Со 2 апреля оплата проезда в столичном метро банковскими картами станет невыгодной. Цена поездки будет 28 рублей независимо от количества проходов через турникет. Обычные же проездные будут продаваться по прежнему принципу: чем больше покупаешь поездок, тем каждая из них дешевле. По данным портала Банки.ру, банкиры готовят жалобу в антимонопольные органы.
Пока что принцип оплаты поездок по банковским картам с транспортным приложением такой же, как и по обычным проездным: чем больше поездок покупаешь, тем меньше стоимость одной поездки. Но через две недели ситуация в корне изменится. Стоимость поездки по пластику будет фиксированной — 28 рублей. Количество проходов через турникет роли играть уже не будет. Банкиры опасаются, что в таком случае банковские карты проиграют по эффективности обычным проездным и утратят смысл для многих пассажиров метро.
Решение о таком нововведении со 2 апреля этого года столичное правительство приняло еще в декабре 2012-го, выпустив постановление № 707-ПП «Об утверждении тарифов на услуги при перевозке пассажиров и багажа общественным транспортом города Москвы». В нем говорится, что в период со 2 апреля по 31 декабря 2013 года стоимость поездки будет одинаковой (максимальной) независимо от количества поездок в течение календарного месяца. Но тогда на маленький абзац в середине текста большого документа мало кто обратил внимание. Поэтому в конце января ГУП «Московский метрополитен» за подписью главы организации Ивана Беседина разослало в банки, выпускающие карты с транспортным приложением, письма (одно из них есть в распоряжении портала Банки.ру), в которых напомнило о новых правилах.
На данный момент в число партнеров метрополитена входят 20 банков: Сбербанк, Банк Москвы, Ситибанк, Мастер-Банк, «Русский Стандарт», «Авангард», Газпромбанк, Альфа-Банк, Росбанк, «Открытие», «Ренессанс Кредит», «Уралсиб», МДМ Банк, «Зенит», СМП Банк, Московский Индустриальный Банк, Московский Кредитный Банк, РосЕвроБанк, Фондсервисбанк, Военно-Промышленный Банк. К официальным комментариям по обсуждаемому вопросу оказались готовы не все, но банкиры едины в своем мнении: банковская карта в этой ситуации проиграет обычным проездным. «Для сегмента клиентов, которые регулярно пользуются подземкой, в такой ситуации будет выгоднее покупать обычные карты для проезда в метро», — считает, в частности, директор департамента платежных систем СМП Банка Елена Биндусова.
Получив письмо Беседина, банкиры заволновались и стали искать способы убедить руководство Московского метрополитена и столичные власти в том, что банковские карты с транспортным приложением выгодны. Главное, чего банкиры не понимают — зачем метрополитену нужно искусственным образом ограничивать хождение таких карт. «Понятно, что покупка обычного проездного — это всегда предоплата. Пассажиры по банковским картам ездят в кредит, но это их персональные взаимоотношения с банками. Уже больше года банки ежемесячно перечисляют метрополитену предоплату, а в конце месяца рассчитываются по «хвостам», — удивляется Биндусова. Не видит логики в действиях Московского метрополитена и начальник управления пластиковых карт банка «Открытие» Юрий Божор. «Получается, что метрополитен тем самым идет вопреки государственной политике стимулирования безналичных платежей и создает более выгодные условия для покупки билетов за наличный расчет, — говорит он. — На мой взгляд, метрополитен просто не хочет заниматься более сложными расчетами, уменьшающими стоимость одной поездки при увеличении числа поездок в месяц».
Собеседники портала Банки.ру рассказали, что партнеры метрополитена — банкиры и производители карт пытались переговорить с властями на тему отмены «фикса» и оставления прежней системы оплаты поездок. «Предполагалась даже встреча с руководством столичного департамента транспорта. Но пока все безрезультатно», — сокрушается Биндусова. Тем не менее надежда на лучшее остается. «Есть вероятность, что к осени текущего года ситуация может измениться в рамках общей коррекции тарифной политики», — заявил предправления «Авангарда» Валерий Торхов на встрече топ-менеджеров банка с его клиентами в пресс-центре Банки.ру. А по информации собеседников Банки.ру, попросивших не упоминать их имена, партнеры Московского метрополитена планируют коллегиально обратиться в антимонопольные органы.
Так или иначе, отказываться от выпуска карт с транспортным приложением кредитные организации не готовы, поскольку это, несмотря ни на что, дополнительный и удобный сервис для клиентов. «Мы будем продолжать проект и надеяться на изменение ситуации, — сообщает Биндусова. — В любом случае людям, которые спускаются в подземку лишь периодически, иметь такую банковскую карту удобно: не надо, зайдя в метро, рыться в поисках мелочи и стоять в очереди. А это очень значительная часть держателей транспортных карт». С ней солидарен Юрий Божор: «От эмиссии карт с транспортным приложением мы не откажемся, хотя это и сейчас дорогой и далеко не самый выгодный продукт. Это дополнительный сервис для наших клиентов, среди которых достаточно тех, кто редко ездит в метро и на автобусе и при этом не хочет терять свое время, стоя в очередях за билетом».
Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru