирования зубной пасты. Исследовательский центр компании бился над этой проблемой целый год, но результатов не достиг. Тогда был брошен клич в Интернете — и российский молодой физик представил свою идею. Она оказалась весьма дельной, проблема была решена, россиянину было заплачено 25 тыс. долларов. «Компания же сэкономила на этом сотни миллионов долларов», — подчеркнул Греф.
В качестве второго примера он привел Пентагон, которому необходимо было изобрести принципиально новую модель бронемашины. Новая машина была разработана за три месяца, над идеями трудились 35 тыс. человек из различных штатов США. По словам главы Сбербанка, на такие исследования обычно уходят пара лет и около миллиарда долларов. «На это было потрачено несколько миллионов долларов, — указал он. — Краудсорсинг — это новые решения. Это очень быстро и очень дешево».
Владимиру Путину необходимо было покинуть конференцию до ее окончания, поэтому ему предоставили слово еще раз — для небольшого комментария. Глава правительства обратил внимание на защиту прав участников краудсорсинга. «Когда получается замечательный эффект за очень маленькие деньги, получается продукт за 25 тысяч долларов, который стоит миллионы долларов, — в этом случае участники процессов краудсорсинга должны подумать о том, как обеспечить свои социальные права, — указал он. — Боритесь за повышение заработной платы!»
Идея краудсорсинга вызвала бурную дискуссию и обсуждение среди участников и гостей конференции. «Как вообще все это совместить — вот эту свободную конкурентную среду, полностью открытую для идей, и иерархическую корпоративную структуру, унаследованную из далекого прошлого?» — такой вопрос был задан первым Герману Грефу. Он ответил, что, по его мнению, этот инструмент может быть использован любыми структурами, и достаточно эффективно.
Известный телеведущий Владимир Соловьев выразил беспокойство по поводу того, каким образом можно оценивать по-настоящему перспективные предложения. «Как мы из этой гениальной бесконечной человеческой способности порождать идеи отберем действительно здравые? — спросил он. — Те, кто находятся рядом с нами, зачастую самые парадоксальные и самые верные идеи отбрасывают как сумасшедшие. Коллективный разум не есть проявление гения, к сожалению». Однако участники конференции выразили уверенность в том, что краудсорсинг в этом плане совершает революцию: он предоставляет участникам права экспертов, с тем чтобы именно они были тем «фильтром», который отделяет конструктивные идеи от информационного «шума».
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru