Год не совсем мобильного банкинга

Дата публикации: 12.10.2012 13:30
2 673
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Источник
Banki.ru

По ожиданиям, 2012 год в России должен был стать годом мобильного банкинга. В это верили поставщики соответствующих решений, эксперты и банкиры. К этому же подталкивал российских финансистов и зарубежный опыт. Портал Банки.ру опросил разработчиков и банкиров на предмет того, оправдались ли их надежды.

По мнению бизнес-консультанта компании BSC (разработчик систем интернет- и мобильного банкинга) Дениса Пащенко, в 2012 году мобильных проектов в работе стало реально «много». Рост интереса со стороны заказчиков подтвердил и заместитель директора компании Qulix Systems Валерий Тихонович. В прошлом году Qulix реализовала только один «мобильный» проект (для ВТБ 24), а в текущем поступили заказы от шести банков. При этом все заказчики приняли решение о покупке мобильных решений практически одновременно, так что разработчику даже пришлось временно свернуть продажи — банально не хватило программистов.

Тем не менее в процентном отношении количество банков, предлагающих своим клиентам современные приложения для смартфонов, остается небольшим. По данным Дениса Пащенко, таких банков сейчас около 2%.

Это неудивительно, поскольку специализированных поставщиков решений для мобильного банкинга на рынке немного. Компании эти, как правило, недостаточно крупные для того, чтобы браться разом за десятки проектов. Кардинально изменить ситуацию на рынке мобильного банкинга им не под силу.

В следующем году системами мобильного банкинга обзаведется еще не более 2% российских кредитных организаций, уверен Пащенко.

С другой стороны, мобильные услуги клиентам предлагают многие банки. СМС-банкинг, а также универсальные Java-приложения и PDA-версии систем интернет-банкинга, годные для мобильного Интернета, по данным экспертов, имеются примерно у 15% российских банков и у почти половины организаций из топ-50.

Начальник отдела развития альтернативных каналов продаж «Райффайзенбанка» Татьяна Белозерова предложила считать не количество банков, предлагающих современные мобильные услуги, а долю обслуживаемого ими населения. По данным Белозеровой, все крупные федеральные банки, обладающие суммарно долей рынка в 40—50% по активам и пассивам, имеют мобильные приложения.

По мнению экспертов Райффайзенбанка, вопрос проникновения мобильных банковских технологий заключается не в их стоимости, а в доверии населения к проведению операций через смартфон. «В России, как и во всем мире, люди неохотно осуществляют операции по счетам через мобильные телефоны, но с большим желанием пользуются информационными сервисами (поиск отделений, банкоматов, курсы валют, остатки на счетах)», — полагает Белозерова.

Денис Пащенко уверен, что популярность информационных мобильных сервисов обусловлена не только запросами пользователей, но и тем, что банкам и поставщикам мобильных приложений не удается договориться о цене. Отсюда обилие дешевых систем, обладающих лишь информационным функционалом, без возможности совершения трансакций.

«Приложение-визитка, без совершения операций и отображения финансовой информации, позволяющее находить банкоматы и отделения, просматривать курсы валют и тому подобное, стоит недорого, около 10—20 тысяч долларов», — уточняет Валерий Тихонович. Если же дать возможность пользователям проводить операции через смартфон, то это уже полноценный мобильный банк, с соответствующими требованиями к защите, с интеграцией с другими системами банка. Такая «игрушка» обойдется кредитной организации уже в 80—120 тыс. долларов.

Возможно, банкиры не видят спроса со стороны клиентов на мобильные услуги, который и не позволяет окупать подобные проекты. «Мобильный банк — удобный канал для платежей и переводов, но он не один. У клиентов есть более привычные им способы совершения ежедневных, «бытовых» операций», — считает начальник управления трансакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка Мария Коханюк.

 

«Невысокий уровень проникновения мобильного банкинга среди мелких банков связан с тем, что зачастую у них количество пользователей не окупает затраты на внедрение приложений», — подтверждает предположение директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александр Базанов. В крупных структурах, по его мнению, с окупаемостью все более благополучно. «НОМОС», осваивая мобильный сегмент, делает ставку в том числе и на «экзотические» (для большинства рядовых клиентов) сервисы — торговлю драгоценными металлами.

В компании ADV/web-engineering отмечают, что мобильный банкинг недешев, в частности, потому, что банку необходимо следить за развитием разных устройств и мобильных операционных систем, обновляя соответствующие приложения, что сложно и дорого одновременно, для разных устройств (iPhone, Android, Windows и т. п.). Если же банк не успевает развивать все приложения параллельно с развитием платформ, это мгновенно замечают пользователи, что, конечно, негативно влияет на имидж банка. Так мобильная услуга вместо положительной роли в имидже может сыграть отрицательную. В ADV уверены, что выход — в переходе на интернет-технологию HTML 5, на базе которой можно будет создавать универсальные приложения, годные для любых мобильных устройств.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме