По сведениям Banki.ru, Океан Банк (бывший МПИ-Банк), специализирующийся на обслуживании через интернет, перестал принимать новых клиентов — как физических, так и юридических лиц. Приостановка произошла в самый разгар рекламной кампании его кредитных продуктов. В банке отказались комментировать мотивы неожиданного поступка. Эксперты считают, что «Океан» мог приостановить прием новых клиентов по требованию регулятора либо
ЗАО «Океан Банк» (лицензия № 1697) основан в 1992 году под именем МПИ-Банк («Коммерческий Банк Межотраслевой Промышленной Интеграции»). По данным ИА «Банки.ру» и агентства «Интерфакс-ЦЭА» на 1 июля 2007 года, занимал 425 место по размеру чистых активов (1,9 млрд руб.) В августе 2007 года получил новое название — «Океан Банк». Его акционерами являются физические лица: Гранкин В. В. (председатель Совета директоров, 19,9%), Гранкина Т. М. (19,5%), Толстов А. Н. (19,5%), Марков Б. А. (19,1%), Конькова Т. В. (13,0%), Юн И. А. (9,0%). Банк является участником системы страхования вкладов.
Как и многие небольшие банки, «Океан» пытается занять узкую нишу и специализируется на оказании услуг через интернет. Клиенты банка через его сайт могут оставить заявку на получение кредита, положить деньги на депозит, оплатить сотовую связь, осуществить денежные переводы через систему Ocean On-line, для использования которой не надо запоминать пароли, носить с собой ключевые дискеты, таблицы и другие устройства. Достаточно сообщить банку о желании воспользоваться системой, и на мобильный придет sms с разовым паролем.
Этим перечень услуг «Океана» не ограничивается. Каждый, кто открывает в нем счет, получает в подарок пластиковую карту, на которой можно не только хранить любые суммы, но и приумножать их: на остаток по карте банк обещает начислять до 7% годовых. Среди его сервисов встречаются и совсем редкие. Например, чат с сотрудниками организации, где можно задать вопрос и получить консультацию, не тратя время на телефонные разговоры.
Недавно Океан Банк начал масштабную рекламную кампанию. Еще 14 ноября его радиореклама в московском метрополитене призывала потенциальных клиентов заполнить на сайте анкету на получение «кредитки», сразу же узнать предварительное решение и забрать карту в офисе банка. Однако с 15 ноября «Океан» перестал принимать новых клиентов — как физических, так и юридических лиц. От официальных комментариев в Океан Банке отказались. В его call-центре корреспонденту Banki.ru сообщили, что тайм-аут связан с изменением его политики. «Мы продолжаем работать с нашими существующими клиентами, а работа с новыми временно приостановлена», — сообщили в call-центре. В департаменте клиентской политики причину приостановки объяснили техническими трудностями, заметив, что работа с новыми начнется не раньше начала следующего года.
У экспертов возникло несколько версий происходящего. Согласно одной из них, «Океан» решил ограничить свою деятельность
Другая версия объясняет приостановку приема Океан Банком новых клиентов техническими проблемами. «Поскольку «Океан» был ориентирован на интернет-банкинг, не исключено, что он столкнулся с техническими сложностями и взял тайм-аут, чтобы их решить», — полагает Самиев. Нежелание банка давать какие-либо комментарии связано с боязнью, что подобные объяснения усугубят его проблемы. Валерий Торхов предположил, что банк мог пострадать от атаки хакеров. «Поскольку значительную часть операций он осуществлял через интернет, такое вторжение могло дестабилизировать его деятельность», — отмечает он. В прошлом году перед Новым годом, напоминает Торхов, от подобных атак пострадали несколько банков.
По словам замначальника управления автоматизации банка «Московский капитал» Евгения Охременко, атака хакеров действительно может «заморозить» деятельность небольшого банка. «На восстановление уходит от нескольких недель до нескольких месяцев», — говорит он. Однако в данном случае, считает Охременко, банк мог пострадать и от сбоя серверного оборудования. «Масштабная рекламная кампания способна привести к наплыву клиентов, но технические мощности не всегда оказываются к этому готовыми», — резюмирует он.
Согласно еще одной версии, Океан Банк мог приостановить прием новых клиентов вследствие предписания Центробанка. Подобную меру регулятор в этом году вводил в отношении Сведбанка (входит в группу Swedbank) и Красбанка
Ряд экспертов считает более правдоподобной именно последнюю версию. «Допускаю, что у «Океан Банка» возникли какие-то разночтения с Банком России, — сказал на условиях анонимности один из банкиров. — Возможно, к этому приложил руку
По мнению большинства опрошенных, особых поводов для паники у клиентов Океан Банка нет. Во-первых, перед падением банкам свойственно «пускаться во все тяжкие». К примеру, привлекать вклады под самые высокие проценты. Рекламная кампания же «Океана» в основном призывает пользоваться его кредитами. Во-вторых, напоминает Павел Самиев из РА «Эксперт», в России действуют механизмы работы с проблемными банками. Например, система страхования вкладов. Сейчас в ней более 900 банков, среди которых порядка 8—10 кредитных организаций обычно имеют запреты на часть операций. Далеко не всегда у банков, в отношении которых вводились подобные запреты, отзывалась лицензия, сообщил Banki.ru замгендиректора АСВ Андрей Мельников. По его словам, обычно кредитным организациям хватает трех месяцев, чтобы устранить нарушения и, как правило, отзыва лицензии не следует.
По мнению собеседников Banki.ru, наиболее серьезным поводом для беспокойств являлась бы задержка банком платежей. Однако, по словам клиентов-юрлиц, с которыми удалось связаться Banki.ru, «Океан» сейчас выполняет свои обязательства в полном объеме. «То, что менеджеры банка не идут на контакт, конечно, тревожный симптом. Однако если банк выполняет обязательства перед существующими клиентами, — это хороший знак», — заключил Валерий Торхов из банка «Авангард».
Светлана БАРСУКОВА, Banki.ru