Терминалы не в чести

Дата публикации: 25.09.2012 11:00
4 941
Время прочтения: 6 минут

Доля россиян, которые не умеют пользоваться или не доверяют платежным терминалам, только растет. Об этом говорят данные исследования НАФИ, которое есть в распоряжении Банки.ру. Эксперты связывают «отток» интереса к терминалам с конкурирующими дистанционными каналами оплаты, в частности банковскими, и с недостаточной финансовой грамотностью плательщиков.

Согласно опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), жители России не доверяют платежным терминалам, а многие вообще не умеют ими пользоваться. Причем с каждым годом количество скептиков растет. По состоянию на август 2012 года 21% респондентов отметили, что не умеют пользоваться платежными терминалами. Для сравнения: полтора года назад эта цифра составляла 14%. С 8% до 18% также увеличилось количество опрошенных, считающих комиссии, взимаемые через терминалы, слишком высокими.

«Главная причина, по которой снижается популярность оплаты услуг через платежные терминалы, — высокая комиссия, — уверяет директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредит Банка Александр Вишняков. — В то же время через банкоматы и интернет-системы банков можно осуществить аналогичные операции практически бесплатно (комиссия редко превышает 1%). Кроме того, процесс начисления комиссии в терминалах не прозрачен, ее размер может стать известен на последнем этапе осуществления платежа: например, комиссия указана 3%, при этом мелким шрифтом указано дополнение, что такая комиссия взимается, если платеж превышает 2 тысячи рублей, а при меньших суммах комиссия может составить 10%».

По мнению Вишнякова, еще одним недостатком платежных терминалов является невозможность отказаться от проведения операции. 99% платежных терминалов не обладают функцией возврата денег, поскольку в таком случае стоимость технического устройства существенно возрастает. Банкир отмечает, что по этой же причине в обычных наиболее распространенных терминалах нет устройств, принимающих пластиковые карточки для осуществления платежей.

«За последние полтора года комиссии на платежных сервисах QIWI не повышались, — парируют в компании QIWI. — Более того, 25% терминалов нашей сети принимают платежи с 0% комиссии. В остальных случаях комиссию за платеж назначает агент (владелец терминала). Размер комиссии определяется рыночными условиями в конкретном регионе, к которым относятся аренда помещения, комиссии конкурентов, наиболее востребованные типы платежей в конкретной точке расположения терминала».

По данным НАФИ, каждый пятый респондент не уверен в надежности терминалов, 13% опрошенных не знают о возможности совершать платежи через терминалы. Столько же респондентов отметили, что рядом с их домом или местом работы просто нет платежных терминалов, а 5% опрошенных поведали, что в терминалах не реализована возможность оплаты нужной им услуги.

Как выяснил портал Банки.ру, платежные системы и даже некоторые банки уверены, что терминалы являются наиболее популярным средством для оплаты небольших платежей в нашей стране. «Платежные терминалы являются самым востребованным инструментом моментальных платежей в России, — уверены в QIWI. — Это неуклонно подтверждает статистика. Услугами только QIWI-терминалов в 2011 году воспользовалось более 80 миллионов человек». В компании также отмечают значительный рост использования банковских услуг через терминалы — например, таких как оплата кредитов, погашение задолженностей, банковские переводы и проч. Использование такого сложного сервиса говорит о явном росте доверия граждан к платежным сервисам, считают в QIWI. Это также показывает сумма среднего чека при оплате через QIWI-терминалы. Если в 2010 году она равнялась 163 рублям, то в 2011-м — уже 192 рубля.

«По нашим оценкам, платежные терминалы по-прежнему достаточно популярны среди населения, — подтверждает Александр Вишняков. — Основная причина — их широкое распространение. Россия в этом отношении представляет определенный феномен: количество терминалов в нашей стране в разы превышает аналогичные показатели в европейских странах. Такие показатели стали возможны благодаря активному развитию сотовой связи в России. Что касается финансовой грамотности, то на сегодняшний день трудно представить себе устройство более легкое в эксплуатации, чем платежный терминал. Доступный интерфейс, голосовое сопровождение, крупный шрифт позволяют даже представителям старшего поколения осуществлять платежи через терминалы».

Примечательно, что услугами терминалов, как правило, пользуются жители российских городов-миллионников от 18 до 44 лет. «Безусловно, в отношении более старшего поколения самым сильным сдерживающим фактором является низкий уровень финансовой и технической грамотности, — отмечают в НАФИ. — А вот более молодое поколение не стало активнее пользоваться платежными терминалами по другим причинам. Активные, молодые, трудоспособные россияне все больше осваивают пластик и все чаще используют его для безналичных платежей. Как мы видим, очень интенсивно развиваются зарплатные проекты, что, в свою очередь, стимулирует потребителей расплачиваться за товары и услуги именно картой. Благодаря зарплатным проектам растет и популярность интернет-банкинга. Платежные же терминалы востребованы там, где население больше использует наличные».

Как выяснилось, платежные системы применяют свои способы привлечения потенциальных пользователей терминалов. Например, компания QIWI старается информировать и обучать аудиторию старшего возраста посредством личных встреч, которые уже в этому году начала проводить в Московском регионе, а в будущем планирует и по всей России. Повышают привлекательность терминалов платежные системы и за счет увеличения количества провайдеров, в пользу которых принимаются платежи, а также за счет отсутствия комиссий и очередей при оплате штрафов и других регулярных платежей.

Опрошенные Банки.ру эксперты связывают невысокую популярность терминалов не только с финансовой неграмотностью плательщиков, но и с наличием у платежных систем конкурентов в виде кредитных организаций. «Популярность терминалов в последнее время снижается во многом из-за развития удаленных каналов, предлагаемых банками, — заявляет Андрей Алексахин, заместитель директора по развитию электронных услуг Альфа-Банка. — Ведь гораздо удобнее оплатить свой мобильный телефон, не выходя из дома, к тому же без комиссии».

Как оказалось, платежные системы не считают банки своими конкурентами, скорее, даже наоборот. «Банки не являются конкурентами платежных терминалов, — утверждают в QIWI. — Во-первых, у банкоматов и платежных терминалов совершенно разные задачи. Работа первых направлена на выдачу денежных средств, тогда как основная цель терминалов — прием платежей. QIWI активно сотрудничает с банками, предоставляя своим пользователям услуги по погашению кредитов, пополнению банковских карт и денежных переводов. Сейчас пользователям QIWI доступны сервисы более 150 банков. Широкая география представленности терминалов позволяет банкам, сотрудничающим с QIWI, сделать свои сервисы более доступными и привлекательными для клиентов».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме