Мода на корпоративные блоги добралась и до российских банков. На днях Банк Проектного Финансирования» (БПФ) открыл виртуальный дневник в блогхостинге «Живой Журнал» (ЖЖ). Подобные планы вынашивают Альфа-Банк, ВТБ 24 и некоторые другие крупные банки. Умелое использование блогов поможет банкам наладить неформальное общение со своими клиентами.
Банк Проектного Финансирования (БПФ) входит во вторую сотню российских банков (чистые активы — 11,5 млрд руб.,по итогам 1 полугодия 2007 года — данные Allbanks и Интерфакс-ЦЭА .
Блог — это сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Слово произошло от английского weblog — «веб-журнал». По данным Яндекса, в 2007 году в Рунете зафиксировано более 2 млн блогов. Из них активных более 800 тыс. Ежегодно блогосфера Рунета увеличивается в 3 раза. Если так продолжится и дальше, то уже в следующем году в Рунете будет 10 млн блогов. На 4 октября 2007 года наиболее популярными сервисами для блоггеров являются LiveJournal, LiveInternet, Блоги@Mail.Ru, Diary.ru, Love¦Planet, Рамблер•Планета, Beon.ru, Jamango.
То, что хотели знать, но боялись спросить
На блог-пространстве с банковскими дневниками не густо. Корпоративный виртуальный журнал имеет екатеринбургский Банк24.ру. Но тот не обновляется почти год. Корпоративный дневник есть и у инвестбанка «Тройка Диалог». Но посвящен он отнюдь не основной деятельности компании, а ее техническому оснащению.
На этом фоне новость об открытии Банком Проектного Финансирования своего корпоративного блога в Живом Журнале прозвучала интригующе. В анонсе банк пояснил, зачем ему понадобился дневник. «Здесь все желающие могут узнать последние новости банковского мира, задать свои животрепещущие вопросы и получить на них ответы профессионалов, — говорится в сообщении БПФ. — Наши топ-менеджеры и специалисты будут регулярно рассказывать о самых разных финансовых инструментах и их применении на практике».
По словам Алены Власовой, начальника управления по связям с общественностью БПФ, с помощью блога кредитная организация решила привлечь к себе внимание широкого круга пользователей интернета, рассказывая им про банки и финансы то, что «они хотели знать, но боялись спросить». БПФ активно развивается, открывает допофисы, и потому стремится стать ближе к народу. За контент и развитие журнала БПФ будет отвечать лично Алена Власова. Опыт в подобной деятельности, признается она, есть — это собственный сетевой дневник, который насчитывает 350 «френдов» («друзей» на сленге блогеров — Banki.ru). Впрочем, особых иллюзий в отношении того, что клиентская база серьезно увеличится за счет сетевого дневника, в БПФ не питают. «Мы просто хотим повысить лояльность клиентов к банку», — говорит
Все на блог-пост
Оказалось, что идея с блогерством давно привлекает банки. Так, в июне этого года Альфа-Банк стал спонсором русскоязычного сегмента ЖЖ — Livejournal.ru (права на управление принадлежат российской медиа-компании «Суп»). В рамках сотрудничества он разместил на сайте LiveJournal.ru свои рекламные баннеры и провел сквозное брендирование страниц, не затрагивая, правда, сами дневники, хранящиеся на LiveJournal.com, из опасений, что это может не понравиться аудитории ЖЖ.
В Альфа-Банке не исключили возможность открытия блога в русскоязычном ЖЖ. «ЖЖ — это яркий представитель нового всемирного тренда, который теперь развивается и в России», — говорит руководитель направления новых технологий и альтернативных каналов рекламы Альфа-Банка Елена Соина. Отвечая на вопрос, что интересного банкиры находят в блогах,
О собственном блоге всерьез подумывает и ВТБ 24. «В банке сейчас разрабатывается концепция корпоративного блога. Если ее одобрят [руководители банка], журнал будет открыт в следующем году», — сказал Banki.ru руководитель отдела интернет-проектов ВТБ 24 Михаил Галушко. Вероятнее всего, проект будет реализован на самостоятельной платформе, но банк планирует его трансляцию на всех известных блог-хостингах.
В ВТБ 24 надеются, что блог позволит более плотно и неформально общаться с аудиторией, которая мало интересуется официальными банковскими новостями. Журнал планируется сопроводить интересными историями из жизни топ-менеджеров и фактами, которые никогда не войдут ни в один официальный пресс-релиз. Читатели корпоративного дневника будут получать ответы из первых рук, что, по мнению
В свою очередь, хостеры торопятся открывать специальные площадки для общения банков с клиентами. Например, на информационном портале Banki.ru в течение года действует альтернатива блогам — «горячая линия», где клиент и банк общаются в режиме «вопрос-ответ». Первым преимущества обратной связи испытал на себе Абсолют-Банк. «Из этого общения мы черпаем для себя массу полезной маркетинговой информации о наших клиентах: что их беспокоит, не устраивает, настораживает», — говорит руководитель управления маркетинга Абсолют-банка Дина Сулейманова.
Впрочем, «горячей линией» Banki.ru не ограничится — в ближайшие полгода информационный портал предложит банкам завести на сайте традиционные блоги, причем бесплатно.
Партизанский журнализм
Рассуждая о пользе блогов, никто из банкиров и экспертов, тем не менее, не рискует оценить реальное влияние дневников на деятельность банков. «Фиксируемое увеличение продаж за счет блога вряд ли можно замерить, поскольку ни у кого пока нет таких методик, — заверяет Михаил Галушко из ВТБ 24. — Решение о выборе финансовых услуг люди принимают под действием целого набора факторов». Однако же он не сомневается, что блог — сильный имиджевый инструмент, помогающий продажам.
Чтобы оценить влияние блогов, нужно сначала определиться с тем, что это есть такое, продолжает мысль директор по стратегическому развитию компании «Суп» Эдуард Шендерович. Блоги — это партизанский журнализм, говорит он, так как в блогосфере журналист находится на одной плоскости с читателем, напрямую, без посредников, доводя до него информацию. Для современных корпораций это важный момент, поскольку потребитель уже стал главной движущей силой экономики, уверен Шендерович. Компаниям важно наладить общение с ним на его же уровне. «Блоги, возможно, и есть та платформа, которая позволит это сделать», — заключает директор по стратегическому развитию компании «Суп».
Живой ресурс
Несмотря на привлекательность корпоративных блогов, удачных примеров такого рода откровенно мало. Так, по мнению Эдуарда Шендеровича, успешным корпоративным журналом является сообщество Intel в ЖЖ (http://community.livejournal.com/i_future), где обсуждаются мечты, что произойдет с высокими технологиями через 20—30 лет. Другие собеседники Banki.ru и вовсе не смогли указать на образцы для подражания в российской корпоративной блогосфере, что, впрочем, объяснимо. Создание сетевого журнала — процесс трудоемкий. «Чтобы блог развивался, он должен иметь аудиторию и людей, которые могут с этой аудиторией работать. Эти люди должны уметь создать интересный контент и завлечь людей в диалог», — поясняет
«Успешный блог сделать тяжело, — вторит им Михаил Галушко из ВТБ 24. — На его поддержание требуется больше сил и средств, чем на создание пресс-релизов». Заведя блог, просто так его не бросишь. В него нужно регулярно писать, отвечать на комментарии читателей. Поэтому компании, по словам
Никто не рискует прогнозировать, сколько лет понадобится российским компаниям, чтобы сделать блоги неизменным атрибутом своей корпоративной реальности. По мнению Эдуарда Шендеровича, это такое же неблагодарное дело, как и гадание, каким станет индекс Dow Jones через 5 лет. Сколько ни гадай, все равно промахнешься.
Светлана БАРСУКОВА