Портал Superjob.ru по заказу Банки.ру провел опрос о том, что думают россияне по поводу введения специального символа для рубля. Выяснилось, что почти половина сограждан поддерживает данную инициативу. А вот эксперты из разных сфер настроены не так позитивно.
Согласно опросу Superjob.ru, 47% соотечественников считают, что российскому рублю нужен специальный символ, подобный тому, какие есть у доллара и евро. Лишь 25% опрошенных полагают, что данное нововведение не нужно, а остальные затруднились ответить. Опрос проводился среди 1 600 респондентов из числа экономически активного населения старше 18 лет.
Напомним, что 5 ноября Банк России предложил всем желающим проголосовать за графическое изображение рубля. На суд россиянам представлено пять вариантов, общественное обсуждение нового символа займет месяц. Это не первый раз, когда ЦБ озадачился выбором символа национальной валюты. В конце прошлого года регулятор уже пытался определиться, однако эксперты пришли к выводу, что ни один из трех предложенных вариантов не подходит.
Впервые предложение разработать символ российской валюты озвучивалось еще в
Что хорошо и плохо
Среди тех, кто отмечает необходимость введения спецсимвола рубля, большинство (20%) указывает, что символ поможет популяризировать национальную валюту, 16% задаются вопросом: «Чем рубль хуже доллара или евро?», а 12% полагают, что отдельный символ придаст рублю значение международной валюты.
В числе тех, кто не видит необходимости в создании спецсимвола, 17% утверждают, что рубль «никому не нужен», так как не является международной валютой, 14% уверены, что символ у рубля уже есть, а 11% не хотят плагиата («не надо уподобляться Западу»).
Кроме того, каждый десятый из опрошенных считает, что «рубль и так все знают» и что «нужна стабильность рубля, а не символ». Помимо прочего, многие респонденты поясняют, что создание особого обозначения для нашей валюты — это лишняя трата денег. 7% ответили, что в символе нет смысла и создавать его глупо.
Среди ответов встречались достаточно примечательные. Люди обращали внимание, что символ поможет рублю захватить мир и стать актуальной валютой для многих стран, а также поможет росту патриотизма и национального самосознания у населения. «Мы всегда должны стремиться, чтобы наша страна, Россия, была великой державой, а у великой державы должно быть все великое: гимн, флаг, народ, валюта и так далее. Чтобы все остальные узнавали российскую валюту, у нее должен быть специальный красивый и запоминающийся символ», — написал
Рублевые споры
«Введение спецсимвола для нашей валюты, на мой взгляд, сейчас не является жизненно необходимым:
Член правления и руководитель блока розничного бизнеса Промсвязьбанка Елена Махота положительно относится к инициативе введения символа для рубля. «В России в любом случае используется некий символ «Р.», просто он не является международным. Тем не менее наличие единого объединяющего символа помогает очень четко позиционировать валюту как внутри страны ее использования, так и на международной арене, помогает упростить взаимодействие и коммуникации между теми, кто проводит расчеты в этой валюте, — указывает собеседница. — Символы доллара США и евро имеют под собой определенную историю. Я думаю, что если с созданием символа рубля также будет связана
Управляющий директор BrandLab Александр Еременко полагает, что введение нового символа не повлияет на рост ВВП или снижение инфляции, но всем, кто связан с коммерцией, «будет, безусловно, в радость, так как сэкономит время и место». «И если драматизировать, то замена слова «рубль» или сокращения «руб.» до одного символа спасет стране тонны сэкономленной бумаги и леса, улучшит экологию, — добавляет собеседник. — Повысится настроение граждан, которым по роду деятельности приходится часто писать это длинное слово — «рублей».
Тем не менее Еременко считает чрезмерной столь масштабную кампанию по выбору символа. «Это не выборы президента страны. Для того чтобы решить вопросы некоторого удобства в деловом обороте, к широкому населению обращаться не нужно и даже вредно. Вопрос легко могут решить профильные ведомства с привлечением экспертов по финансам, маркетингу и дизайну. В противном случае дело пахнет популизмом и лишь характеризует Центробанк (если он инициатор данного проекта) как слабого управленца, у которого много свободного времени, — делится мнением эксперт. — А вообще, отдел маркетинга должен быть в любом крупном ведомстве, такую практику используют все развитые страны».
Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова уверена, что символ для рубля — это скорее моральная потребность, чем физическая, ведь по сути рубль имеет международное обозначение, равно как и другие валюты. «Но если до сих пор не было найдено идеального символа, который олицетворял бы рубль, может быть, и не нужно столь тяжких попыток, как в этот раз, — предлагает Бодрова. — Лет пять назад ЦБ уже пытался найти знак рубля, но и тогда попытки не увенчались успехом. Сейчас модно иметь
Управляющему партнеру Frank Research Group Юрию Грибанову нравится традиционное обозначение валюты — «руб.». По его мнению, для внутреннего рынка этого обозначения вполне достаточно и нет острой необходимости в введении специального символа. «Другое дело — вывод рубля на международную финансовую арену, в ряд валют международных расчетов и резервных валют. Для этих целей, конечно, необходим
А пока россияне не определились с символом нашей валюты, предлагаем вам ознакомиться с выбором экспертов.
«Конечно, вариант 2. Первый тоже конкурентный, но дело в том, что все прогрессивное дизайнерское сообщество
Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова:
«Универсальным и вписывающимся в канву других символьных значений выглядит вариант 1, но если есть цель выделиться среди других, то это номер 5. Остальные слишком сложны для постоянного использования».
Директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александр Васильчиков:
«На мой взгляд, ввести символ рубля — хорошее предложение, так как это внесет единообразие в обозначениях. Особенно это удобно там, где указывается перечень валют в знаках. Проголосовал за номер 2. Этот символ уже
Управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов:
«С эстетической точки зрения я не вижу принципиальной разницы между символами. Мне кажется, что наиболее целесообразно остановиться на втором варианте, предложенном студией Артемия Лебедева еще в 2009 году. Этот символ уже используется довольно массово, и люди начали к нему привыкать».
Начальник аналитического управления Нордеа Банка Дмитрий Феденков:
«Среди предложенных символов мне наиболее логичным кажется первое начертание, которое можно истолковать как «РР» — российский рубль».
Управляющий директор BrandLab Александр Еременко:
«Вариант 2 единственно приемлемый.
Директор департамента розничных операций Инвестторгбанка Эмма Пономарева:
«Безусловно, введение спецсимвола национальной валюты важно для России. Все знают международные обозначения доллара и евро, значит, наш значок будет в тройке лидеров. Мы хотим видеть рубль мировой резервной валютой и будем гордиться международным символом, будем продвигать его по всему миру. Поддерживаю первую картинку символа рубля, она наиболее приближена к российским реалиям».
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru