Привет с Кипра

Дата публикации: 05.06.2013 07:00
4 052
Время прочтения: 5 минут

Апрель ознаменовался неожиданно высоким притоком средств на счета физлиц. Особенно активно россияне клали деньги на счета до востребования и на срок до 30 дней. Аналитики из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) предполагают, что прирост средств населения в банках стал отголоском банковского кризиса на Кипре. Вместо того чтобы переводить бонусы на офшорные счета, российские топ-менеджеры решили оставить их на родине.

Прирост вкладов физических лиц в апреле резко увеличился по сравнению с предыдущими месяцами и составил 3%. Апрель традиционно является месяцем, когда депозиты пополняются особенно активно.

«Именно в апреле как сами банки, так и крупные компании проводят выплату бонусов. В результате остатки на счетах физлиц существенно возрастают», — говорится в свежем бюллетене «Банки: статистика & экономика» Центра развития ВШЭ.

Больший прирост средств населения в банках наблюдался ровно три года назад, в апреле 2010-го. Тогда он составил 3,4% и также был обусловлен бонусной кампанией. При этом три года назад лидерами по росту остатков на счетах физлиц были частные банки (4% против 3% у банков, контролируемых государством). Сейчас пальма первенства принадлежит госбанкирам: 3,3% против 2,7% у «частников».

У нынешнего прироста есть особенность, отмечают авторы бюллетеня. Максимальный прирост средств продемонстрировали счета до востребования и на срок до 30 дней. Поступление средств на них увеличилось на 9%. Для сравнения: за предыдущие шесть месяцев прирост средств составлял всего 2%.

В Центре развития решили разобраться, почему произошла «бонусная аномалия». Для этого эксперты проанализировали, в каких банках прирост средств был наибольшим. Оказалось, что это пять кредитных организаций: Сбербанк (прирост остатков средств на текущих счетах физлиц составил 47%), Райффайзенбанк (19%), банк «Санкт-Петербург» (17%), Альфа-Банк (7%) и Газпромбанк (5%). То есть в лидеры по приросту попали самые разные кредитные организации — два банка с госучастием, один банк, близкий к властным кругам, один частный банк и одна европейская «дочка». Объединить все эти кредитные организации может только одно — изменения во внешнем мире, а именно ситуация с офшорами, пришли к выводу в Центре развития.

«Вряд ли кто успел забыть кипрскую историю, а тут еще подоспел и закон о запрете госчиновникам иметь заграничные счета. Поэтому мы с большой долей уверенности можем предполагать, что в апреле столь сильный рост средств на счетах в российских банках был связан, прежде всего, не с выплаченными рекордными бонусами, а с рекордными бонусами, выплаченными в российской юрисдикции», — пишут эксперты в бюллетене.

Если раньше топ-менеджеры банков и компаний предпочитали переводить вознаграждения в офшоры, то внезапно разгоревшийся банковский кризис на острове привел к необходимости срочного перенаправления финансового потока. Видимо, создать схемы для перевода денег в альтернативные офшорные юрисдикции за такое короткое время было непросто. Поэтому менеджеры решили разместить вознаграждения на счетах в российских банках. При этом велика вероятность того, что ряд чиновников решили перевести часть своих капиталов в Россию.

«Если наше предположение верно, то, во-первых, такое ускорение роста средств населения в банках носит локальный характер, а во-вторых, «сверхнормативные» деньги пока нельзя засчитывать в состав ресурсной базы российских кредитных организаций. Ведь, пока эти средства не институционализированы в виде срочных депозитов, их отток возможен в любой момент», — пишут авторы бюллетеня.

Сами банкиры считают, что на прирост срочных депозитов мог повлиять не только кризис на Кипре.

«В 2013 году рынок растет более высокими темпами, чем в 2012-м. Как следствие, растет и вознаграждение сотрудников компаний, что, в свою очередь, находит отражение в росте балансов по их счетам. На данную тенденцию также могла повлиять ситуация на Кипре, однако этот фактор не представляется нам решающим», — комментирует заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Степаненко.

«С такой трактовкой напрямую согласиться нельзя. Мы сезонно ожидали прироста средств в апреле — ввиду выплат во многих компаниях годовых бонусов», — говорит начальник отдела развития депозитных продуктов Альфа-Банка Марина Надточий.

Оценить влияние «офшорного» кризиса сложно, добавляет Надточий.

«Подтвердить или опровергнуть гипотезу про Кипр и зарубежные счета не можем. Но следует отметить, что переток средств с Кипра или зарубежных счетов в первую очередь должен был вылиться в приток в валюте, чего в Сбербанке не наблюдалось», — замечают в пресс-службе Сбербанка.

Из банка «Санкт-Петербург» и Газпромбанка ответы на запрос портала Банки.ру на момент написания статьи не пришли.

Гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова замечает, что российские банки могли привлечь дополнительные средства вкладчиков не только из-за офшорных скандалов. «Не надо забывать о самых банальных вещах. Европа по-прежнему находится в кризисе. А в России ставки по вкладам привлекательнее, чем за рубежом. Это могло стать стимулом для крупных вкладчиков», — поясняет Смирнова.

Действительно, в последние месяцы наблюдается прирост крупных депозитов, отмечает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. «Мы видим, что во многих банках крупные депозиты — свыше 200—300 миллионов рублей — растут», — говорит он.

По словам Дмитрия Мирошниченко из Центра развития, интрига с «бонусной аномалией» разрешится совсем скоро. «Ждать осталось совсем недолго: статистика ближайших пары месяцев покажет, каким образом распорядятся своими деньгами их хозяева, «непростые» физлица», — уверен он.

По мнению Мирошниченко, средства будут выведены из России. Этому способствует общая экономико-политическая ситуация, считает эксперт.

Матовников согласен с тем, что средства будут выведены, но причину указывает другую. «Практика показывает, что средства на срочных счетах не задерживаются: они либо идут на крупные покупки, либо переводятся на среднесрочные депозиты», — объясняет гендиректор «Интерфакс-ЦЭА».

Александра КРАСНОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме