В чем привлекательность понятия «валюта»? В том числе и в том, чтобы назвать так водку, которая по ожиданиям производителей быстро станет популярной. Как выяснил портал Банки.ру, прославиться хочет известный «патентный тролль» Азамат Ибатуллин, регистрирующий обозначения «валюта», «национальная валюта», «абсолютная валюта», «наша валюта», «мировая валюта» и «твердая валюта».
Гендиректор омского ООО «Холдинговая компания «Бизнесинвестгрупп» Азамат Ибатуллин рассказал порталу Банки.ру, что собирается запускать производство пива и водки под названиями, включающими слово «валюта». «В России издавна водка была ходовой валютой, популярным средством платежа. Поэтому обозначение «валюта» вызовет доверие потребителей к алкогольной продукции», — пояснил он.
Патентный поверенный, гендиректор компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков считает, что у заявителя все может получиться, при этом финансистам здесь не на что будет обижаться. «Сочетание со словом «валюта», скорее всего, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака для финансовой сферы, поскольку в данном случае обозначение является описательным — характеризует товары или услуги, указывает на их вид, свойства, назначение или место производства, — сообщил Зуйков. — А для других классов, в частности алкогольной отрасли, — можно, если не окажется других препятствий».
С ним согласен адвокат, партнер юридического агентства «Правый берег» Илья Жабровский: «Считаю, что для данного класса регистрация товарного знака с наименованием «валюта» возможна, потому что такое обозначение не указывает на качество и вид этой продукции и считается фантазийным, то есть в конкретном случае не ассоциируется с валютой как денежной единицей какой-либо страны».
Правда, не факт, что цель Ибатуллина — собственное производство, а не продажа принадлежащих его компаниям товарных знаков другим лицам. Он славен тем, что пытался зарегистрировать известные обозначения, в числе которых «Анальгин», Playboy, IRN-BRU, Dr.Pepper, Orbit, Stimorol, «Пивоварни Ивана Таранова», «Солодов», а также пытался оспорить их использование правообладателями. Но на данный момент почти все попытки окончились неудачей. Ибатуллина даже причислили к «патентным троллям» — лицам, которые специализируются на регистрации товарных знаков и оспаривании их принадлежности, при этом реально не ведя производственной деятельности.
Однако Ибатуллин с этим спорит. «Чтобы запустить производство, особенно пива или водки, обязательным условием является владение раскрученным брендом. Конкуренция в сфере продажи алкоголя в значительной степени идет на уровне маркетинга. Как только нам удастся зарегистрировать серьезный товарный знак, убедившись, что никто не предъявляет по этому поводу претензии, мы сразу приступим к выпуску продукции», — утверждает он.
Пока, правда, практика показывает иное. Взять, к примеру, недавнюю историю с товарным знаком «национальная валюта». Его правообладателем является ООО «Пять озер», входящее в Алкогольную сибирскую группу (АСГ). Компания «Бизнесинвестгрупп» пыталась аннулировать регистрацию этого бренда в арбитраже, однако суд на данном этапе полностью отказал в удовлетворении иска.
Заинтересованность Ибатуллина, согласно решению Арбитражного суда Москвы от 2 октября текущего года, была мотивирована тем, что он подал заявку на регистрацию словесного обозначения «национальная валюта» в Роспатент. Истец настаивал, что АСГ свою «национальную валюту» долго не использовала (по Гражданскому кодексу правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно, если он непрерывно не использовался в течение трех лет). Оба этих фактора, по идее, являются достаточными основаниями для досрочного прекращения охраны указанного товарного знака нынешним правообладателем. Но суд счел, что это не так, основываясь, в частности, на представленных ответчиком накладных. На сайте АСГ товар под наименованием «национальная валюта» не указан, однако он существует.
Как пояснили Банки.ру в
По мнению Жабровского, успех регистрации «валютных» товарных знаков будет зависеть также от профессионализма патентного поверенного, который описал в заявке обозначение, его новизну и уникальность для алкогольной отрасли согласно Международной классификации товаров и услуг.
Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru